Фрагмент для ознакомления
2
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором не только современных знаний, умений, но и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения .
Известно, что активные методы обучения (АМО) формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений, т. е. помогает в формировании компетенций учащихся. Тема изучения алгебры логики является одной из основополагающих в курсе информатики. В то же время в алгебре логики действуют ряд аксиом, которые ученикам, часто, сложно понять в связи с тем, что операции происходят не над числами, а с высказываниями. Кроме того, использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий , в связи с чем для каждого предмета и темы применяется свой набор АМО, а значит исследование, цель которого - разработка серии фрагментов уроков по теме алгебра-логики с использованием активных методов обучения, является актуальным.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- определить сущность активных методов обучения и их виды;
- проанализировать активные методы обучения применительно к формированию компетенций по информатике;
- определить роль темы «алгебра-логики» в изучении информатики;
- привести фрагменты уроков по теме алгебра-логики с использованием активных методов обучения.
Объектом исследования в данной работе являются активные методы обучения, а предметом - тема алгебры-логики в курсе информатики.
Методами исследования в данной работе являются метод наблюдения и анализа.
Материалами исследования в данном работе послужили труды по теме компетенций в современном образования В. И. Байденко, А. Г. Бермуса, М.В. Смородиновой, С. А. Шейкиной и др., исследования по активным методам обучения на уроках информатики А. Н. Ившина, О. Б. Зайцевой, В.П. Беспалько, А. М. Смолкина, В. И. Маршева и др а также, материалы по теме «алгебра-логика» из курса школьной информатики на ГДЗ по информатике за 8 класс под. Ред. Л.Л. и А.Ю. Босовых.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в теории активных методов обучения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять полученные практические результаты в практике активных методов обучения применительно к информатике.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Роль активных методов в современном преподавании информатики
1.1. Активные методы обучения -сущность и виды
Активные методы обучения (АМО) - это необходимый компонент современного школьного образования, для которого на первый план все больше выходит обучение не предметам, а компетенциям.
Хотя программа, основанная на компетенциях, является новинкой, ее цели не новы. На самом деле, педагоги всегда были заинтересованы в разработке общих процессов «ноу-хау» и закреплении знаний, полученных в классе. Эта программа позволит любому ученику развить его способность мыслить и действовать в соответствии с видением мира, который он будет строить изо дня в день. Эта логика имеет ряд педагогических последствий, таких как:
1)Делать знания, усвоенные в школе жизнеспособными и устойчивыми:
А именно, школа поможет учащемуся осмыслить знания, полученные на уроке, и научит его, как эффективно и полезно использовать их. Его обучение должно быть реинвестировано не только в школьные контексты (то есть из одной ситуации в другую или из одного дисциплинарного контекста в другой), но и в контексты вне школы.
2) Развивать мыслительный процесс ученика:
Для достижения этой цели жизненно важно усилить когнитивную функцию школы, установив тесные связи между приобретением знаний и развитием мыслительных процессов. Акцент на развитие компетенций исключает сосредоточение исключительно на приобретении дисциплинарных знаний, а способствует развитию процессов мышления, необходимых для их усвоения и использования в реальной жизни.
3) Предоставлять условия обучения, соответствующие потребностям учащегося:
Учащийся должен понимать пользу интеллектуальных ресурсов, которые он развивает, в связи с проблемами, с которыми он может сталкиваться в повседневной жизни. Компетентностный подход позволяет связать развитие личных ресурсов и возможных жизненных ситуаций, которые могут потребовать такие ресурсы.
4) Положить конец дисциплинарным барьерам:
Программа обучения, основанная на компетентностном подходе направлена на развитие компетенций в различных ситуациях реальной жизни, обращаясь к различным источникам, связанным с дисциплинарными областями. Выходя за пределы дисциплинарной области, эти сквозные компетенции будут реализовываться в постепенно расширяющейся области, поскольку они будут использоваться и развиваться в различных контекстах в дальнейшем обучении и жизни учащихся школ.
5) Выбрать персонализированную педагогику:
В классическом понимании педагогическая цель подразумевает оценку в конце учебного процесса того, что было четко преподано учащемуся в процессе обучения. Однако, в случае компетентностного подхода учитель оценивает ученика с точки зрения развития, принимая решение о выборе подходящих методов, ситуаций, инструментов оценки, способов реинвестирования предпосылок и видов коррективной работы.
Таким образом, значение оценки меняется: от конечного внешнего категоричного (нормативного или сертификационного) значения в сторону движущей силы обучения.
При этом важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения – система методов обучения.
Сущность АМО заключается в обеспечении активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.
АМО — это форма взаимодействия обучающихся и учителя, обеспечивающая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока .
Проанализируем, почему активные методы обучения называются именно так.
Рисунок 1 Основные методы активного обучения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Шиян Г.А. Активные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 39-42.
2. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.
3. Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.
4. Шейкина С.А. Методики мотивации учении и эмоционального отношения к учению / С.А. Шейкина; МОУ СОШ с. Васильевка Самарской области.
5. Ившин, А.Н. Учебный предмет Информатика и ИКТ как инструмент для формирования информационной компетентности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 5. С. 22-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-predmet-informatiki-i-ikt-kak-instrument-dlya-formirovaniya-informatsionnoy-kompetentnosti
6. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса [Текст] / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста.
7. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании// Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сентября. [Электронный ресурс] https://vuzlit.ru/559727/problemy_realizatsii_kompetentnostnogo_podhoda_obrazovanii
8. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Б. Зайцева. - Армавир, 2002. - 169 с. [Электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/formirovanie-informatsionnoi-kompetentnosti-budushchikh-uchitelei-sredstvami-innovatsionnykh
9. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с
10. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., Просвещение, 1991
11. Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения. Изд.: МГУ, 1991
12. Босова Л. Л., Босова А. Ю. ГДЗ по информатике за 8 класс [Электронный ресурс] https://megaresheba.ru/gdz/informatika/8-klass/bosova
13. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М., 1991. –90 с.
14. Братцева Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы / Г.Г. Братцева // Философия образования: сб. материалов конф. Вып. 23. – СПб., 2002
15. Сборник "Активные методы обучения" [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/sbornik-aktivnye-metody-obucheniia.html
16. Гибш И.А. Активность учащихся как условие, необходимое для повышения качества обучения / И.А. Гибш. – М., 1961
17. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998
18. Исаева З.А., Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Активные методы и формы обучения в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – Алматы: Қазақ университеті, 2005. – 122 с.
19. Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Петрова Т.И.. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. -176 с.
20. Orazalina Z.,Zavalko N.,Yessekeshova M.D.,Tashkenbayeva Z.M.,Aldabergenova S.International Journal of Environmental and Science Education- A method of developing technological readiness for using virtual educational environment in the professional activity of a college teacher. - 2016. – Vol. 11. – P. 3477-3486
21. Nazhmadin M., Shayakhmetova B. The use of active teaching methods in mathematics Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2020. № 1 (21). С. 13-16.
22. Semkin A.V., Wаiman G.N. The essence and content of active learning methods Наука и реальность. 2021. № 2 (6). С. 61-63.
23. Bylykova M. Active teaching methods as means of developing students creativity Bulletin of Science and Practice. 2021. Т. 7. № 6. С. 491-498.
24. Возмилкина Е.Н. Интерактивные формы обучения в системе высшего образования: "метод мозгового штурма Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 106-108.
25. Рядинская Л.В., Солдатова В.И., Гречихина И.А. Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики, Инновационная наука. 2016. № 11-2. С. 202-204.
26. Смирнова Е.С. Использование кейс-технологии на уроках математики и информатики с целью формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2. С. 152-157.
27. Этапы урока по ФГОС [Электронный ресурс] https://www.sites.google.com/site/fgosurok/home/etapy-uroka-po-fgos-spargalka