Фрагмент для ознакомления
2
В рамках модернизации образования современная школа сегодня претерпевает существенные изменения. В условиях перехода к новым образовательным стандартам возникает вопрос о том, какой должна стать цель начального общего образования. В федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается в качестве одного из результатов обучения сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека [3]. Иными словами школа должна способствовать формированию языковой личности ребёнка. Необходимо понимать, что такой подход к обучению родному языку обусловливает необходимость оперативной и одновременно очень качественной подготовки к функционированию его языковых средств.
Актуальность формирования лексических понятий у младших школьников связана с модернизацией современного начального образования и всего общества в целом. Зачастую на уроках русского языка учителя слышат ответы, скудные в своём лексическом отношении. Младшие школьники испытывают сложности при рассуждениях и ответах на вопросы, которые поставлены учителем. Зачастую им трудно доказывать своё мнение, приводить примеры из жизни, а также грамотно отвечать на вопросы по тексту. Бедный словарный запас учащихся мешает успешной работе в области орфографии. Работа, направленная на развитие речи младших школьников - важнейший аспект обучения родному языку в школе.
Проблема каковы методические условия формирования лексических понятий младших школьников в на уроках русского языка.
Противоречие с одной стороны, необходимо по ФГОС НОО формировать у младших школьников лексические умение на уроках русского языка, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по формированию у младших школьников лексических умений.
Проблема формирования лексических понятий у младших школьников волновала и волнует многих исследователей, психологов, авторов и учёных до сих пор (О. Я. Гойхмана, Н. Ф. Гоноболина, Г. Г. Почепцова, Н. И. Формановской, А. В. Мудрика, В. Е. Голдина и др.). В работах А. Н. Гвоздева, Г.Р. Добровой, М. Д. Воейковой и И. А. Чистович, А. В Захаровой, М. Л. Кусовой, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин, В. Д. Черняк можно познакомиться с описанием лексикона ребёнка. [2, 7, 9, 13].
Цель работы – определить условия, направленные на формирование приёмов формирования лексических умений у младших школьников на уроках русского языка
Объект процесс формирования лексических умений у младших школьников на уроках русского языка
Предмет – условия, способствующие формированю лексических умений у младших школьников на уроках русского языка
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие «лексическое умение» в психолого-педагогической литературе
2) Рассмотреть направления лексической работы в начальных классах
3) Определить приемы и виды упражнений, направленных на формирование лексических умений
4) Проанализировать учебники по русскому языку (Школа России)
5) Выявить диагностики уровня сформированности лексических умений у младших школьников
6) Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по сформированности лексических умений у младших школьников.
Методологической основой исследования являются труды ученых по: исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, Е.С. Антонова, В.В. Бабайцева, С.П. Баранов, Е.В. Ладыженская М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, А.В. Текучев)
Структура работы: Работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения
§ 1: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЛЕКСИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В психолого-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «умение», хотя в целом определения понятия «умение» указывают на то, что умения формируются и проявляются только в действии.
Навык - способность что-либо делать на основе знаний, опыта, умения.
В Большой современной энциклопедии педагогики навыки рассматриваются как способ выполнения действия, в котором доминирует субъект, обеспечиваемый сочетанием приобретаемых знаний и умений. Навык формируется упражнениями и создает возможность выполнения действия не только в привычках, но и в измененных условиях. Навыки обычно соотносятся с уровнем, который на начальном этапе выражается в виде приобретенных знаний.
М.А. Данилов и Б.П. Есипов в «Педагогическом словаре» определяют умения как «подготовку к практическим и теоретическим действиям, совершаемым быстро, точно и осознанно, на основе приобретенных знаний и жизненного опыта».
Формирование лексических умений у учащихся основной школы – одна из важнейших проблем, стоящих перед учителями-практиками. Это обусловлено тем, что именно со знакомства со словом, его значением начинается введение учащихся в духовный мир народа, в мир национального языка. Лексические знания и умения помогают школьникам усваивать нормы литературного языка и овладевать качествами хорошей речи (точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, богатство).
При изучении лексики обогащается словарный запас учащихся: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме. Иными словами, лексические умения лежат в основе формирования коммуникативной компетенции, т. е. способности учащихся правильно и грамотно общаться с людьми в различных жизненных ситуациях. Для поиска условий успешного формирования исследуемых умений важным является раскрытие их сущности.
В широком смысле слова лексическими называются умения в области лексикологии и фразеологии. Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает слова с точки зрения их значения, происхождения, сферы употребления и стилистической окраски.
Фразеология изучает устойчивые выражения. В методической литературе работа по формированию лексических умений традиционно называется словарной работой и осуществляется по четырём направлениям: обогащение, уточнение, активизация словарного запаса и устранение нелитературных слов. Под обогащением словарного запаса понимаем процесс, при котором учащиеся знакомятся с новыми словами или с новыми значениями уже известных им слов.
Как отмечает М. Р. Львов, для успешного овладения словарным богатством родного языка младший школьник должен ежедневно прибавлять ксвоему словарю не менее 8 слов [9, с. 329].
Под уточнением –
а) «наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно»;
б) «усвоение лексической сочетаемости слов»; в) «усвоение иносказательных значений, многозначности слов»;
г) «усвоение лексической синонимики» [10, с. 341]. Под активизацией – введение учащимися как можно большего количества слов в свою речь.
Слово считается активизированным, если школьник понимает его значение и употребляет в собственной речевой практике. Устранение нелитературных слов предполагает перевод диалектных, просторечных, жаргонных слов из активного словаря учащихся в пассивный.
Успешность формирования лексических умений во многом зависит от уровня развития лексикона. А. А. Залевская определяет лексикон как динамическую функциональную самоорганизующуюся систему, в которой постоянно происходит переработка и упорядочение речевого опыта [6, с. 154].
А. А. Зарипова сравнивает лексикон с кубиком Рубика: «при необходимости система перестраивается таким образом, чтобы индивид смог воспринимать и продуцировать речь. При попытке индивида понять значение какого-либо слова активируются связи между словами, а затем формируется непосредственно значение данного слова» [7, с. 33].
Рассмотрим подробнее перечень лексических умений, представленный в методической литературе. Так, с точки зрения А. А. Бондаренко, в настоящее время одним из важных лексических умений является умение оформлять свою мысль без слов- «сорняков» (да, э, вот, типа, как бы, ну). При этом автор отмечает, что в речи современных школьников в качестве слов-«сорняков» всё чаще используется так называемая обсценная лексика.
«Термин обсценная происходит от латинского оbscenus и буквально переводится как «непристойный, распутный, безнравственный» [3, с. 19]. Иными словами, обсценная лексика – это бранные, вульгарные слова и выражения. Л. В. Азиз к лексическим относит «умение воспринимать и употреблять в своей речи слова и выражения в образно-переносном значении» [1, с. 19].
Для овладения этим умением, по мнению автора, ученик должен «мысленно вычленить признак предмета или явления (элемент анализа), а затем соотнести его с другим предметом или явлением (элемент синтеза)» [1, с. 19].
Поэтому для формирования названного умения целесообразно использовать загадки, в основе которых лежит метафора. Например, красный котёнок по жёрдочке бежит (огонь) [1, с. 18]. Этой же позиции придерживается и Н. К. Перцева, которая считает, что лексическое умение – это умение «любую мысль и чувство выразить не только в словесной и грамматически правильной форме, но и умение выбрать из богатейшего арсенала языковых средств самые целесообразные, точные, яркие и выразительные. Одним из таких средств является метафора» [13, с. 52].
С учётом метафоричности речи исследователем определены следующие лексические умения:
1) находить в тексте, определять на слух слова в переносном значении;
2) объяснять переносное значение слов, определять основу переноса значения;
Фрагмент для ознакомления
3
1) Азиз, Л. В. Знакомство с переносным значением слов / Л. В. Азиз // Начальная школа. – 2017. – No 4. – С. 17–19.
2) Барыш, Т. В. Формирование лексических умений и навыков в контексте метапредметного подхода к обучению / Т. В. Барыш // Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка в современной школе : материалы международной заочной научно-практической конференции (к 85-летию М. М. Разумовской). – М. : Экон- информ, 2018. – С. 145–150.
3) Бобровская Г. В. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. – 2018. – No 4.
4) Бондаренко, М. А. Формирование интереса к русскому языку в процессе изучения заимствованной лексики / М. А. Бондаренко // Русский язык в школе. – 2015. – No 2. – С. 8– 11.
5) Бушуева, Л. С. Изучение фразеологических единиц в начальной школе / Л. С. Бушуева, О. В. Федосеева // Начальная школа. – 2017. – No 7. – С. 39–41.
6) Ершова, Н. В. От изучения переносного значения слова к работе над пониманием непрямой коммуникации / Н. В. Ершова // Начальная школа. – 2016. – No 8. – С. 48–50.
7) Залевская, А. А. Введение в психолингвистику : учебное пособие / А. А. Залевская. – М. :
Российский государственный гуманитарный университет, 2019. – 382 с
8) Зарипова, А. А. Формирование лексикона учащихся в полиэтнической образовательной
среде / А. А. Зарипова // Начальная школа. – 2017. – No 4. – С. 33–37.
9) Канакина, В. П. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2017. – 352 с.
10) Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 1 класс / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с.
11) Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.
12) Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
13) Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 159 с.
14) Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.
15) Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык». 2 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
16) Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. М. Просвещение, 2015. С. 160.
17) Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2017. – 415 с.
18) Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова. // Начальная школа. – 2018. – No 1. – С. 45–46
19) Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 468 с. – Текст : электронный. – URL: https://urait.ru/bcode/398653 (дата обращения: 18.01.2022).
20) Милош, Т. Н. Особенности работы над лексическим значением слова с иноязычными школьниками / Т. Н. Милош, Г. С. Щеголева // Начальная школа. – 2016. – No 6. – С. 84–91.
21) Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010
22) Пахнова, Т. М. Лексический разбор / Т. М. Пахнова // Виды разбора на уроках русского языка / В. В. Бабайцева, В. М. Шаталова, Г. К. Лидман-Орлова и др. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2015. – С. 39–50.
23) Перцева, Н. К. Метафоричность – одно из условий повышения культуры речи школьников / Н. К. Перцева // Начальная школа. – 2018. – No 8. – С. 52–55.
24) Программа к учебникам «Русский язык. 5–9 классы» для общеобразовательных учреждений; под ред. Е. А. Быстровой, Л. В. Киберевой. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 32 с. – Текст : электронный. – URL: http://mitryaeva.ucoz.ru/4/bystrova_5- 9_kl..pdf (дата обращения: 19.02.2021).
25) Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. – М., 2016.
26) Русский язык. рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2016. — 340 с. — ISBN 978-5-09-031535-7.
27) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.:
Просвещение, 2017.
28) Чижова Т. И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // Русский язык в
школе. – 2017. – No 4. – С. 37–40
29) Шкурина, О. А. Синонимия сквозь призму коммуникативных потребностей / О. А. Шкурина // Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка в современной школе : материалы международной заочной научно-практической конференции (к 85-летию М. М. Разумовской). – М. : Экон-информ, 2018. – С. 276–280.
30) Яковлева, Т. В. Обогащение словаря учащихся общественно-политической лексикой в процессе обучения русскому языку / Т. В. Яковлева // Начальная школа. – 2016. – No 7. – С. 52–55