Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Социальная реальность современного российского общества, построенная под влиянием сложных преобразований и модернизации, осуществляющая свою политическую, социальную, культурную, духовную и экономическую сферы, отмечена рядом разрушительных проблем, приведшие к значительному увеличению числа людей нуждающихся в социальной помощи. В приоритете социальной политики государства стоит решение проблем детей-инвалидов, одной из наиболее социально уязвимых групп, во многом определяющая уровень социальной защиты общества, темпы изменений и устойчивое развитие.
В настоящее время наблюдается явное ежегодное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это демонстрирует масштабы проблемы инвалидности детей и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей-инвалидов.
Инвалидность не позволяет ребенку иметь полный социальный контакт и отсутствие достаточного круга общения приводит к неправильной адаптации, приводящей к большей изоляции, что приводит к недостаткам развития.
Проблема детской инвалидности в современном российском обществе возрастает, принимаются и разрабатываются, а также реализуются индивидуальные программы реабилитации, финансовая и социальная поддержка детей-инвалидов, раннего ухода, комплексного образования. Более половины детей с ограниченными возможностями не получают должного образования, большинство становятся аутсайдерами и в конечном итоге маргинализируются.
Каждый десятый инвалид имеет полную или неполную нетрудоспособность, для самостоятельной работы, тяжести расстройств и ограничений социальных функций. Много внимания уделяется проблемам задержки нейропсихологического развития детей, задержки в развитии психики, приводящие в 30–40 % случаев к слабому прогрессу в школе, уменьшению способности работать, неспособности выполнять срочную военную службу.
По этой причине одной из важнейших задач социальной политики государства и общества является развитие и практика социально-культурной деятельности в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Существенный вклад в решение проблемы социально-культурной реабилитации инвалидов внесли работы С.Н. Ваньшина, Т.В. Гудиной, М.Г. Дрезниной, Т.А. Зреловой, А.И. Клюкиной, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздоковой, Л.В. Пыхтина, А.А. Сускало, И.А. Тушевской, Д.В. Шамсутдиновой, Н.А. Чулковой, Н.Н. Ярошенко и мн. др.
Социально-культурная работа с детьми инвалидами включает в себя социально-культурную реабилитацию. Это реабилитация включает в себя: танцтерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия и др. Противоречие заключается в несоответствии между имеющимся малым количеством учреждений социального обслуживания населения, однотипности разработанных программ и внушительном количестве нуждающихся в социально-культурной реабилитации инвалидов.
Актуальность вышеизложенной проблемы обусловила выбор темы курсовой работы: «Социально-культурная работа с детьми-инвалидами».
Объектом курсовой работы является социальная работа с детьми-инвалидами.
Предметом курсовой работы является организация социально-культурной работы с детьми инвалидами.
Цель курсовой работы: изучение социально-культурной работы с детьми-инвалидами, анализ опыта работы социальных работников по теме исследования.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы раскрыть понятия социальной и социально-культурной работы с детьми-инвалидами;
2. Раскрыть содержание социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.
При написании курсовой работы были использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Дети-инвалиды в Российской Федерации: особенности и социальные проблемы
В соответствии с Декларацией прав инвалидов, утвержденной ООН в 1975 году, «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».
В настоящее время проблема детской инвалидности является чрезвычайно актуальной. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В частности, тяжелые нарушения здоровья у детей обусловливают комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем, как для самого ребенка-инвалида, так и для его семьи. В этой связи следует отметить, что поступательное социально-экономическое развитие российского общества невозможно без сохранения существующих и формирования будущих полноценных трудовых ресурсов.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. К причинам, которые способствуют возникновению у детей инвалидности или с которыми рождается ребенок, можно отнести и неблагоприятные условия женского труда, высокий рост заболеваемости родителей, неблагоприятная экологическая обстановка в отдельных регионах и в целом по стране, низкая оплата труда и невозможность обеспечить достойное существование семьи и тем более богатое витаминами питание, врожденные патологии родителей и др. Инвалидизация детей - это трагедия не только нашего государства, но и всего мира. Проблемы детей инвалидов касаются всех сторон современного общества.
Отсюда рассмотрение данных вопросов как законодательного, так и социального характера является всегда актуальной и требует постоянного внимания. По данным статистики на 1 января 2021 года в России насчитывается 655 000 детей с ограниченными возможностями . О проблемах детей инвалидов мы слышим постоянно с экранов телевизоров. Из средств массовой информации. Родители детей-инвалидов обращаются за помощью к неравнодушным гражданам, когда уже изыскали все возможности помочь своему ребенку.
Изучая мнения семей, в которых живут дети-инвалиды, анализируя правовую базу и реальную помощь со стороны государства, становится ясно, что в реальной жизни семьи с детьми-инвалидами часто остаются одни с проблемами воспитания, содержания, лечения и реабилитации детей-инвалидов. Ресурсов на поддержку этих семей выделяется недостаточно, подходы к этим детям формальны, а иногда просто пренебрежительны, в некоторых регионах, в частности, Владимирская область, существуют большие проблемы с лекарственным обеспечением таких пациентов.
К детской инвалидности давно приковано внимание в мире, в нашей стране данные вопросы еще не достаточно освещены и проработаны.
Дети-инвалиды требуют особого подхода для построения образовательных маршрутов, оказания медицинских услуг (приобретение дорогостоящих лекарств, проведение медицинских процедур, оперативные вмешательства и реабилитационные восстанавливающие процедуры, необходимые аппараты и приспособления, инвалидные кресла и т.д.). Все это требует больших затрат, а доход семьи состоит из заработной платы одного или (в редких случаях) двух родителей и социальной пенсии ребёнка. Именно по отношению к таким детям можно судить о истиной толерантности общества, его демократизации, формировании и функционирования институтов гражданского общества.
Отсюда можно рассматривать проблемы детей-инвалидов с разных позиций. С одной стороны - это социальная защита и законодательное регулирование этой защиты. С другой стороны – это законодательное регулирование положения семьи ребенка-инвалида в целом.
Политика Российской Федерации в области защиты и поддержки детей-инвалидов и семей, их воспитывающих направлена на создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями, предоставления им гарантий и льгот при получении образования, при получении доступной медицинской помощи, средств передвижения, лекарственных средств и др. Гарантии предусмотрены также лицам (родителям, опекунам) воспитывающих детей-инвалидов в области трудовых отношений и в области социальной защиты.
В нашем государстве защита детей инвалидов осуществляется на различных уровнях: международном, федеральном, региональном. В законодательных актах закрепляются права и льготы, предоставляемые детям-инвалидам. Определенными правами ребенок инвалид наделен в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, которая содержит привилегии людям с ограниченными возможностями здоровья. Это гарантии в сфере обеспечения жильем, в сфере получения образования, материальная поддержка семей с детьми-инвалидами, предоставление специализированных учреждений, социальная адаптация и другие льготы Основным законом на федеральном уровне, регулирующим социальное обеспечение детей-инвалидов, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В области нормативного правового регулирования по оказанию медицинской помощи детям-инвалидам можно выделить такие законодательные акты как, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (вместе с Правилами признания лица инвалидом и
Приложением к ним «Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма), при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет); приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 августа 2016 г. (с изменениями на 25 августа 2017 года) № 436н «Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» и др.
Данные законодательные акты устанавливают правила признания лица инвалидом, а также закрепляют право на получение бесплатной медицинской помощи детьми-инвалидами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предоставление реабилитационных и санаторно-курортных мероприятий для детей-инвалидов.
Приобретение статуса ребенка-инвалида возможно только в порядке, предусмотренном законодательством, а именно прохождение специального освидетельствования в федеральных государственных учреждениях бюро медико-социальной экспертизы.
2020-2021 год внес свои коррективы в прохождении процедуры медосвидетельствования: процедура первичного освидетельствования инвалидности проводилась заочно, так в период пандемии инвалидность продлялась автоматически.
Правительством РФ было принято решение во избежание коронавирусного инфицирования автоматически продлить инвалидность для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пос. для вузов. М.: ВЛАДОС, 2004. 368 с.
2. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006
3. Астапова В.М. Теоретико-методологические аспекты подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями. М.: Медицина, 2004. 213 с.
4. Бауэр, Е. А. Вопросы социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Е. А. Бауэр, Е. Е. Ворожка // Социальное и педагогическое образование: векторы развития : Материалы Международной научно-практической конференции, Нижневартовск, 23 апреля 2019 года / Ответственные редакторы Л. А.Ибрагимова, Е. А. Бауэр. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 4-6
5. Ганьшина Г.В. Диверсификация высшего образования в условиях социокультурного взаимодействия вуза и музея // Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». – 2015. – № 4 (5). – С. 35- 51
6. Герасимова И.А. Реабилитационные практики мегаполиса: социально-культурный анализ//Культура и образование. Научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2015. – № 4(19). – С. 96-101
7. Герба М.В. Риск инвалидности вследствие психической патологии // Проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов с детства: сб. науч. тр. Л., 2009.
8. Казакова Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями: метод. рекоменд. Ульяновск, 2008. 38 с.
9. Киселева Т.Т., Красильников Ю.Д. Основы социокультурной деятельности. М., 2005. 14 с.
10. Коновалова, С. А. Роль детских школ искусств в социокультурной реабилитации и абилитации детей-инвалидов / С. А. Коновалова // Музыкальная культура и образование: Инновационные пути развития : Материалы VI международной научно-практической конференции, Ярославль, 22 апреля 2021 года / Под научной редакцией С.А. Томчук. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – С. 148-151.
11. Наумчик В.Н. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности. Минск, 2004. 18 с.
12. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. N 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями)// СЗ РФ от 26 октября 2020 г. N 43 ст. 6790
13. Статистика детей-инвалидов в РФ в 2021 г // https://clck.ru/VYKji
14. Умеркаева С.Ш. К вопросу о порядке проведения практики магистров социально-культурной деятельности в условиях реализации ФГОС // Проблемы развития науки и образования: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Ч. II. – М.: «АР-Консалт», 2015. – С. 94-99
15. Умеркаева С.Ш. Проектный подход к организации семейного досуга средствами культуры// Управление инновациями в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С. 229-234