Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) предполагает формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Формирование УУД является главной задачей современного образования, которые способствуют обеспечению у младших школьников умения учиться. Учащихся необходимо научить самостоятельно, ставить учебные задачи, произвольно строить речевые высказывания, подбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, осуществлять анализ, сравнение, строить рассуждения и доказательства и пр. Всё это относится к блоку универсальных учебных действий.
В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривают формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейшие взаимосвязи. Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира.
Специфика урока окружающего мира и его значимость для формирования УУД обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.
Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. В этом заключается актуальность темы курсовой работы.
Изучением универсальных учебных действий на уроках окружающего мира занимались некоторые педагоги и психологи: А.Г. Асмолов [Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2020. — 150 с.], Д.Б. Эльконин [Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — М.: Юрайт, 2021. — 457 с.], и др.
Проблема исследования: Какими должны быть оптимальные психолого-педагогические условия для эффективной деятельности по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира у первоклассников.
Цель исследования: изучить особенности формирования коммуникативных универсальных действий у первоклассников.
Объект исследования: образовательный процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира у первоклассников.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира у первоклассников.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть характеристику педагогической категории «коммуникативные универсальные учебные действия».
2.Изучить возрастные особенности младших школьников с точки зрения формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
3.Проанализировать программу по предмету «Окружающий мир» А.А. Плешакова «Школа России».
4.Рассмотреть условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
5.Подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса.
Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме коммуникативных универсальных учебных действий.
Методологической основой исследования являются труды ученых по: психологии (Л.С. Выготский [Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 281 с.], А.Г. Асмолов [Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 150 с.], В.Н. Белкина [Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с.] и др. ), педагогике (Л.В. Федина [Федина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учебное пособие для вузов / Л. В. Федина. — М.: Юрайт, 2021. — 131 с.], А.В. Миронов [Миронов, А. В. Теория и технология преподавания интегрированного курса "Окружающий мир" : учебник и практикум для вузов / А. В. Миронов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 447 с.], Е.Н. Землянская [Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — М.: Юрайт, 2022. — 247 с.] и др.), по технологиям современного образования (Е.Н. Ашанина [Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.]; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — М.: Юрайт, 2022. — 165 с.], Л.Л. Рыбцова [Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л. Л. Рыбцовой. — М.: Юрайт, 2022. — 92 с.], Ю.С. Попова [Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для вузов / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — М.: Юрайт, 2021. — 126 с.] и др.).
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
Современное общество подвержено постоянным изменениям, которые требуют быстрой модернизации процесса образования, определения и постановки новых образовательных целей, принимающих во внимание как социальные и государственные интересы и потребности, так и личностные. В соответствии с ФГОС НОО, в документе содержатся новые запросы к основной программе образования, а именно к ее содержанию, условиям применения и результатам изучения.
Главным отличием нового ФГОС НОО становится переход от традиционных способов обучения к системно-деятельностному подходу, который был разработан и отражен в работах Л. С. Выготского [Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — М.: Юрайт, 2022. — 281 с.], Д. Б. Эльконина [Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — М.: Юрайт, 2021. — 457 с.], где раскрываются главные психологические закономерности процесса, обучения, направленного на развитие [Моисеенко Н.В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2015. — Т. 3. — № 9-1 (20-1). — с. 178-182; 178].
Меняются и требования к результатам обучения. В современном мире информация постоянно изменяется и обновляется. Уже недостаточно только знать, нужно обладать особыми умениями, чтобы работать с ней. Поэтому результаты в виде умений становятся более востребованными и ценными. ФГОС НОО [] выделяет следующие результаты обучения в начальной школе:
- личностные, которые включают стремление и умение обучающихся к саморазвитию, развитие мотивировки к учебе и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, которые отражают их индивидуальноличностные воззрения, социальные зоны ответственности, индивидуальные свойства; развитость основ гражданской идентичности.
- предметные, которые включают понятный для обучающихся опыт, полученный в процессе изучения учебного предмета, необычной для этой предметной области деятельности по получению нового знания, его трансформации и использованию, а кроме того, систему базовых элементов научного знания, которые являются базой для настоящей научной картины мира.
-метапредметные, содержащие освоенные обучающимися многофункциональные учебные деяния (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают освоение основными компетенциями, определяющими базу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Теория формирования универсальных учебных действий появилась на базе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым [Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2020. — 150 с.], И.А. Володарской, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, С.В. Молчановым и Н.Г. Салминой. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и другие оценивают универсальные учебные действия как умение субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, при поддержке осмысленного и активного присвоения нового для себя общественного навыка. В наиболее узком смысле Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. оценивают универсальные учебные действия как совокупность методов действия ученика, дающие возможность самостоятельно воспринимать новые учебные знания и учебные умения.
Универсальные учебные действия — это единые влияния, открывающие вероятность обширной ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, в том числе понимание учениками ее целенаправленных, ценностно-смысловых и операциональных данных.
В более широком смысле роль словосочетания «универсальные учебные действия» отмечают независимое формирование и самосовершенствование путём осмысленного и активного присвоения нового общественного умения. Поскольку восприятие новых условий представляется важным критерием успешной реализации стандарта, рассмотрим взаимосвязи всех трех компонентов критериев. Универсальные учебные действия устанавливаются в единстве друг с другом. Невозможно раздельно друг от друга создавать разные группы УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные.
Создание универсальных учебных действий в начальной школе формируется тремя взаимодополняющими положениями, отмечают Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.] [Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.]; - Москва: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. - 218 с.]:
1. Создание универсальных учебных действий как цель общеобразовательного процесса определяет его организацию и содержимое.
2. Создание универсальных учебных действий происходит в условиях освоения разными учебными дисциплинами.
3. Универсальные учебные действия, их качества и свойства устанавливают результативность учебного процесса, в частности создание знаний и умений; установление компетенций учащихся и образа мира.
Индивидуальное понимание учащимися новых учебных знаний, создание учебных умений, компетентности, самостоятельную организацию учебного процесса, то есть умение учиться, развивается при помощи универсальных учебных действий, дающих возможность учащимся ориентироваться в разных предметных сферах и в организации самой учебной деятельности. Умение учиться помогает учащимся усвоить все нужные составляющие учебной деятельности, такие как: познавательные и учебные мотивы; учебные цели и задачи; учебные действия и операции.
Универсальные учебные действия являются гарантом формирования склонностей к исследованию окружающего мира: желание проводить направленный поиск, обработку и использование информации.
Основные функции универсальных учебных действий:
- предоставление возможностей обучающегося самостоятельно реализовывать деятельность учения, устанавливать учебные цели, разыскивать и применять нужные средства и методы их свершения, осуществлять контроль и проводить оценку процесса и результатов деятельности;
- формирование требований для гармоничного становления личности и её самореализации на базе готовности к постоянному образованию; предоставление эффективного усвоения знаний, создание умений, навыков и компетентностей в любой предметной сфере.
Наиболее подробно рассмотрим универсальные общеучебные действия, представленные А.А. Абрамовой и Е.Ф. Козиной [Абрамова А.А., Козина Е.Ф. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в процессе групповой работы по курсу «Окружающий мир» / А.А. Абрамова, Е.Ф. Козина // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения: материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / сост. и отв. ред.: М.С. Смирнова. – М.: Спутник+, 2016. – 177 с.; С.134-139], к которым принадлежат:
- самостоятельное определение и акцентирование познавательной цели;
- отбор и установление необходимой информации;
- применение методов поиска информации при помощи компьютера;
- структурирование и обобщение знаний;
- осмысленное и случайное формирование речевого выражения в устной и письменной форме;
- подбор более продуктивных способов решения, находящихся в зависимости от конкретных обстоятельств;
- установка основной и второстепенной информации; самостоятельная нацеленность и понимание текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
- установка и формирование задач, самостоятельное создание алгоритмов работы при решении проблем творческого и поискового характера.
В составе основных видов универсальных учебных действий, определяемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Нами будет подробно рассмотрен коммуникативный блок.
По ФГОС НОО [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.] «Коммуникативная компетентность — это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели». К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения образовательной программы, дополняет традиционное содержание образовательных и воспитательных программ, служит основой разработки примерных учебных программ.
Коммуникативные универсальные учебные действия в стандартах образования рассматриваются как:
а) умение слушать и слышать других людей;
б) признание права каждого человека на собственное мнение;
в) умение принимать решение с учетом позиций всех участников учебного процесса;
г) умение представить себя устно и письменно, а также уметь сотрудничать с другими людьми при совместном решении поставленной учебной задачи;
д) умение представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур.
Дети учатся сотрудничать друг с другом, выражать свои мысли в соответствии с заданием и учитывать мнения одноклассников или взрослых. Они развивают способность извлекать недостающую информацию через вопросы, заданные другими людьми. Научитесь владеть методами коллективной деятельности, методами действий в ситуациях общения. На уроках по всему миру младшие ученики учатся устной речи, общаются с природой, взаимодействуют друг с другом, извлекают информацию.
Педагогическая деятельность – это процесс решения бесчисленных стандартных и нестандартных педагогических задач. Предметом педагогической задачи могут быть знания студентов, их личные и деловые качества, отношения, все те характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям.
Такие как паралингвистические средства общения (интонация, паузация, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность); экстралингвистические средства (смех, шум, аплодисменты и т.д.) кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (позы, движения, дистанция общения).
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что формирование коммуникативных способностей младших школьников в образовательной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что сегодня является очень актуальной задачей в работе учителя начальной школы. С помощью методик развития коммуникативных навыков личности можно преодолеть проблемы в общении и добиться развития коммуникативных навыков личности.
Изучив характеристику педагогической категории «коммуникативные универсальные учебные действия» (Абрамова А.А., Козина Е.Ф.), необходимо рассмотреть возрастные особенности младших школьников с точки зрения формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова А.А., Козина Е.Ф. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в процессе групповой работы по курсу «Окружающий мир» / А.А. Абрамова, Е.Ф. Козина // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения: материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / сост. и отв. ред.: М.С. Смирнова. – М.: Спутник+, 2016. – 177 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25912275
2. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А.Г. Асмолов, Н.А. Пастернак. – М.: Юрайт, 2020. – 150 с. – URL: https://urait.ru/bcode/454928
3. Асмолов А.Г. Современная школа: развивающая и развивающаяся / А. Г. Асмолов // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 42-46. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-shkola-razvivayuschaya-i-razvivayuschayasya
4. Белкина В.Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учебное пособие для вузов / В.Н. Белкина. – М.: Юрайт, 2022. – 170 с. – URL: https://urait.ru/bcode/494170
5. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2022. – 281 с. – URL: https://urait.ru/bcode/494401
6. Джалилова К.С. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2015. – № 5-1. – С. 18-20. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24391146
7. Зимнякова И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников // Наука и образование: новое время. – 2015. – №1 (6). – С. 532-534. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23582702
8. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – Р. 8–14. – URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf
9. Косикова Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников Психология обучения. – 2014. – № 2. – С. 114-121. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21091027
10. Котлярова Т.С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Т.С. Котлярова. – Омск, 2016. – 23 с. – URL: https://omgpu.ru/sites/default/files/filefield_paths/dssertacionnoe_issledovanie_kotlyarova_t.s._omsk.pdf
11. Микерова Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 537. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25390127
12. Миронов А.В. Теория и технология преподавания интегрированного курса "Окружающий мир": учебник и практикум для вузов / А. В. Миронов. – М.: Юрайт, 2022. – 447 с. – URL: https://urait.ru/bcode/494798
13. Митичева Т.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности //Альманах современной науки и образования. – 2015. – № 5 (95). – С. 129-131. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23270250
14. Моисеенко Н.В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – Т. 3. – № 9-1 (20-1). – С. 178-182. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25116222
15. Нургалиева Э.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий //Современный взгляд на будущее науки. – 2015. – С. 219-221. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23778350
16. Петрова И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве начальной школы: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / И.В. Петрова И.В. – Казань, 2017. – 22 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-obuchayushchikhsya-v-obrazovate
17. Пичугин С.С. Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности / С.С. Пичугин // Начальная школа. – 2019. – № 7. – С. 42-49. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38598061
18. Попова И.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Nauka-Rastudent.ru. – 2015. – №5 (17). – С. 36. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23573216
19. Попова С.Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стадии: учебное пособие для вузов / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. – М.: Юрайт, 2021. – 126 с. – URL: https://urait.ru/bcode/492845
20. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Е.Н. Ашанина [и др.]; под редакцией Е.Н. Ашаниной, О.В. Васиной, С.П. Ежова. – М.: Юрайт, 2022. — 165 с. – URL: https://urait.ru/bcode/492982
21. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. – М.: Юрайт, 2022. – 92 с. – URL: https://urait.ru/bcode/441628
22. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]. – М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. – 218 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26692803
23. Федина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учебное пособие для вузов / Л.В. Федина. – М.: Юрайт, 2021. – 131 с. – URL: https://urait.ru/bcode/495645
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. — 31 с. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ найти новый источник
25. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 13-17. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38163267
26. Чуланова, Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.А. Чуланова Н.А. – Саратов, 2017. – 24 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-obuchayushchikhsya-v-urochnoi-i
27. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2021. – 457 с. – URL: https://urait.ru/bcode/445354
28. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 12–18. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/904/904099.htm
Учебно-методическая литература
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2021. – 214 с. (дата обращения: 16.01.2022).
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений 1 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2021. – 98 с. (дата обращения: 16.01.2022).