Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современном мире, когда проходит процесс демократизации общества, общество повышает внимание к более уязвимым слоям населения, к которым, бесспорно, относятся инвалиды и больные люди. В мировом сообществе число инвалидов имеет тенденцию к увеличению. Этому способствует целый ряд причин, среди которых дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп.
Среди детей и молодежи возникает психическая и познавательная депривация, а также недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Все эти факторы ведут к всевозможным психическим заболеваниям и к отклонению в развитии.
В девяностых годах прошлого столетия впервые были выдвинуты предложения об использовании физических упражнений, как средства укрепления здоровья инвалидов, что привело к серьезным изменениям в отношении общества к инвалидам. И хоть в большей своей части эти видоизменения лишь были провозглашены, они все же сыграли свою положительную роль.
Во многих российских высших учебных заведениях появилась новая дисциплина – адаптивное физическое воспитание.
Степень научной разработанности проблемы. В современной теории физической культуры и спорта достаточно глубоко изучены проблемы использования физических упражнений для развития двигательной активности инвалидов (Л.С. Выготский, И.П. Дубровский, Л.Н. Литош и др.). Много исследований посвящены изучению влияния физических упражнений на функциональное состояние организма ребенка-инвалида, обучающегося в вспомогательной школе (А.А. Дмитриев). Существуют труды, в которых рассматриваются средства и методы оздоровления в физическом воспитании детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (С.П. Евсеев, Г.И. Шанин).
Объект исследования – адаптивное физическое воспитание.
Предмет исследования – адаптивное физическое воспитание как вид адаптивной физической культуры.
Цель работы – изучить адаптивное физическое воспитание как вид адаптивной физической культуры.
Задачи:
1. Изучить научную литературу, соответствующую теме курсовой работы.
2. Раскрыть основные виды и компоненты адаптивной физической культуры.
3. Проанализировать особенности адаптивного физического воспитания.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Основные виды и компоненты адаптивной физической культуры
1.1. Адаптивное физическое воспитание
Целью адаптивного физического воспитания (далее АФВ) является создания осознанного отношения к своим возможностям, твердой уверенности в своих силах, а также к готовности к определенным действиям, преодолению требуемых нагрузок, необходимости в постоянных занятиях физическими упражнениями.
В ходе АФВ в первую очередь уделяется внимание основному заболеванию, вторичных отклонений, выработке механизмов осуществления жизнедеятельности.
АФВ является основным видом адаптивной физической культуры, так как занятия по нему проводятся преимущественно в образовательных учреждениях и являются обязательными для всех обучающихся. Программный материал дисциплины адаптивное физическое воспитание, по которой проводятся занятия, включен в федеральные компоненты образовательных стандартов.
Как педагогический процесс, адаптивное физическое воспитание в России осуществляется в системе специального образования - с гражданами, которые имеют отклонения в состоянии развития. В системе массового образования (школы) адаптивное физическое воспитание осуществляется с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также с лицами, которые отнесены к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах.
Организация процесса адаптивного физического воспитания в системе специального (коррекционного) образования осуществляется в специальных учреждениях. К таким учреждениям относятся дошкольные образовательные учреждения (детские сады комбинированного и компенсирующего вида); специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VIII видов (школы) для лиц с отклонениями в развитии; образовательные учреждения начального профессионального образования: специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
Функции адаптивного физического воспитания представлены на Рис.2.1.
Рис.1.1.- Функции АФВ [8]
1.2. Адаптивный спорт
В сороковых годах прошлого столетия профессором Людвигом Гуттманом был организован медицинский центр для лечения повреждений спинного мозга.
В 1948 году он собрал британских ветеранов, вернувшихся после Второй Мировой Войны с поражением спинного мозга, для участия в спортивных соревнованиях. Эти игры стали прототипом Паралимпийских.
Рис.1.2.-Л. Гуттман
Функции адаптивного спорта представлены на Рис.1.3.
Рис.1.3.-Функции адаптивного спорта [8]
Атлеты, которые участвуют в Паралимпийском движении:
• спортсмены, имеющие ампутированные конечности;
• атлеты, которые имеют церебральный паралич;
• атлеты с нарушениями зрения;
• с поврежденным спинным мозгом,
• с нарушениями интеллекта,
• группа, которая включает в себя иные виды инвалидности. [8]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базовые основы развития физических качеств и совершенствования функциональных и психологических способностей у студентов-спортсменов в вузах/[Н.Г. Головко, С.И. Крамской, И.А. Амельченко и др].- 2017.
2. Выдрин, В. М. Физическая рекреация вид физической культуры [Текст] // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №3. – С.2-19.
3. Дмитриев, А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176 с.
4. Евсеев, С.П., Курдыбайло, С.Ф., Морозова, О.В. и др. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафга. - СПб., 1996. - 95 с.
5. Евсеев, С.П., Шапкова, Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и 0323 «Адаптивная физическая культура». - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
6. Евсеева, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С.П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005
7. Кончиц, Н.С., Васильева, Т.Н. Социальнобиологические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры: учебное пособие. [Текст]// Кончиц Н.С., Васильева Т.Н.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007.-124с.
8. Основные понятия теории адаптивной физической культуры. Методические рекомендации к проведению практических и индивидуальных занятий для студентов специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» Составитель: канд. биол. наук О.Н. Ловыгина .- Курган,2009.-156 с.
9. Современные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры: сб. статей./Под науч.ред. В.А. Баркова.-Гродно: ГрГУ,2021.-111 с.
10. Физическая культура [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С. И. Бочкарева, О. П. Кокоулина, Н. Е. Копылова и др. - Электрон. дан. – Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 344 с. - Доступ из Унив. б-ки ONLINE. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90775, требуется авторизация (дата обращения : 10.05.2021). – Загл. с экрана.
11. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. – Мн.: Тессей, 2016. -560 с.
12. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/Под ред. Л.В. Шапковой.- М.: Советский спорт, 2009.- 464с.
13. Шафикова, Л.А. Участие инвалидов в занятиях экстремальными видами спорта и возможность добиваться положительных изменений психического состояния личности, возвращения жизненной активности, снижения проявлений двигательной и сенсорной депривации /Л.А. Шафикова //Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма.-2015.-С.331.
14. Эпифанов, В.А. Основы реабилитации: учебник / В.А. Эпифанов, А.В. Эпифанов. – М.: Гэотар-медиа, 2020. – 636с.