Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что в рамках реализации предметного содержания курса «Технология», необходимо обеспечить обучающимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Конструирование является наиболее эффективным способом для решения этой, одной из основных задач. Младшие школьники могут
использовать приобретенные знания и умения для творческого решения
несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного
решения при их выполнении. Понятие «конструирование» не является новым. Он всегда употреблялось вместе с понятием «моделирование». Конструирование и моделирование означало изготовление макетов каких-либо сооружений.
Архитектурные или технические, эти макеты создавались из готовых деталей репродуктивным способом по инструкции. Так же понятие «конструирование» употреблялось для обозначения деятельности по изготовлению объёмного предмета способом соединения отдельных деталей или частей. В соответствии с заданной методикой, принятой в начальной школе, изделия собирались под диктовку учителя или по инструкционной карте. Здесь нужно заметить, что подобная трактовка понятия «конструирование» не соответствует его истинному смыслу. Подобный процесс не позволяет решать сложных развивающих и образовательных задач, которые стоят перед современной школой и образовательной областью «Технология». В этом заключается актуальность данной работы.
Цель работы: обосновать и практически доказать влияние уроков технологии на формирование конструкторских умений у младших школьников.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия обучения конструированию младших школьников в рамках учебного курса по технологии.
Гипотеза исследования: включение для младших школьников в содержание уроков по «Технологии» заданий на конструирование, положительно скажется на формировании их умений и навыков в данной
области.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий конструирование, конструкторские навыки, виды конструирования.
2. Рассмотреть и проанализировать организационно-педагогические условия для развития конструкторских умений младших школьников.
3.Разработать и реализовать мероприятия в рамках урочной и внеурочной деятельности по обучению младших школьников различным видам конструирования.
Методы исследования: теоретические и практические, сравнительный анализ, изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование.
Структура работы: введение, три параграфа, заключение, список литературы.
1. Характеристика конструкторских навыков: понятие,
сущность, виды
Термин конструирование означает, создание какой либо конструкции, строительство чего либо, или создание чего либо. Исследователь Э.М. Галямова под термином термин конструирование понимала создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Разные исследователи вкладывают в это понятие разный смысл [7]. Занятия детей по конструированию всегда являлись актуальными и востребованными. Эта работа всегда способствовала всестороннему развитию личности младшего школьника и являлась важным средством умственного и физического развития ребёнка. Любая, даже простейшая работа с каким либо конструктором требует постоянного внимания ребёнка и заставляет его думать. Говоря о конструировании, как об обучающем инструменте, всегда подразумевают процесс активного мышления обучающегося. Задача школы и заключается в том, что бы научить детей учиться и думать самостоятельно. Школьники должны уметь размышлять, развивать свои умения и навыки, формировать необходимые полезные компетенции [11].
Конструирование на уроках технологии далеко не всегда является продуктивной деятельностью. Чаще всего эта работа бывает репродуктивной, поскольку выполняется под диктовку учителя. Но необходимо эту работу выстроить таким образом, чтобы она стала средством развития конструкторских умений младших школьников. Исследователь А.В. Козлина считает, что ребенок заранее не продумывает своих действий и не создает определённую конструкцию. Она получается у него случайно и в этом случае говорить о конструировании нельзя. Чтобы до конца вникнуть в суть понятия, необходимо понять, что конструирование – это деятельность ума, а не рук. Конструировать можно не только из готовых деталей из конструкторских наборов [2].
В процессе конструирования дети могут использовать детали, которые можно разработать и создать, то есть, тоже сконструировать. Школьники могут изготавливать все детали конструкций самостоятельно. Вообще, конструировать можно не только технические модели или макеты. Конструировать можно любое изделие, будь то открытка, записная книжка, фартук или игрушка. Что значит сконструировать игрушку. Для начала, нужно представить в материале ее внешний вид и определить форму каждой детали. Далее нужно определить цвет, фактуру материала и др. Тот, кто конструирует, продумывает взаимное расположение всех частей изделия, т.е. полностью разрабатывает его. Конструирование можно обозначить как инструмент обучения педагога и его необходимо включать в педагогический процесс для активного развития мышления младшего школьника. Конструкторская деятельность – это творческая деятельность. Все те ситуации, которые предполагают, что обучающийся от начала до конца является исполнителем чужого замысла, конструированием назвать нельзя. Не будет относиться к конструированию и повторение известных действий, и ни бесцельное манипулирование с предметами [19].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, А. А. Новые образовательные технологии как меха-
низм повышения качества знаний [Текст] / А. А. Алексеева // Молодой ученый. – 2015. – No16. – С. 400-403.
2. Атутов, П. Р. Роль технологического обучения в политехниче-
ском образовании школьников [Текст] / П. Р. Атутов, В. А. Поляков. –Москва: Пресс, 2016. – 128 с.
3. Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников [Текст] / Л.П. Блощицина. - Начальная школа: плюс До и После. - 2003. - с.87
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский.- СПБ.: СОЮЗ,2006.-146 с.
5. Выгонов, В. В. Практикум по технологическому обучению: уч.
пос. для студ. [Текст] / В. В. Выгонов. – Москва: Академия, - 2014. – 250 с.
6. Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии [Текст] / Э. М. Галямова, В. В. Выгонов. – Москва: Академия, 2013. – 340 с.
7. Гвоздева, Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению.
Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального
образования [Текст] / Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. – 2014. – No 6.3. – С. 21-25.
8. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А.Н. Давидчук. – Москва: Педагогика, 2016. – 536 с.
9. Джуир, А.Л. Основы методики художественного конструирования: учеб. пособие [Текст] / А.Л.Джуир.- М.: Прогрес, 2007. - 236с.
10. Жакун, В. В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС / В. В. Жакун. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). - С. 948-950. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28101/ (дата обращения: 05.04.2022).
11. Жестков, В. В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии / В. В. Жестков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8.5 (112.5). - С. 19-22. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28628/ (дата обращения: 05.04.2022).
12. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. - М.: Речь, 2011. – 101с.
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: учеб. пособие [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Просвещение, 2000. - 141с.
14. Лутцева, Е.А. Технология: Школа России [Текст] / Учебник для начальной школы 3 класс / Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева. - М.: Просвещение, 2017. - 75с.
15. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей: метод. пособие [Текст] / А.В. Никитина. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 54с.
16. Новиков, Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии / Н. Н. Новиков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 838-840. - URL: https://moluch.ru/archive/87/16628/
(дата обращения: 05.04.2022).
17. Теплов, Б.М. проблемы индивидуальных различий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html (дата обращения: 05.04.2022).
18. Узорова, О.В. Учебник для начальной школы: Планета знаний 3 класс [Текст] / О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: Астрель, - 2013. - 116с.
19. Шипулина, И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся: учеб. пособие [Текст] / И.А. Шипулина. – М.: Издательство «Начальная школа: плюс – минус», 2002. – 389с.
20. Хорошевская, Л. Л. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время / Л. Л. Хорошевская. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 28 (162). - С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45155/