Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до одиннадцати лет. В этом возрасте проявляются такие возрастные новообразования, как внутренний план действий, рефлексия, произвольность психических функций. Они развиваются благодаря овладению учебной деятельностью, хотя у ребенка в этом возрасте сохраняется стремление к игре [28].
Применительно к младшему школьному возрасту проблема формирования мотивации достижения представлена в немногочисленных экспериментальных исследованиях таких как Н.В.Афанасьева, Т.А.Евграфова, И.Ю.Кулагина, М.В.Матюхина, Т.А.Саблина. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте имеет свою специфику и требует особого рассмотрения. В этот период начинают складываться представления о собственных возможностях, формируются компенсаторные схемы относительно усилий и способностей, тип атрибуции, оказывающие влияние на развитие мотивации достижения, идёт становление учебной деятельности и её мотивации [1].
Ребенок приходит в школу с определенным уровнем развития мотивации достижения, который сложился в дошкольный период в процессе игры и занятий. Как правило, учащиеся с высоким уровнем мотивации достижения стремятся к успеху в учении, имеют более высокую успеваемость. Все это важно для учения в школе. Однако, как показывает анализ этого вопроса в практике школы, в ряде случаев уже в первые же месяцы учения у ребенка снижается реальное стремление к учению. Учение как бы теряет личностный смысл, учащийся перестает проявлять усилия, преодолевать трудности [11].
Цель исследования – изучить особенности мотивации достижения у младших школьников.
Объект исследования – мотивация достижения младшего школьника.
Предмет исследования – особенности развития мотивации достижения у младших школьников.
Гипотеза: особенности предъявляемых учащимся задач (трудность, разнообразие, количество и качество) оказывают влияние на характер мотивации достижения .
Задачи:
-проанализировать теоретические основы изучения особенностей мотивации достижения у детей младшего школьного возраста;
-охарактеризовать психолого- педагогические особенности мотивации достижения младших школьников
-подобрать методы и провести эмпирическое исследование развития мотивации достижения у младших школьников
-проанализировать результаты диагностики мотивации достижения у младших школьников
-описать методы и приемы по развитию мотивации достижения у младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (диагностика).
Практическая значимость заключается в том, что сформированность представлений у педагога о структуре мотивации достижения младших школьников позволит выработать наиболее эффективные способы влияния на академическую успешность.
База исследования: МКОУ СОШ № 4 г. Калач - на – Дону, 3 класс. 15 человек.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей мотивации достижения у детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие мотивации достижения в психологии
Существует достаточно большое количество определений такого психологического феномена, как мотивация достижения. Наиболее точным и
комплексным, с нашей точки зрения, является определение, данное Т.О. Гордеевой, авторитетным специалистом в этой области. Т.О. Гордеева определяет мотивацию достижения как возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение определенного результата, к которому можно применить критерий успешности, то есть сопоставить его с другими результатами, используя стандарты оценки.
Мотивация достижения проявляется в том случае, если человек стремится добиться высоких результатов в значимой для него деятельности и прикладывает к этому определенные усилия [6].
В современной психологии для определения побудительных факторов в поведении человека используются термины-понятия «мотивация» и «мотив». В широком смысле мотив (от лат. moveo -«двигаю») - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, эталоны и т.п.. Понятие «мотивация», впервые употреблённое А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины», трактуется как совокупность условий, направляющих, характеризующих действия, как комплекс мотивов, как желание, вызывающее эффектность действий человека и характеризующее его целенаправленность [29].
В современных отечественных исследованиях изучению мотивации и мотивов уделяется особое внимание. Под мотивацией Э.А.Уткин понимает «состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации». По мнению Г.Г. Зайцева, «мотивация - это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные
потребности». А.М. Сергеев рассматривает мотивацию как «процесс, обусловленный необходимостью, которая создает побуждение к действию или активности» .
Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит теория Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова об основной учебной деятельности младшего школьника и динамике отношения к учению в младшем школьном возрасте - повышение заинтересованности к результату и снижение познавательного интереса. Л.И. Божович, исследуя мотивацию школьников к учению, приходит к выводу, что одним из основных факторов, раскрывающих психическую суть данного отношения, является тот комплекс мотивов, который определяет учебную деятельность школьников. При этом вопрос формирования стабильности личности есть в первую очередь проблема развития социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. А.К. Маркова в мотивации учения младших школьников акцент делает на непринужденности, открытости, доверчивости детей, на их вере в бесспорный авторитет учителя и стремлении осуществлять любые его задания [2] .
В свою очередь зарубежные учёные М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури под мотивацией понимают «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения собственных целей ».
Своеобразное представление о мотивации свойственно представителям гештальтской психологической школы. К. Левин, создавший методику экспериментального исследования мотивов, рассматривал их как что-то независимое. Согласно концепции Д.К. Маккеланда, все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь есть «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения либо результатов. Мотив достижения рассматривается как причина человеческих действий [25].
Г. Олпорт, будучи представителем «персона-листического» направления, в своей книге «Личность» высказал мысль об индивидуальном подходе к мотивации человека. В его концепции самореализации человек рассматривается как первоисточник человеческого поведения.
В концепции мотивации Э. Даффи поведение описывается с учётом его направленности (подход, единое направление поведения) и интенсивности (внутреннее побуждение и активность). Д. Берлайн создал непростую систему мотивации, в соответствии с которой потребность определяет интересы человека. Однако сама потребность у него непосредственно связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и по этой причине его концепция физиологична.
В концепции мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрекращающемуся развитию как к главному мотиву. Мотивы формируются потребностями, которые обладают рядом уровней: от биологических потребностей вплоть до нужд самоактуализации. Перечислим ключевые человеческие потребности, выделенные учёным: потребность в выживании / в безопасности /в комфорте / в свободном времени / в любви / в уважении / в самореализации. Как только у человека появляются гарантии выживания (сохранение своей жизни, жизни близких, друзей), он начинает думать о безопасности каждого отдельного аспекта жизни: 1) финансовая безопасность: желание сэкономить и приумножить достаток; 2) эмоциональная безопасность: чувство внутреннего комфорта; 3) физическая безопасность: первостепенная нужда в еде, тепле, жилище и одежде. Поведение находится в зависимости от нужд и возможностей, а также обусловливается внутренними и внешними мотивами [14].
Обзор трудов отечественных и зарубежных психологов и педагогов по проблемам мотивации в целом и учебной мотивации, в частности, показал, что исследование данных понятий проводится с целью уточнения определенных исходных позиций и последующего, более углубленного изучения вопросов мотивации.
Дефиниционный анализ термина «мотивация» позволил выявить два направления в трактовке данного понятия: в рамках первого направления мотивация анализируется с точки зрения структурных составляющих, как комплекс условий, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, цели, планы, желания и т.д.); в рамках второго направления мотивация рассматривается не как статичное, а как динамичное образование, как процедура, система, что активизирует и поддерживает поведенческую активность человека на определённом уровне.
Деятельность в отсутствии мотива либо с низким мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается весьма неустойчивой. От мотивации учащихся начальных классов зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. От того, как ощущает себя младший школьник в определенных условиях, зависит объём стараний, прилагаемых им в учёбе. По этой причине очень важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у детей интенсивное внутреннее желание к знаниям, интеллектуальному труду.
Учёными выделяются следующие виды мотивации:
- познавательная мотивация,
- мотивация достижения успеха,
- компенсаторная мотивация,
- престижная мотивация,
- мотивация избегания неудачи [12].
Теперь обратимся к взглядам на мотивацию достижения немецкого психолога Х. Хекхаузена . Х. Хекхаузен рассматривает данный феномен как попытку человека увеличить или сохранить максимально высокими свои способности к тем видам деятельности, к которым можно применить критерии успешности и где выполнение деятельности может привести к успеху или неудаче. Психолог отмечает, что мотивация достижения всегда ориентирована на конечный результат: достижение успеха или избегание неудачи.
К другим особенностям мотивации достижения по Х. Хекхаузену относятся постоянный пересмотр целей и постоянное возвращение к прерванному заданию. Также нужно сказать о том, что, с точки зрения ученого, деятельность достижения должна удовлетворять следующим условиям: оставлять после себя конкретный результат; этот результат должен оцениваться количественно или качественно; требования к деятельности не должны быть ни завышенными, ни заниженными, чтобы человек мог как добиться в ней успеха, так и потерпеть поражение, и затратить определенное количество времени и сил; должна быть определенная сравнительная шкала оценивания результатов деятельности и некий нормативный критерий; деятельность должна нравиться субъекту и результат должен получить он сам.
Таким образом, деятельность достижения имеет место быть в том случае, если выполняется одно и более условий и нет признаков отсутствия остальных. Деятельность достижения включает в себя следующие этапы: валентность и побуждение мотива, постановка цели, период деятельности и период последеятельности.
1.2. Психолого- педагогические особенности мотивации достижения младших школьников
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Ахмадуллин, Ш.Т., Мотивация детей. Как мотивировать ребенка
учиться / Ш.Т. Ахмадуллин, Д.Н. Шарафиева. – М.: Билингва, 2016. – 80 с.
2.Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков /
Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
3.Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и школьников / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. – М: Педагогика, 1972. – С. 7–44.
4.Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. –
СПб.: Речь, 2007. – 458 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов/ Б. А.Сосновский [и др.]; под редакцией Б.А.Сосновского.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 359с.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
7. Иванова, М. В. Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2014. -№6- С. 712-715.
8.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. –
512 с.
9. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. –
М.: Наука, 2010. – 956 с
10. Крылова, Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д. А. Крылова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 23 (127). - С. 437-439.
11. Леонова, Н.А. Изучение мотивационной сферы младших
школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. – 2015. – № 2. – С. 24-25.
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис. – СПб, 2007. – 352 с.
13.Матяш, Н. В., Павлова Т. А. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 256 с.
14.Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной
деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. – 2015. – №5. –С. 129-139.
15. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов/ Л.Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.– 460с.
16.Приемы и методы повышения мотивации к обучению/автор-составитель М.И. Корней. – Субочи: ГУО «Субочский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа», 2017.-11 с.
17. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
18.Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2книгах. / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
19.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях внедрения ФГОС. «Наша новая школа» / Под ред. В. В. Рубцова. – М.: Просвещение, 2016. – С. 5–27.
20.Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов/ Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л.А. Головей. – 2-е изд., испр.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 413 с.
21. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие/ И. В. Дубровина [и др.]; под редакцией И.В.Дубровиной.– 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
22.Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для вузов/ Е.Л.Солдатова, Г. Н.Лаврова.– 2-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 384с.
23.Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 471 с.
24.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
25.Фридман, Л. М., Кулагина И. Ю. Мотивация учения // Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С. 192–194.
26. Хилько, М. Е. Возрастная психология: учебное пособие для вузов/ М. Е. Хилько, М. С. Ткачева.– 2-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 201с.
27. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов/ О.В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г.В.Базаева; под редакцией О. В. Хухлаевой.– Москва: Издательство Юрайт, 2020.– 367с.
28. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
29.Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов/ И.В. Шаповаленко.– 3-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020.– 457с.
30. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И.В. Шипка // Начальная школа. – 2014. – № 2. –С. 12-13.