Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность связана с продолжающейся модернизацией российского образования, которая поставила новые задачи перед системой образования. На современном этапе развития общества ему необходимы предприимчивые и образованные люди, которые способны принять важные решения в различных ситуациях, оценивать всевозможные последствия, готовы активно сотрудничать, являются самостоятельными, инициативными, обладающими конструктивностью, мобильностью, динамизмом, чувством ответственности за развитие страны.
В последние годы формирование познавательного интереса детей стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном люди с высоким уровнем познавательного интереса.
В младшем школьном возрасте происходит активное познавательное и творческое развитие. В связи с этим образовательная и творческая деятельность в условиях школы является самоценным, принципиально новым этапом в жизни ребёнка: в этот период он приступает к систематическому обучению. С этого времени заметно расширяются различные аспекты взаимодействия его с окружающим миром, меняется социальный статус и повышается потребность в самоактуализации.
Проблема: какие условия формирования познавательного интереса младших школьников являются эффективными при обучении технологии?
Цель: изучить формирование познавательного интереса у младших школьников
Объект: познавательный интерес у младших школьников
Предмет: условия, направленные на формирования познавательного интереса у младших школьников.
Гипотеза:
Задачи:
-раскрыть понятие познавательный интерес
-описать процесс формирования познавательного интереса у младших школьников
-рассмотреть возрастные особенности младших школьников
-описать условия для формирования познавательного интереса на уроках технологии.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ педагогического опыта.
Методологическая основа: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы при организации практических занятий со студентами, а также в практической деятельности педагога начального образования.
§ ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения познавательного интереса. Рассмотрим, какие подходы существуют к характеристике данного понятия.
1. В работе В.Б. Бондаревского отмечается, что развитие познавательного интереса определяется в качестве онтогенетического процесса. Интересы здесь выступают не как постоянные структуры; они способны изменяться в зависимости от того, как происходит взросление, а также выстраиваться в определённую иерархию [Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.; 143]
Данный автор отмечает, что термин «внутренняя позиция» ребёнка был предложен Л.И. Божович. Он означает его деятельность и особенности поведения, а также весь комплекс его отношения к самому себе и к окружающему. Внутренняя позиция является важным фактором психологической зрелости личности.
К интересам Л.И. Божович относила как непосредственные детские желания, так и сознательные стремления.
2. Интерес является опредмеченной потребностью. Интересы имеют значение смыслообразования, за исключением чувственной стороны, т.е. интересы подчиняются определённой цели человека и не связаны с его внутренними переживаниями. Таким образом, интерес является побудителем смыслообразующей деятельности, важным условием которой служит цель, а также конкретные представления об итоговых результатах деятельности. [Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81; 77]
3. Интерес представляет собой какое-либо желание человека, выступающее в качестве средства достижения его целей. Так, человек может хотеть заработать большое количество денег, необходимых для покупки автомобиля. При этом данный автомобиль ему необходим для того, чтобы выглядеть не хуже соседа, который имеет машину этого уровня. Анализируя желания людей, можно заметить, что за каждым осознанным желанием стоит другое, более значимое желание, которое психологи называют личностной ценностью. Именно стремление соответствовать этим ценностям лежит в основе формирования интересов личности. Поскольку базовые цели не всегда представлены в сознании, то нам придется иметь дело с проблемой бессознательного. Отрицание роли бессознательного делает невозможным понимание интереса [Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.; 133].
Согласно другой западной концепции, ведущим фактором, который оказывает влияние на поведение человека, является окружающая среда. Последователь теории бихевиоризма Б.Ф. Скиннер считал, что научные методы обеспечивают возможность познания всего поведения человека, поскольку оно полностью подчинено окружающей среде. Скиннер не разделял представлений о скрытых психических процессах. По его мнению, человеческое поведение в основном детерминируется его окружением.
Понятия «интерес» и «стимул» не являются тождественными. Стимул представляет собой внешнее побуждение по отношению к человеку, а интерес – внутреннее. Стимул актуален лишь тогда, когда имеется интерес. При этом стимул служит для укрепления мотивации личности к определённой деятельности или типу поведения. Например, интерес к любимому делу укрепляется хорошим заработком, интерес ребёнка. Например, к рисованию укрепляется положительными характеристиками рисунков, которые дают взрослые. Соответственно, пока интерес не сформирован, стимулировать человека к определённой деятельности не имеет смысла.
4. Также к настоящему времени не разработано единого подхода к пониманию интереса. Так, отмечается, что поиск единого определения данного понятия не может быть правильным. Для различных авторов интерес рассматривается как одно из побуждений, вместе с целями, мотивами и потребностями. Это во многом связано с тем, что единого определения данных характеристик пока нет [Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.; 49].
В свою очередь познание представляет собой получение определённой информации. Психологи, которые рассматривают личность с точки зрения когнитивной психологии, утверждают, что человек – это не машина, с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
6. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
7. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
8. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
9. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
10. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
11. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 45¬47.
12. Моргунова И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект / И.Г. Моргунова // Вестник БГУ. – Изд-во БГУ, 2010. – №1. – С. 255-258.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. УМК Геронимус Т.М. 1-4 кл. – Режим доступа – URL: https://lbz.ru/books/724/
15. УМК Лутцевой. Е.А. Технология (1-4) – Режим доступа – URL: https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-e-a-luttsevoy-tehnologiya-1-4/
16. УМК Конышевой Н.М. ТЕХНОЛОГИЯ. Программа. 1 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 4 классы– Режим доступа – URL: https://docplayer.ru/346419-N-m-konysheva-tehnologiya-programma-1-4-klassy-pourochno-tematicheskoe-planirovanie-1-4-klassy.html
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 41 с.
18. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/309/39309/files/bup.pd
19. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся//Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9.
20. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124