Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране, и введения режима самоизоляции дошкольные образовательные организации были вынуждены перейти в формат онлайн общения с родителями своих воспитанников.
Образовательный процесс был переведен в дистанционный формат. Это вызвало необходимость перестраиваться и дошкольной системе образования, искать новые формы работы с родителями в первую очередь с целью оказания консультативной и методической помощи.
Изменения, на которые сегодня нацелены все дошкольные образовательные организации, направлены на улучшение его качества. А в условиях дистанционного общения с родителями воспитанников вопрос согласованности действий детского сада и семьи становится особо актуальным.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставят перед педагогами задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования является создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В психолого-педагогической литературе нередко затрагивается проблема взаимодействия детского сада и семьи. Как институтам первой социализации ребенка, детскому саду и семье необходимо находить пути взаимодействия, обеспечивающие более эффективное влияние на развитие детей. Как и любое другое сотрудничество, оно предполагает определенное взаимообогащение, помогающее решать разного рода задачи. В данном случае детский сад должен обеспечить повышение уровня педагогических знаний родителей, оказывать помощь в воспитании детей. К сожалению, не все родители и педагоги понимают всю актуальность этой проблемы.
Семья – это естественная и наиболее благоприятная среда для воспитания и развития ребенка, где он учится познавать, радоваться, сочувствовать, перенимает социальный опыт. Семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. Семья является своеобразной моделью общества, всех его социальных связей и отношений.
В соответствии с ФГОС развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций, главной целью которого является развитие навыков самообслуживания через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. И на данном этапе важно содействие детского сада и родителей.
Цель данной работы: изучение возможностей использования дистанционной форм работы с родителями для повышения компетентности в сфере формирования навыков самообслуживания на третьем году жизни.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Сделать анализ психолого-педагогической литературы по проблеме дистанционной работы с семьями воспитанников;
• Выявить представления родителей;
• Разработать и апробировать комплекс мероприятий, организованных в дистанционной форме для повышения компетентности родителей в вопросах формирования навыков самообслуживания на третьем году жизни;
• Проанализировать эффективность проведенной работы.
Объект исследования: дистанционные формы работы ДОО с родителями.
Предмет исследования: повышение компетентности родителей в сфере формирования навыков самообслуживания на третьем году жизни средствами дистанционных форм работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Педагогическая компетентность родителей
Психолого-педагогические компетенции являются неотъемлемой чертой уровня профессиональной подготовки, как профессиональных педагогов (учителей, воспитателей), так и самих родителей – как первых воспитателей в жизни каждого ребенка. Непосредственно психолого-педагогическая компетентность родителей включает психолого-педагогические знания и коммуникативные навыки, сочетающиеся с личностными качествами, необходимыми для успешного выполнения возложенных на них государством, обществом и социальными институтами функций и обязанностей .
Важно отметить, что к настоящему времени в психолого-педагогической науке отсутствует единое понимание структурных элементов родительской компетентности.
И.Г. Волик определила психолого-педагогическую компетентность родителей как понимание потребностей ребенка и способность организации жизнедеятельности с точки зрения перспективы развития ребенка . А исследователь Д.Н. Иванова дает следующую характеристику основных психолого-педагогических компетенций современных родителей: приоритетные ценностные и духовно-нравственные ориентации, родительские чувства, установки, ожидания и доминирующая модель семейного воспитания. В свою очередь, семейное воспитание во многом определяется рядом факторов, детерминируемых целями, мировоззрением и ценностями старшего поколения . Отсюда следует, что при работе по психолого-педагогическому сопровождению родителей в условиях дошкольной образовательной организации необходимо опираться на имеющийся внутренний педагогический потенциал семьи, а также на индивидуальные черты и свойства личности.
По мнению Р.В. Овчаровой, структура родительской психолого-педагогической компетенции рассматривается как совокупность трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (знания о психологических особенностях детей дошкольного возраста и методах их воспитания), эмоционального (родительские чувства и установки, а также значимые личностные качества, наличие которых необходимо для осуществления поддержки ребенка в его личностном становлении) и поведенческого (умения использовать имеющиеся знания в практической деятельности на пути воспитания) .
Встречается и другая точка зрения: педагог П.И. Бархатова, ссылаясь на Е.В. Бондаревскую, отмечает, что ключевыми компетенциями успешного родителя должны быть информационная, мотивационная, технологическая, коммуникативная и рефлексивная .
В работах Т.В. Коваленко дается обобщенное понимание психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста как совокупности личностно-деятельностных характеристик родителя. Они выражаются через высокий уровень личностной готовности и способности принимать ребенка как ценность, успешно овладевать и применять на практике базовыми психолого-педагогическими знаниями, умениями. Также обозначена способность использовать родителем разнообразных способов сотрудничества с ребенком в различных видах деятельности. Эти
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий//Телекоммуникация и информатизация образования. – 2004. – 124 с.
2. Бархатова П.И. Воспитание культуры поведения / П.И. Бархатова // Дошкольное воспитание. 2018. – № 11. – С. 18-25.
3. Буйместру, И.А. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя / И.А. Буйместру // Образование и воспитание. – 2020. – № 4 (30). – С. 7-10. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5438/
4. Вайс С.П. Взаимодействие ДОУ и семьи в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста / С.П. Вайс // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2017. – № 6. – С. 106-109
5. Васягина Н.Н. Кабинет психолога: Психологические рекомендации семьям, имеющим детей, в условиях самоизоляции // Центр цифровой трансформации образования Единое цифровое пространство Свердловской области URL: https://www.youtube.com/watch?v=o1LgkL4GQik
6. Волик И.Г. Эффективное взаимодействие с родителями: [семинарпрактикум для педагогов с элементами коммуникативного тренинга] / И.Г. Волик // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2016. – № 3. – С. 39-47
7. Волкова Т.А. Возможности и трудности образовательного процесса в режиме самоизоляции // URL: Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». 2020. № 8. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tvvolkovavozmozhnosti-i-trudnosti-obrazovatelnogoprocessa-v-rezhime-samoizolyacii.html
8. Волосовец Т.В. У воспитателей в детсадах появились абсолютно новые компетенции: из выступления советника Министра просвещения РФ // СДО.2020.25 апр. URL: https://sdojournal.ru/news/news/718-competetntion2020.html
9. Зинин А.С. Современные форматы обмена профессиональным опытом для воспитателей дошкольных групп https://www.youtube.com/watch?v=4CEN_yRJDLw //Образование и воспитание № 4 (30) 2020.-С.10.
10. Иванова Д.Н. Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся [Электронный ресурс] / Д.Н. Иванова // Молодой ученый. 2019. – № 19 (257). – С. 319-322
11. Коваленко Т.В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования [Электронный ресурс] / Т.В. Коваленко // Современные исследования социальных проблем, Modern Research of Social Problems. 2015. – № 4(48). – С. 102- 112.
12. Лазарева М.В. Модели дистанционных образовательных технологий и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация. Материалы Всероссийской науч.конференции с междунар. участием. 2019. С.249-256 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41847199_47505624.pdf
13. Люблинская А.А. Воспитание самостоятельности у детей / А.А. Люблинская // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - С. 66-72.
14. Микляева Ю.В. К вопросу о педагогической культуре родителей. // Ребенок в детском саду. - 2005 - №3
15. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Институт психотерапии, 2016. – 319 с.
16. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М. : Издательство Скрипторий, 2008.
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655. doshkolnikov 4263981.html
18. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016. - 1096 с.
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.;
21. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2002. - 369 с.
22. Теплюк С.Н. Я сам! / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1997. - №12. - С. 57-61.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации / сост. Т. Цветкова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
24. Фролова О.В. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1.