Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В обучении и воспитании детей учителю отведена одна из главных ролей – стать ведущим в мир знаний, показать ребенку всю красоту и богатство знаний, которые он получит в школе. Но все мы знаем одну мудрость – «хочешь накормить человека, дай ему удочку», казалось бы, причем тут обучение, но ведь одна из основных мыслей федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования направлена на активный поиск знаний, а не на получение готового материала.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Исходя из актуальности заявленной темы была определена проблема исследования способов организации уроков русского языка у младших школьников для успешного формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Противоречие: противоречие между растущей значимостью специально разработанной системы упражнений по развитию регулятивных УУД у учащихся начальных классов в текстовой деятельности и недостаточной ее разработанностью.
Цель: Изучить приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Объект: Процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет: Совокупность приемов для осуществления процесса формирования регулятивных учебных действий.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие регулятивных УУД;
2.Изучить особенности формирования регулятивных УУД в начальной школе;
3.Проанализировать учебники по русскому языку с точни зрения формирования регулятивных УУД;
4.Провести диагностику уровня сформированности регулятивных УУД у учащихся 3 класса.
Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития регулятивных УУД в начальной школе, диагностические тесты.
Методологической основой исследования являются труды ученых: Рамзаевой Т. Г., Львова М. Р., Ладыженской Т. А., Горецкого В. Г. и др.
1.ПОНЯТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Федеральный государственный стандарт ставит перед педагогами задачу – сформировать у нынешних детей, поступающих в школы, такие компетенции: быть самостоятельным, уметь принимать решения, быть коммуникативным и мобильным. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений по применению знаний, создание условий для самостоятельного открытия знаний, формирование умения делать собственные выводы, оценки и способность применять знания в новых для учащегося условиях.
Развитие ребенка в системе образования должно быть не только полноценным и всесторонним, но и самое главное через формирование универсальных учебных действий, на которые современное образование опирается. Прежде всего, перед всеми педагогами возникает следующая, наиглавнейшая задача: научить ребенка учиться, а именно самостоятельности, которая пригодится каждому в своей жизни. Научить современных детей учиться, сформировать у них тягу к новым знаниям, к самостоятельному и непрерывному саморазвитию и, совершенствованию себя, как личности.
Название «универсальные учебные действия» допускается рассматривать в 2-ух значениях: в наиболее тесном смысле – такое объединение способов действий ученика, которые гарантируют независимое овладение новейших знаний. В широком смысле «универсальные учебные действия» считаются возможностью мастерства обучаться, работоспособность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством интенсивного присвоения новейшего социального опыта. [6]
Функции универсальных учебных действий:
1.Обеспечение возможностей обучающегося без помощи других реализовывать деятельность учения, устанавливать учебные цели, находить и применять требуемые ресурсы и методы их достижения, осуществлять контроль и производить оценку ход и итоги работы;
2.Создание обстоятельств с целью слаженного формирования личности и её самореализации в основании готовности к постоянному образованию; предоставление эффективного изучения знаний, развития умений, способностей и компетентностей в каждой предметной сфере. Основные виды универсальных учебных действий, в настоящее время делятся на четыре больших блока: это личностный, познавательный, коммуникативный и регулятивный блок. Более подробно рассмотрим понятие регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД – отвечают за планирование, целеполагание, прогнозирование личных результатов, контроль собственной деятельности, коррекции и оценки работы, а также алгоритмизация собственных действий.
Немаловажное место в создании умения обучаться занимают регулятивные универсальные учебные действия. Начальное образование подразумевает формирование возможности обучающегося к саморегуляции и принятие ответственности вслед за собственные действия. Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен: обладать способностью устанавливать для себя определенную цель; проектировать собственную жизнедеятельность; прогнозировать возможные ситуации. [9]
В начальной школе возможно отметить последующие регулятивные учебные действия, какие отображают смысл основной работы ребенка младшего школьного возраста:
1.Способность обучаться и умение к организации собственной работы (составление плана, контроль, анализ): умение осуществлять, удерживать цели и руководствоваться им в учебной работы; способность действовать согласно плану и проектировать собственную деятельность; преодолевание импульсивности, непроизвольности; способность регулировать процесс и итоги собственной работы, в том числе реализация предвосхищающего контроля в совместной работе с педагогом и ровесниками; способность правильно принимать оценки и отметки; способность отличать объективную сложность задачи и субъективную сложность; способность взаимодействовать со старшими и с ровесниками в учебной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антошкина А.А. Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения / А.А. Антошкина // Ученые записки ЗабГУ.- 2016. - № 6.- С. 100-106.
2. Бондаренко, М.А., Формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований ФГОС / М.А. Бондаренко // Русский язык в школе. - 2016, №8 .- С. 3-8.
3. Замжицкая А.А. Развитие у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в текстовой деятельности / А.А. Замжицкая, О.И. Ерёменко // II Международная научнопрактическая конференция «Педагогическая наука современные методики, инновации и опыт применения» - Чебоксары, 2017 - С. 56-58.
4. Зимнякова И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников //Наука и образование: новое время. 2015. - № 1 (6). - с. 532-534.
5. Коконова Е.А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / Е.А. Коконова // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 716-719.
6. Котлярова, Татьяна Сергеевна. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Котлярова Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. - Омск, 2016. - 23 с.
7. Кузнецова, О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Кузнецова О.В.; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского]. - Ярославль, 2015. - 23 с.
8. Огурцова М.Э. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе / М.Э. Огурцова // сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во Сибак, 2015.- 448 с.
9. Петрова, И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве начальной школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Петрова И.В.; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. - Казань, 2017. - 22 с.
10. Пичугин, С. С. Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности / С. С. Пичугин // Начальная школа. – 2019. – № 7. – С. 42–49.
11. Серебренникова, Ю.А., Формирование языковой и лингвистической компетенции на уроках русского языка / Ю.А. Серебренникова, В.А. Амусина // Начальная школа. - 2016, №6 .- С. 29-32.
12. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.]; - Москва: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. - 218 с.
13. Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 13–17
14. Чарнецкая, Ж. Приемы, чтобы сформировать регулятивные УУД в 2019/20 учебном году / Ж. Чарнецкая // Управление начальной школой. – 2019. – № 7. – С. 68–73.
15. Чуланова, Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Чуланова Н.А.; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Саратов, 2017. - 24 с.