Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. То, как человек справляется с собственными изменениями и воспринимает себя как уникальную личность, отличную от других или желающую сохранить свои особенности, занимающую маскулинную или фемининную позицию, отражается на формировании личности человека. Как известно, активная деятельность в подростковом возрасте связана с восприятием своего места в мире, поиском оптимальной для собственного развития идентичности. Фактор обучения в вузе, нахождения в тесном контакте с другими студентами разного пола и возраста отражается в понимании возможности и желательности изменения себя в быстро меняющейся среде» [14, с.40]. Ученые неоднократно занимались проблемой исследования личности человека, связанной с поиском ответов на вопросы: «Кто я в этом мире, кто я по отношению к другим, к своему будущему?»
Показано, что идентичность и проблемы образа Я связаны с возрастными изменениями, соотнесением своего образа с его маскулинными или фемининными аспектами, которые могут осознаваться или не осознаваться субъектом [5].
Объект исследования: личность современного юноши и девушки.
Предмет исследования: гендерная идентичность.
Цель исследования: изучить особенности гендерной идентичности современных юношей и девушек.
Гипотеза исследования:
о различии неизменных и изменчивых категорий идентичности в зависимости от пола и возраста;
о связи между личностными, общими и групповыми категориями идентичности, их изменчивости и желанности.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования выявлены следующие задачи работы:
Анализ психологических особенностей подросткового возраста;
Исследование проблемы формирования гендерной идентичности;
Изучение особенностей формирования гендерной идентичности современных юношей и девушек.
Методологические основы: При написании курсовой работы автор опирался на теорию культурно-исторического развития Л.С. теория тождества Выготского, Э. Эриксона; Иванова Н.Л., Мнацаканян И.А.; М. В. Бревер. Анализ гендерных отношений в современном обществе можно найти в работах И. Кона, С. Голода, Г. Силласте, И. Тартаковской, Е. Здравомысловой, А. Темкиной, Н. Митрохина, Ж. Чернова, Л. Шпаковская в том числе. Ю. Градскова, Т. Лыткина и др.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы для корректировки учебного процесса в вузах.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
1. Теоретические аспекты гендерной идентичности юношеского возраста
1.1 Понятие гендерной идентичности
Идентичность - это сущностное, внутреннее, постоянное и субъективное восприятие человеком самого себя, устанавливающее сходство и отличие его от других людей и определяющее его уникальность.
Процесс осознания своей гендерной идентичности является одной из составляющих образа эго. Этот процесс тесно связан с развитием личности, формированием ее самосознания и общественного сознания.
Личность формируется на протяжении всей жизни. Этот процесс имеет как прогрессивное, так и регрессивное направления. При определенных негативных обстоятельствах формирование идентичности может полностью задерживаться или возвращаться к более примитивным формам (регрессия) [7, с.140].
Особо следует отметить, что процесс нарушения идентичности может быть спровоцирован травмирующей ситуацией в детстве или подростковом возрасте. Подростки могут столкнуться с нарушениями гендерной идентичности, если их родители развелись или если родители подростка имеют негативный образ (пьют, курят, матерятся и т.д.). Нарушение гендерной идентичности в подростковом возрасте может создать в будущем условия для развития различных форм поведенческих отклонений и расстройств личности.
Гендерная идентичность – это идентификация с мужским или женским полом, взятие на себя соответствующей роли [2, с.96].
Гендерная идентичность — это психический процесс, лежащий в основе психики каждого человека и характеризующийся попыткой человека перенять характеристики гендерной группы, к которой он относится, и почувствовать чувство принадлежности.
Основные факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности [3, с.54]:
Наличие в семье определенных традиций, распределение ролей между членами семьи и др.
Отношение семьи к религии.
Наличие в семье предметной и материальной культуры.
Роль образовательного учреждения в развитии личности детей и молодежи.
Влияние СМИ на детей и молодежь.
Этапы формирования гендерной идентичности:
Первичная идентификация (возраст до 2 лет) - большая роль отводится родителям ребенка, которые указывают ему его пол, а сам однополый родитель подает ему пример поведения.
Второй этап (после 3 лет) - ребенок начинает самостоятельно понимать свою принадлежность к одному из полов по особенностям строения своего тела и выполняемым функциям (девочка помогает маме прибираться, мыть посуду. Мальчик помогает отцу по хозяйству).
Особую роль играет третий этап (период школьного возраста) - юность, когда у ребенка появляются первичные половые признаки, характерные для определенного пола.
1.2 Гендерные различия в юношеском возрасте
Юношеский возраст – это возраст от 14 до 18 лет, который является своеобразным переходом от детства к взрослой жизни.
Одной из особенностей юношескоговозраста является то, что в этот возрастной период наступает конец социализации личности, физиологии и полового созревания, завершается процесс формирования личности в целом.
Юношеский возраст у девочек характеризуется тем, что у них происходит гормональная стабилизация и завершается формирование половых органов. За это время девочки вырастают из угловатых подростков в статных и красивых девушек.
У юношей в этот период продолжается формирование половых орг
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алонцева, А.И. Самоосуществление личности в юношеском возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 201. - № 3. - С. 23-26.
2. Артамонова Т.В. Морфологические критерии гендерной идентификации / Т.В. Артамонова, В.В. Стешенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 7-11.
3. Бургарт В.Ю. Антропометрические маркеры андрогенной насыщенности у юношей разных типов телосложения / В.Ю. Бургарт, Н.Н. Медведева, И.А. Зализняк // Естествознание и гуманизм: сб. науч. тр. - Т. 3, № 1. - Томск: СГМУ, 2016. - С. 64-66.
4. Бутовская М.Л. Антропология и психология для спорта. Выявление психосоматических комплексов у спортсменов-единоборцев / М.Л. Бутовская, Е.В. Веселовская, А.В. Кондратьева, Е.А. Просикова // Материалы I Всероссийского конгресса «Медицина для спорта» (г. Москва, 19-20 сентября 2021 г.); URL: http://www. sportmedicine.ru/medforsport-2011-papers/butovskaya.php (дата обращения: 18.01.2022).
5. Врублевский Е.П. Отбор и подготовка спортсменок в легкой атлетике с позиции полового диморфизма / Е.П. Врублевский // Здоровье для всех. - 2020. - № 1. - С. 51-54.
6. Замчий Т.П. Половой диморфизм в морфологических характеристиках спортсменов силовых видов спорта / Т.П. Замчий, Ю.В. Корягина // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3; URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=4676 (дата обращения: 18.01.2022).
7. Колиниченко И. А. Групповая идентичность и отношение к себе как гражданину в образе Я студентов-психологов. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Общество знаний и проблемы инновационного развития региона». Ставрополь: СКФУ, 2018. С. 287–292.
8. Колокольцев, М.М. Двигательные качества юношей-студентов с разными индексами полового диморфизма / М.М. Колокольцев // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 14.
9. Корженко А. Л. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте. // Вопросы психологии. 2020. № 2.
10. Корнетов Н.А. Интегративная антропология: от медицины к философии / Н.А. Корнетов // Новые идеи в философии. - 2017. - Вып. 6. - С. 32-41.
11. Лубышева Л.И. Особенности гендерной социализации женщин, занимающихся традиционно мужскими видами спорта / Л.И. Лу¬бышева, А.А. Бадртдинова // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 2.
12. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. пед. учеб. завед. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. – 608 с. 8
13. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2021. № 3 (17). [Электронный ресурс] / Психологические исследования. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.01.2022)
14. Свистунова Е.В. Использование методов арттерапии для диа-гностики и коррекции нарушений половой идентичности / Е.В. Свистунова. - М.: МГПУ; URL: http://www.phil.gu.se/sffp/ reports2/27.%20Svistonova.pdf (дата обращения: 18.01.2022).