Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
События, происходящие в современном мире, вызывают сильные изменения во всех сферах жизни человека. Увеличение количества аварий и катастроф, проявлений стихийных бедствий, опасных ситуаций социального характера и отсутствие освоения безопасного поведения в таких ситуациях негативно сказываются на жизни и здоровье людей. В этих условиях возрастает роль обучения, которое связано с подготовкой школьников в области безопасности. Поэтому введение в общеобразовательный стандарт курса «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение жизненно важных навыков, сохранения жизни и здоровья в быту и в неблагоприятных и опасных условиях, умение оказывать самопомощь и взаимопомощь, трудно переоценить.
Особенно значима практико-ориентированная направленность школьного предмета ОБЖ в контексте новых, сложившихся в современных условиях подходов, что нашло отражение в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения, основанных на деятельностно-компетентностном подходе.
В условиях реализации постулаты ФГОС второго поколения, а также цели и задачи, поставленные в схеме обучения безопасности жизнедеятельности, претерпевают реформирование подходов. В приказе Министерства образования Российской Федерации № 413 от 06.10.2009 г. № 413 "Об утверждении ФГОС" обозначено: "главная цель организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья за счёт наиболее приемлемых и эффективных форм занятий, на которых организаторами-педагогами используются практические задания" [1]. По этой причине в настоящее время необходимо не только активно изучать, но и планомерно и целенаправленно воспитывать в молодом поколении практические умения и необходимые жизненные навыки. Учащиеся средней школы должны иметь не просто знания, а в результате обучения приобретённую ими готовность к безопасному поведению, т. е. сформированную компетентность, которая поможет сделать жизнь безопасной.
Сегодня учитель, широко используя в учебном процессе современные педагогические подходы и технологии, обязан развивать самостоятельную продуктивную, творческую деятельность своих учеников, добиваться необходимых плановых результатов (иными словами, стандарта образования). Однако, как показывает практика, инновационные направления внедряются медленно, с некоторыми проблемами. Главная из них – отделение на занятиях от практики и разбора ситуаций в повседневной жизни. В результате учащиеся теряют положительное отношение к изучаемому материалу. Педагог должен организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, а знания востребованными [2]. Только тогда ученики будут успешными.
На решение этой задачи направлено практико-ориентированное обучение. Его суть заключается в создании образовательного процесса, основанного на получении новых знаний и формировании навыков решения ситуационных задач, непосредственно связанных с жизнью.
В этом аспекте обучение основам безопасности жизнедеятельности приобретает несколько иную направленность, отличную от парадигмы традиционных знаний - практико-ориентированный характер, с формированием компетентности применительно к реальным условиям ЧС, а главное, с практическим применением освоенных компетенций.
Таким образом, разработка темы «Практико-ориентированная подготовка школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях» связана с разрешением следующих противоречий между:
- достаточным уровнем теоретической подготовки учителей ОБЖ и недостаточным уровнем владения организацией практико-ориентированного обучения школьников;
- потребностью общества в сохранении жизни и здоровья детей и недостаточной разработанностью проблемы (в теоретическом и методическом плане) практико-ориентированной подготовки детей к действиям в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Новизна проблематики и необходимость современных подходов к учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» определяют актуальность темы курсовой работы: Практико-ориентированная подготовка школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы, сформулированные в работе, могут внести определенный вклад в научное обоснование изучения вопроса организации подготовки школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Теоретической и методологической базой исследования являются работы ученых, которые рассматривают обучение по программам безопасности жизнедеятельности учащихся как одно из важных течений развития образования: В.А. Васнева, В.В. Марков, С.К. Миронов, А.А. Панфилова, Г.В. Репкина, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, и другие. Существенный вклад в изучение педагогических проблем изучения безопасности жизнедеятельности обучающихся и приобретению учащимися практических умений на уроках внесли разработки таких специалистов в этой области, как: А. Гайсумов, Н.В. Кузнецова, Н.И. Купарадзе, В.Н. Латчук, Б.С.Мастрюков, А.В. Легкобытов, Л.Н.Нестеренко, и другие. Проблемы внедрения модели развития познавательных универсальных учебных действий учащихся при применении ситуационных методов раскрыли в своих трудах такие авторы, как: А.А. Панфилова, А.Л.Рыбин, С.С.Самыгин, Л.М.Фридман, и другие.
Объект исследования – процесс подготовки школьников к действиям при чрезвычайных ситуациях.
Предмет исследования: особенности организации практико-ориентированного обучения школьников к действиям при чрезвычайных ситуациях.
Цель исследования: теоретическое и практическое осмысление практико-ориентированного обучения школьников к действиям при чрезвычайных ситуациях.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу;
- раскрыть сущность практико-ориентированного обучения;
- охарактеризовать практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- выявить возможности применения технологий и методов практико-ориентированного обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- обосновать решение ситуационных задач с точки зрения ведущего метода практико-ориентированного обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез)
- методы сбора информации (изучение нормативных актов, психолого–педагогической и учебной литературы)
- обсервационные методы (наблюдение за учебным процессом в школе)
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1. СУЩНОСТЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
На протяжении многих лет образовательный процесс в нашей стране был ориентирован на передачу теоретических знаний, благодаря которым выпускники могли получить специальность после окончания учебного заведения. В Советском Союзе в эту систему были вовлечены производственные предприятия, поэтому отсутствие практических компетенций у выпускников школ и даже у молодых специалистов не воспринималось обществом так остро, как в наше время.
В современном образовании многие учебные заведения лишились возможности получать помощь от предприятий. Кроме того, не все образовательные учреждения имеют возможность приобретать и своевременно обновлять материально-техническое обеспечение, необходимое для развития практических навыков и умений учащихся. В результате общество вынуждено констатировать, что у выпускников практически нет навыков. Такая ситуация является причиной нарастающего противоречия между сферой образования и предприятиями, на которых работают современные молодые специалисты. В этой ситуации единственно возможным решением является совершенствование образовательного процесса и изменение технологии обучения: переход от технологии передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта [3].
Эта технология основана на практико-ориентированном обучении, которое может повысить мотивацию учащихся к приобретению навыков. Для того чтобы раскрыть сущность практико-ориентированного обучения, необходимо проанализировать значение понятий сущность, подход и практико-ориентированное обучение.
Подход - совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела [4]. Сущность - совокупность существенных свойств и качеств вещи [5]. Понятие практико-ориентированное обучение, мы проанализируем с разных позиций и рассмотрим три наиболее распространенных подхода, которые отличаются уровнем охвата элементов учебного процесса [6].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ от 06.10.2009 г. № 413 "Об утверждении Федерального государственного стандарта среднего общего образования".
2. Скворцов, А.В. Формирование готовности будущего учителя ОБЖ к практико-ориентированному обучению старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ А.В. Скворцов; «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» - г. Елецк, 2012. – 26 с. 29.
3. Там же
4. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин – Москва: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
5. Там же
6. Просалова, В. С. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода / В. С. Просалова / Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (дата обращения: 16.01.2022).
7. Там же
8. Скибицкий, Э. Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие/ Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008 − 166 с.
9. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. N 413 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131 (дата обращения 16.01.2022).
10. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1995. – 342 с.
11. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения./ А.Г. Асмолов. Москва: Педагогика, 2009.
12. Скаткин, М. Н., Булатов, Н. П. Значение практических работ учащихся в осуществлении задач политехнического обучения / М. Н. Скаткин, Н. П. Булатов, Т. З. Савич, С. В. Щукин. – Москва: Владос, 2003. – 146с.
13. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий – Москва: Логос, 2011. – 334 с.
14. Там же
15. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: педагогическое пособие для студентов и преподавателей/Н.Е. Щуркова. — Москва, 2002 – 224 с. 69
16. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин – Москва: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
17. Скворцов, А.В. Формирование готовности будущего учителя ОБЖ к практико-ориентированному обучению старшеклассников: автореф. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ А.В. Скворцов; «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» - г. Елецк, 2012. – 26 с.
18. Гин А. А. Приѐмы педагогической техники. / А.А. Гин. Москва: Вита-Пресс, 2006. – 88 с. 8. Данилов, М. А. Дидактика / М.А. Данилов, С.В. Иванов. – Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 2013. – 520 c.
19. Скаткин М. Н., Булатов Н. П. Значение практических работ учащихся в осуществлении задач политехнического обучения / М. Н. Скаткин, Н. П. Булатов, Т. З. Савич, С. В. Щукин. – Москва: Владос, 2003. – 146с.
20. Там же
21. Бочаров Е. А. Ступени обучения выживанию: программно-методическое пособие для педагогов / Е. А. Бочаров, Н. И. Бочарова. – Москва: Владос, 2008. – 201с.
22. Просандеев А. В. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А. В. Просандеев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. – №2. – 64 с.
23. Попов В. А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Попов. – Москва: Академия, 2010. – 200 с.
24. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. Извести УрО РАО. 2005, - №3 (33). – С. 27-34.
25. Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Лабораторный практикум. Учебное пособие для студентов вузов / Н.Г. Занько. - М.: Академия, 2010.
26. Кузнецова Н.В. Игра как нетрадиционная форма организации образовательного процесса по ОБЖ [Текст]: / Н.В. Кузнецова // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2011 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
27. Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебное пособие: рек. Международной Академией науки и практики: учеб. пособие для учеников средней образовательной школы / В. Д. Зазулинский; под ред. К. В. Холопова. - М.: Экзамен, 2013.
28. Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Лабораторный практикум. Учебное пособие для студентов вузов / Н.Г. Занько. - М.: Академия, 2010.
29. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. [Текст]: учебное пособие: рек. Международной Академией науки и практики: учеб. пособие для учеников средней образовательной школы / В.Е.Латчук. - М.: Дрофа, 2012.
30. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию [Текст]: учебное пособие: рек. Международной Академией науки и практики: учеб. пособие для педагогов / Е.А.Бочаров - М.: ВЛАДОС, 2012.
31. Кузнецова Н.В. Игра как нетрадиционная форма организации образовательного процесса по ОБЖ [Текст]: / Н.В. Кузнецова // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2011 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
32. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др. - М.: Просвещение, 2014.
33. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: рекомендовано Рос. акад. естествознания: рук-во к лаб. занятиям по курсу " Безопасность жизнедеятельности" для учеников 5-11 классов / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. - М.: Дрофа, 2012.
34. Самыгин С.И. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности) [Текст]: учебное пособие: рек. Международной Академией науки и практики : учеб. пособие для учащихся средних и средних специальных учебных заведений /С.И.Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
35. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук [Текст]: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / О.Ю. Старцева. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
36. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности" [Текст]: рекомендовано Рос. акад. естествознания: рук-во к лаб. занятиям по курсу " Безопасность жизнедеятельности" / А.А. Михайлов. - М.: Дрофа, 2013.
37. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации [Текст]: рекомендовано Рос. акад. естествознания: рук-во к лаб. занятиям по курсу " Безопасность жизнедеятельности" для учеников 5-11 классов / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев и др. - М.: Просвещение, 2014.