Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня современному обществу нужны не узкие специалисты - носители отдельных производственных функций, а всесторонне развитые социально активные личности с послевузовским образованием, богатой внутренней культурой. Несмотря на то, что глубокие знания необходимы любому квалифицированному специалисту, профессионально значимые личностные качества особенно важны для педагогической деятельности учителя.
Успех профессиональной подготовки напрямую от профессионально-важных качеств, и их недостаточное развитие является прямой причиной несовершенства профессионального успеха.
Вопрос формирования профессионально-важных качеств будущих специалистов актуализируется в связи с процессами демократизации и гуманизации художественного образования, переходом к личностно-ориентированной гуманистической образовательной парадигме, в реализации задач которой главную роль играет преподаватель.
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к будущему специалисту ряд требований, которые в педагогической науке определяются как профессионально значимые личностные качества, которые характеризуют интеллектуальную и эмоционально-волевую стороны личности, имеют огромное влияние на результат профессиональной педагогической деятельности и устанавливают индивидуальный стиль педагога.
Система педагогического образования является неотъемлемой частью системы высшего образования и целью ее развития является создание такой системы педагогического образования, которая, основываясь на национальных достижениях мирового значения и устоявшихся европейских традициях, обеспечивает формирование педагогических работников, способных осуществлять профессиональную деятельность на демократических и гуманистических принципах, осуществлять образовательную политику как приоритетную функцию государства, направленную на развитие и самореализацию личности, удовлетворение его образовательных и духовно-культурных потребностей, а также необходимость быть конкурентоспособным на рынке труда. В этом контексте важно повышать профессионализм преподавателей, что соответствует современности.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы профессионально-важных качеств учителей освещаются в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Свои труды посвятили этим проблемам такие авторы, как: В.А. Адольф, Н.В. Анненкова, Л.С. Анисимова, Н.А. Асташова, Ю.С. Ачкурина, Е.Д. Безниско, Н.В. Белослудцева, В.Н. Белослудцева, В.Н. Богоявленский, В.А. Ващлеев, И.О. Ганченко, С. Демиденко, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, Т.А. Куликова, М. Курбонова, Л.В. Литвинюк, А.К. Маркова, В.Я. Синенко, В.А. Сластенин, А.А. Халиков, Р.И. Шамхалов и др.
Объект исследования – учитель начальных классов.
Предмет исследования – профессионально-личностные качества в работе учителя.
Цель работы: изучить особенности профессионально-важных качеств – будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
- определить ценность профессии учитель в современной школе;
- охарактеризовать готовность будущих учителей к педагогической деятельности: сущность, структура;
- проанализировать профессионально-важные качества и имидж будущего учителя начальных классов;
- рассмотреть сущность профессионального саморазвития будущего учителя начальных классов.
Основная гипотеза: динамика профессионально важных качеств учителей начальных классов характеризуется качественными преобразованиями уровневых характеристик педагогического мышления, что находит отражение в изменении самоотношения учителя к своим профессиональным позициям и связано с развитием его творческих способностей и локусом контроля личности.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели исследования будут использоваться следующие теоретические методы исследования: анализ, сравнение, систематизация и обобщение данных, которые будут получены в процессе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы по предмету исследования; изучение отечественного и зарубежного опыта формирования профессионально-личностных качеств будущего учителя начальных классов в образовательной среде высшего учебного заведения.
Научная новизна исследования заключается в том, что планируется: впервые определить педагогические условия формирования профессиональных и личностных качеств будущего учителя начальных классов в образовательной среде высшего учебного заведения; выявить компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности будущего учителя начальных классов; уточнить содержание понятий «профессиональные качества», «профессиональный имидж будущего учителя начальных классов», «самообучение».
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные идеи, положения и результаты, полученные автором, могут быть использованы в системе оптимизации образовательного процесса высшего педагогического образования, в профессиональной деятельности научно-педагогических работников вузов, готовящих специалистов в педагогической сфере деятельности.
Структура исследования: вступление, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, список использованной литературы.
Глава 1 Современный учитель: готовность к педагогической деятельности
1.1 Ценность профессии учитель в современной школе
С незапамятных времен и до скончания веков учителя востребованы в любом обществе, потому что именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют наше будущее поколение к жизни век за веком.
Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира и, как следствие, необходимость следовать за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разобраться в сложных вопросах жизни.
Учитель должен понимать всю ответственность, которая лежит на его плечах. Ответственность за то, как дети выйдут из его урока, захотят ли они вернуться вместе с ним в далекие времена. И что они унесут с собой на своих устах, в своих чувствительных и все еще таких хрупких душах? Будет ли их мир наполнен ароматом времени, которое изучается в классе? Эти вопросы всегда должны волновать учителя. Какие технологии можно использовать, чтобы достучаться до их сознания, чтобы они открыли ему свои мысли и чувства? И, наконец, каким человеком он должен быть, каким человеком, каким учителем?
Быть учителем не так-то просто, и дается это не каждому. Недостаточно просто знать предмет, который вы преподаете, важно, чтобы вы могли донести его до детей, чтобы они поняли, о чем идет речь. Также важно, чтобы учитель умел заинтересовать и доказать свою важность. И он также должен уметь найти подход к каждому из учеников, потому что все они по-своему уникальны.
Независимо от того, где находится учитель, атмосфера вокруг него является отпечатком его личности. Молодой учитель - вчерашний ученик, переступивший порог школы. И теперь от него зависит, кем она станет для него - любящей матерью, сердитой мачехой.
Современный учитель - это талантливая, неординарная, многогранная личность, которая может повести за собой детей и заинтересовать их учебой. Настоящий педагог-специалист должен глубоко понимать большие и ответственные задачи, которые на него возложены, всю сложность профессии учителя. Ведь родители и государство доверяют ему самое ценное сокровище мира - ребенка, личность, свою надежду, свое будущее.
И главной задачей любого педагога должно быть обеспечение высокого качества образования и воспитания, творческого развития каждой личности. А это потребует постоянного творчества, неустанной работы мысли, большой духовной щедрости и, самое главное, любви к детям.
Но сможет ли учитель достойно справиться с такими большими и ответственными задачами? Конечно, многое зависит от самого специалиста. Но не все из них. Результат работы учителей определяется не только хорошей профессиональной подготовкой и личностными качествами.
Следовательно, вхождение молодых учителей в сложный мир школьной жизни, их успешная профессиональная деятельность, во многом зависит от того, в какой коллектив попадет учитель, как его встретят, какие условия труда и быта создадут, какой заботой они будут окружены, какую методическую помощь окажут, как будут стимулировать инициативу и творчество.
Поэтому в работе школы очень важно разработать оптимальную эффективную систему работы с преподавателями, которая носила бы творческий характер, способствовала профессиональному развитию начинающих и их закреплению в учебных заведениях.
Больше всего учителям в их работе помогают общешкольные мероприятия: нетрадиционные педагогические советы, методические объединения, заседания психолого-педагогического семинара, деловые, ролевые игры, школа учителя, общение с коллегами, консультации наставников, посещение уроков опытных учителей.
Современная школа нуждается, во-первых, в профессиональном учителе - творческой личности, способной к самообучению, самосовершенствованию и саморазвитию.
Во-вторых, учитель - это исследователь, который постоянно ищет, анализирует, тестирует наиболее рациональные пути, условия, методы, средства, формы эффективного решения конкретных задач образования, обучения и воспитания. Поэтому задача школы - воспитать такого молодого специалиста, помочь ему достичь высокого уровня профессионального мастерства.
Ценность профессии учителя в последние годы несколько нивелировалась, особенно это заметно в России. Но к
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография / В.А. Адольф. – Красноярск: КрГУ, 2008. – 286 с.
2. Анненкова Н.В. Педагогические условия формирования практической готовности будущего учителя как субъекта воспитательной деятельности / Н.В. Анненкова // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2008. – № 4. – С. 39–45.
3. Анисимова Л.С. Система педагогических задач в формировании профессиональных компетентностей учителя начальных классов / Л.С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 311–315.
4. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2012. – 272 с.
5. Акчурина Ю.С. Социально-психологические свойства личности современного учителя начальных классов / Ю.С. Акчурина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 99-102.
6. Безниско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». – Ростов-на-Дону, 2007. – 173 с.
7. Белослудцева Н.В. Готовность студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности / Н.В. Белослудцева, О.В. Петунин // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С. 91–94.
8. Богоявленский В.Н. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методические характеристики / В.Н. Богоявленский. – Санкт-Петербург, 2000. – 370 с.
9. Вазлеев В.А. Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов / В.А. Вазлеев // Молодой ученый. – 2018. – № 3 (189). – С. 181-183
10. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Краснодарская академия МВД России. – Ставрополь, 2005. – 342 с.
11. Демиденко С. Самореализация: сущность, становление, развитие / С. Демиденко // Педагогика и психология. – 2017. - № 2. – С. 32-37
12. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис. на соискание учен. степени докт. пед. наук: спец. 13.00.01 «Oбщая педагoгика, истoрия педагoгики и oбразoвания» / К.М. Дурай-Новакова. – М., 1983. – 32 с.
13. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1976. – 175 с.
14. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М: Высшая школа, 2010. – 119 с.
15. Куликова Т.А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности / Т.А. Куликова, Н.А. Пронина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (192). – С. 84–90.
16. Курбонова М. Теоретико-педагогические основы становления будущих учителей в процессе педагогической практики: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Курган-Тюбинский гос. ун-т имени Носира Хусрава. – КурганТюбе, 2010. – 173 с.
17. Литвинюк Л.В. Педагогическое стимулирование профессионального роста учителей общеобразовательных учебных заведений / Л.В. Литвинюк. – Кировоград, 2007. – 25 с.
18. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. – 2016. - № 6. – С. 55-63.
19. Перехейда А. Стимулирование профессионального мастерства педагога – важный фактор управления / О. Перехейда // Родная школа. – 2015. - № 5. – С. 30-32
20. Синенко В.Я. Профессионализм учителя / В.Я. Синенко // Педагогика. – 2014. - № 5. – С. 45-51
21. Сластенин В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. – 2016. - № 3. – С. 37-42.
22. Смолеусова Т.В. Состояние профессиональной готовности учителей начальной школы к внедрению инноваций / Т.В. Смолеусова. – Вестник НГПУ. – 2012. – № 3. – С. 5–17.
23. Сыздыкбаева А.Д. Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов / А. Д. Сыздыкбаева, Т. Б. Байназарова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. – С. 182-185.
24. Халиков А.А. Формирование педагогических способностей будущего учителя начальных классов / А.А. Халиков, Р.М. Садыков // Молодой ученый. – 2016. – № 21 (125). – С. 949-951.
25. Шамхалов Р.И. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов / Р. И. Шамхалов // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 148-150.