Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Приоритетной задачей образования в XXI веке является воспитание гуманной личности, которая могла бы строить свои отношения с окружающим миром на почве взаимопонимания, сотрудничества и толерантности. Важное значение в решении этой проблемы имеет дополнительное образование, что способствует гармоничному развитию личности, обеспечивает условия ее социализации в свободное от учебы время. Спецификой учреждений дополнительного образования является быстрое реагирования на общественные запросы, на интересы и потребности молодого поколения, требования государства в отношении образования и воспитания личности. Поэтому возникает потребность утверждения в современном российском обществе гуманистических ценностей, усиление воспитательной функции образовательных учреждений, расширение круга субъектов воспитания, налаживание взаимодействия семьи, учреждений дополнительного образования с целью выработки совместной воспитательной позиции и стратегии ее реализации в процессе нравственного воспитания нового поколения.
Система дополнительного образования согласно Закону об образовании Российской Федерации является составной частью всей системы образования, что определяет необходимость создания педагогическими кадрами условий для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи. при этом семья выступает не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как ключевой партнер.
В связи с этим одной из целей, которые стоят перед учителем, является необходимость оказания «психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в семье и образовательном учреждении». Успешное достижение поставленной цели возможно только при выборе оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка. Решение этой проблемы возможно только при осознании учителями многообразия способов работы с семьей и активном участии родителей в образовательном процессе, зачастую ограниченном их трудовыми отношениями и невозможностью посещения мероприятий, предлагаемых педагогами.
Семья оказывает воспитательное воздействие на человека на протяжении всей его жизни. Но особенно велика роль семьи в начале жизни человека. Конечно, при объединении усилий родителей и педагогов это влияние будет сильнее и эффективнее. Задача образовательных учреждений (дошкольного и дополнительного образования) – всемерно содействовать этому обучению.
Таким образом, правильный выбор педагогом способов работы с семьями учащихся будет способствовать достижению обозначенной цели и будет отвечать государственной семейной политике. Среди задач, реализация которых возможна через систему дополнительного образования в направлении работы с родителями, можно выделить: развитие различных форм семейного отдыха; регулярная организация семейных праздников, конкурсов, праздников; поддержка семейных клубов, родительских объединений различного типа; повышать педагогическую культуру родителей за счет использования различных форм взаимодействия.
Вместе с тем приходится констатировать, что проблема взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи в процессе воспитания школьников еще недостаточно разработана в теоретическом плане.
Актуальность указанной проблемы обусловила выбор темы нашей работы «Методы совместной работы учреждения дополнительного образования и семьи по воспитанию детей».
Цель исследования: обоснование методов совместной работы учреждения дополнительного образования и семьи по воспитанию детей
Объект исследования: организация совместной работы учреждения дополнительного образования и семьи по воспитанию детей.
Предмет исследования: методы совместной работы учреждения дополнительного образования и семьи по воспитанию детей.
Гипотеза: предполагается, что совместная работа учреждения дополнительного образования и семьи позволит повысить общую эффективность дополнительного образования в области воспитания.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику взаимодействия родителей и педагогов как необходимого условия для воспитания;
2. Описать методы взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования и его реализация в воспитании обучающихся;
3. Провести методический анализ воспитательных воздействий учреждения дополнительного образования и родителей в педагогическом процессе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования;
абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром); синтез (объединение фактов в одно целое); индукция (рассуждение от частного к общему); дедукция (рассуждение от общего к частному); аналогия (перенос знания с одного предмета на другой); классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу) и др.
База исследования: МБДОУ Детский сад №16, г. Архангельск.
Глава 1. Теоретические основы совместной работы учреждения дополнительного образования и семьи по воспитанию детей
1.1. Взаимодействие родителей и педагогов - необходимое условие для воспитания
Задача параграфа: рассмотреть специфику взаимодействия родителей и педагогов как необходимого условия для воспитания.
Понятийное поле: родители, педагоги, взаимодействие, воспитание.
Самыми первыми и незаменимыми воспитателями в жизни каждого человека являются родители. Именно они несут ответственность за своих детей, за организа¬цию жизни семьи. Родительская мудрость является духовным достоянием детей. Семейные отношения, построенные на гражданском обязанности, ответствен¬ности, мудрой любви и требовательности отца и матери, сами становятся огромной воспитательной силой. В семье одинаково важная роль принадлежит как отцу, так и матери. Их слова имеют для ребенка авторитетное значение.
Проблема взаимодействия педагога и родителей до 80-х годов ХХ века. оставалась мало исследованной отечественными и зарубежными учеными, а в последние годы определилась как одна из наиболее актуаль-ных. Это предопределяет потребность в выявлении, научном разработке и апробации эффективных способов ор¬ганизации взаимодействия педагога и родителей в учебно- воспитательном процессе. Решение этой проблемы заложено исследователями стран СНГ (Ш.А.Амонашвили, В.В.Виноградовым, В.В.Чередовим, Г.А.Цукерман) и отечественными учеными (Т.В.Башинской, А.А.Киличенко, В.С.Миляевой, А.Г.Савченко, В.П.Тименко). Анализ теоретических и методических источников по указанной проблеме свидетельствует о значительном изменение во взглядах как на содержание взаимодействия с родителями, так и на требования к личности педагога (Т.Ю.Голубева, Л.В.Островская, В.А.Павленчик и др.).
В нормативной документации современного образования отмечается, что семья несет полную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. На этапе раннего семейно¬го воспитания родители как первые педагоги призваны создать условия для полноценного физического и психического становления личности, обеспечить чувство защищенности, равновесия, доверия, сформировать активное заинтересованное отношение к окружающе¬му мира [2, с. 45]. Следовательно, процесс взаимодействия с семьей является активным и успешным при условии, если родители чувствуют глубокую заинтересованность в воспитании ребенка¬ [9, с. 34]. С целью учета активной позиции родителей в воспитании собственных детей будем использовать понятие «взаимодействие».
В широком значении взаимодействие - это связь между предметами в действии, согласованное действие между кем-либо [10, с. 85]. Одна из форм взаимосвязи между явлениями, сущность которых заключается в обратном действии одного предмета (явления) на другой; происходит в пространстве и времени и является специфической для каждой из форм движения материи [7, с. 344]. Как философская категория понятие «взаимодействие» отражает процесс воздействия различных объектов друг на друга, связь между ними (непосредственный или опосредованный, внешний или внутренний). Свойства объекта могут быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Каждая из сторон, что взаимодействует, является причиной другой и следствием обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие в этом контексте обусловливает развитие объектов [8, с. 80].
Процесс взаимодействия, по Ю.А. Верхотуровой, ¬связан с непосредственным общением между людьми, когда они вступают в определенные связи, отношения, вы¬двигая целью осуществления влияния на другого человека: получение ответа, выполнения поручения, ¬понимание чего-то и т. п [5, с. 26].
Выяснено, что взаимодействие - это процесс непо¬средственног
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. – К., 1991. – 134 с.
2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. — 1997. — №9.-С.7
3. Баринова Л.В. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании учащихся в российских школах в XIX веке // Вестник КемГУ. 2014. №1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-v-vospitanii-uchaschihsya-v-rossiyskih-shkolah-v-xix-veke (дата обращения: 19.01.2022).
4. Белова В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования: Сб. научных трудов /В.В. Белова. М.: Просвещение, 1999.
5. Верхотурова Ю.А. Педагогическое взаимодействие родителей с детьми раннего возраста в учреждении дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Верхотурова. Ю.А. – Челябинск, 2008. – 23 с. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-vzaimodeistvie-roditelei-s-detmi-rannego-vozrasta-v-uchrezhdenii-dopolniteln (16.01.2022).
6. Вовлечение родителей в деятельность Российского движения школьников. Методическое пособие [Электронный ресурс]: самост. учеб. электрон. изд. / Червоная И.В., Толкачев А.А., Парамонова М.Ю., Толкачева Д.Г., Авдулова Т.П., Зверева О.Л., Кротова Т.В., Духавнева А.В., Ревина Е.В.; ФГБУ «Российский детскоюношеский центр». – Электрон. дан. – М.: «НОК», 2018. – 53 с
7. Воспитательный потенциал современной семьи и социально- педагогические механизмы его развития и реализации: Монография / Отв. ред. И.Ф.Дементьева, Т.С.Борисова. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 205 с.
8. Григорьева А.Г. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы [Текст] /А.Г. Григорьева. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. – 189 с.
9. Евладова Е.Б. и др. Дополнительное образование детей: Учеб. пособ. для студ. уч-ний сред. проф. образования /Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н Михайлова. М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А..Ю. Педагогический словарь /Г.М Коджаспирова., АЛО. Коджаспирова. М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 176 с.
11. Копейкина Н.Б., Белякова Н.В. Организация взаимодействия с родителями обучающихся Центра дополнительного образования детей в рамках реализации личностно- ориентированной модели // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vzaimodei-stviya-s-roditelyami-obuchayuschihsya-tsentra-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-v-ramkah-realizatsii (дата обращения: 19.01.2022).
12. Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Воспитательный потенциал современной семьи: структурно-компонентный анализ и диагностика: учеб.-метод. пособие. Пермь, 2011.
13. Коробкова В.В.Развитие воспитательного потенциала семьи. Учебное пособие,2018г. Изд-во: Перьм– 221с.
14. Кучмаева О.В. Петрякова О.Л., Синельников А.Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // СОЦИС, 2010. – №2. – С. – 49 – 55.
15. Ларченко Ю. А. Особенности взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей в воспитании подрастающего поколения // Педагогические науки. 2006. № 4. С. 115-117.
16. Логинова, Л. Г. Нужна Ли программа воспитания для дополнительного образования детей? / Л. Г. Логинова // Журнал педагогических исследований. – 2021. – Т. 6. – № 5. – С. 69-74.
17. Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики : сборник статей / под ред. Т. Н. Владимировой, Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. – Москва : МПГУ, 2018. – 454 с.
18. Павленко Ксения Викторовна, Поливанова Катерина Николаевна, Бочавер Александра Алексеевна, Сивак Елизавета Викторовна Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты // Вопросы образования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-shkolnikov-funktsii-roditelskie-strategii-ozhidaemye-rezultaty (дата обращения: 19.01.2022).
19. Павлова Н.И. Дополнительное образование детей в современных условиях и инновационные механизмы совершенствования // МНКО. 2020. №4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-sovremennyh-usloviyah-i-innovatsionnye-mehanizmy-sovershenstvovaniya (дата обращения: 19.01.2022).
20. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования[Электронный ресурс] — URL: // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 1-11.doi: 10.17759/ psyedu.2015070301
21. Современное дополнительное образование: новое время – новые подходы : материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 22 ноября 2018 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2018. – 320 с.
22. Теория, методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: Материалы III всероссийской (национальной) научно-практической конференции, февраль 2020 г., Волгоград / Волгоградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»; Под общ. ред. А.Н. Бурова. – Волгоград: Сфера, 2020. – 154 с.
23. Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 13–14 апреля 2017 г. / сост. А. Г. Кирпичник, О. В. Миновская, А. Г. Самохвалова, О. Б. Скрябина, Е. В. Тихомирова; под ред. Л. И. Тимониной ; Костром. гос. ун-т. – Кострома : Костром. гос. ун-т, 2017. – 410 с.
24. Тонков Е.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие / Е.В. Тонков. – Белгород : ООО «Эпицентр», 2018. – 172 с.
25. Чиркова М.В. Развитие воспитательного потенциала семьи посредством изучения образовательных потребностей родителей // Научнометодический электронный журнал «Концепт», 2016.- Т.-11- С.-3621-3625. URL: http://e-koncept.ru/2016/86762.htm.