Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования: В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, которая привела к тяжелому экологическому состоянию природы на нашей планете. В связи с этим работа по формированию экологической воспитанности младших школьников имеет огромное значение для дальнейшего становления и развития экологически культурной личности.
В современной школе взаимодействие младшего школьника с миром природы минимально, не используются в должной мере возможности взаимодействия с природой для гармоничного развития человека. В начальной школе предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент практически всех естественнонаучных предметов основной школы. Это первый и единственный предмет в начальной школе, который показывает учащемуся многообразие природных законов и явлений. Поэтому именно в рамках данного предмета наиболее удачно удаётся решать проблемы экологического образования и воспитания. Экологическая воспитанность же, в свою очередь, развивается именно в процессе экологического образования, то есть систематической и целенаправленной деятельности учащихся. В процессе данной деятельности учитель может подобрать различные методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формирование экологических знаний об окружающем мире и природе, усвоение правил взаимодействия с ними.
Проблема исследования. Какими должны быть оптимальные психолого-педагогические условия для эффективной деятельности по формированию экологической воспитанности на уроках окружающего мира ?
Противоречие связано с необходимостью формирования у младших школьников экологической воспитанности и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями при изучении окружающего мира.
Объектом исследования является экологическая воспитанность
Предмет исследования: условия формирования экологической воспитанности на уроках окружающего мира
Цель исследования: определение и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, способствующих формированию экологической воспитаннности младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО на уроках окружающего мира.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Сформулировать основные особенности экологической воспитанности.
2. Провести обзор психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть основные аспекты экологической воспитанности во ФГОС НОО посредством анализа образовательных программ
4. Охарактеризовать условия формирования экологической воспитанности младших школьников на уроках окружающего мира.
Методы исследования. теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме экологической воспитанности.
Методологическая основа исследования являются труды учёных: психологов Л.А. Гордона [Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.], В.Г. Кузьминой [Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.], Н.Г. Морозовой [Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.], К.Г. Ульяновой [Ульянова К. Г. Особенности формирования понятий у младших школьников о сезонных явлениях в жизни животных// Педагогическое мастерство. Сборник статей международного научно-практического конкурса, 2019 г. 35-37 с.]; педагогов З.Р. Амет-Уста [Амет-Уста З. Р. Шашкова А. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о животных// Форум молодых ученых, №6, 2018 г. 183-187 с.], Л.В. Байбородовой [Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с.], С.Б. Барашкиной [Барашкина, С. Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений // «Начальная школа». - № 6. – 2016. - С. 9 - 13], Е.А. Батуриной [Батурина Е. А. Проектные работы младших школьников эколого-краеведческого содержания// Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2018 г. 111-113 с.], Н.В. Беловой [Белова, Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа. – 2016. - № 10. – С. 43 - 44], И.А. Бойкова [Бойков И. А. Экологический проект в школе// Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее. Сборник материалов и докладов 49 всероссийской научно-практической конференции по экологическому образование, 2018 г. 417-421 с.], Н.В. Бордовской [Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.], О.А. Гребенниковой [Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С. 30-33], М.К. Исмаиловой [Исмаилова М. К. Формирование представлений о животных леса у детей школьного возраста при помощи дидактических игр// Теория и практика современной педагогики. Сборник статей международной научно-практической конференции, 2020 г. 118-119 с.], Г.М. Коджаспировой [Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.], И.В. Крючковой [Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.], С.Е. Нарушевой [Нарушева С. Е. Формирование представлений о приспособлениях животных к условиям окружающей среды у детей младшего школьного возраста в процессе игры// Наука и молодежь – 2020. Международный научно-практический форум, 2020 г. 394-400 с.], Н.И. Цвирко [Цвирко Н. И., Шепелева О. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о растениях и животных// Инновационное 53 развитие науки и образования. Сборник статей международной научнопрактической конференции, 2020 г. 220-223 с.], А.К. Юскаевой [Юскаева, А.К. Оптимизация процесса ознакомления младших школьников с миром профессий в курсе «Окружающий мир» // Science Time. 2017. № 7 (43). С. 35-39], методистов в области экологического воспитания младших школьников: С.И. Борис, Р.И. Гореловой [Борис С. И. Горелова Р. И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе. Монография / Р. И. Горелова, С. И. Борис. – М.: ИНИМ РАО, 2012. – 245 с.], А.Х. Гимазетдиновой [Гимазетдинова А. X. Экологическое сознание и экологический архетип. Монография / А. X. Гимазетдинова, Н. М. Солодухо. – Казань: КГТУ, 2011. – 394 с.], С.Н. Глазачева [Глазачев С. Н. Экологическая культура личности учащихся как источник требований к экологической культуре учителя / С. Н. Глазачев / Сборник научных статей. НИУ «Белгородский государственный университет». – Ульяновск, 2019. – С. 17-22], Е.Н. Дзятковской [Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. – М.: Образование и экология, 2010. – 140 с.], А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной [Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / Захлебный А. Н, Суравегина И. Т. – М.: Просвещение, 1984. – 67с.].
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике учителя начальных классов, педагога дополнительного образования.
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ
Понятие «экологическая воспитанность» имеет давнюю историю. Педагоги разных времен подчеркивали важность строения образовательного процесса с позиции природосообразности, в т.ч. это отмечает И.А. Бойков [Бойков И. А. Экологический проект в школе// Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее. Сборник материалов и докладов 49 всероссийской научно-практической конференции по экологическому образование, 2018 г.; 417].
В наше время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Именно поэтому вопрос о необходимости изменения своего отношения к природным объектам и обеспечение соответствующего воспитания и образования молодому поколению, стоит особенно остро.
Существует множество определений понятия «экологическая воспитанность». В Федеральном Государственном образовательном стандарте НОО (далее – ФГОС НОО) оно звучит так: «Экологическая воспитанность – сформированность ценностного отношения к природе, окружающей среде» [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/].
Современные исследователи, такие как Н. И. Цвирко и О. В. Шепелева считают, что экологическая воспитанность должна быть направлена на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [Цвирко Н. И. Шепелева О. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о растениях и животных// Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей международной научнопрактической конференции, 2020 г. 220-223 с.]. Н.В. Белова указывает на мировоззренческий характер экологической воспитанности. Она подчёркивала, что «экологическая воспитанность – это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей» [Белова, Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа. – 2016. - № 10.; 44].
Формирование экологической воспитанности – составная часть нравственного компонента воспитания. Этот процесс направлен на формирование природной ответственности к окружающему миру, поэтому под экологической воспитанностью надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Задачи формирования экологической воспитанности:
- следование нормам поведения, которые обеспечивают сохранение и улучшение окружающей среды;
- формированформирование убеждения в том, что сбережение окружающего мира необходимо, с точки зрения обеспечения как своего собственного, так и общественного здоровья;
- создание необходимости во взаимодействии с природой и развитие стремления познать ее законы и явления;
- познание состояния охраны природы и экологических проблем в различных типах образовательных и культурных учреждений;
- вовлечение детей в работу по обследованию состояния окружающей среды, и исследованию природных ресурсов;
- создание специализированных установок и мотивов деятельности, которая будет заключаться в понимании универсальной ценности природы;
- создание нужды в активном участии в деятельности, направленной на изучение и охрану природы, а также пропаганды экологических познаний.
Экологическая воспитанность - это понятие, сущность которого может определяться с помощью таких категорий, как: мировоззрение -ценности -отношение -поведение, которые определяются в качестве главных составляющих всей системы [Белова, Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа. – 2016. - № 10.; 43].
Результат экологической воспитанности должен заключаться в получении сформированного, основывающееся на естественнонаучных и гуманитарных познаниях, экологического мировоззрения, которое отражает собой глубокую уверенность личности в осмыслении связи природы и человека, как единого целого, это отражено в работах С. Б. Барашкиной [Барашкина, С. Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений // «Начальная школа». - № 6. – 2016.; 11].
История становления экологической воспитанности достаточно продолжительная. В качестве общественного явления экологическая воспитанность является следствием промышленной революции, когда появление буржуазных отношений в Западной Европе стало причиной новых требований к воспитанию подрастающего поколения.
Целью формирования экологической воспитанности на первых этапах его становления являлось формирование гармоничной, всесторонне развитой личности посредством посещения разнообразных природных территорий. Следует отметить, что эта цель актуальна и в настоящее время, отмечает Л. А. Гордон [Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013.; 77].
По мнению К.Г. Ульяновой, экологическая воспитанность – это понятие, сущность которого может определяться с помощью таких категорий, как: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые определяются в качестве главных составляющих всей системы. Результат экологического воспитания должен заключаться в получении сформированного, основывающееся на естественнонаучных и гуманитарных познаниях, экологического мировоззрения, которое отражает собой глубокую уверенность личности в осмыслении связи природы и человека, как единого целого. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, гуманным, природоохранным отношением, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе [Ульянова К. Г. Особенности формирования понятий у младших школьников о сезонных явлениях в жизни животных// Педагогическое мастерство. Сборник статей международного научно-практического конкурса, 2019 г. 35-37 с].
Понятие «экологическая воспитанность» неотделимо от понятия «экологическое воспитание». Существует множество определений понятия «экологическое воспитание». В Федеральном Государственном образовательном стандарте, оно звучит так: «Экологическое воспитание – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде» [17]. Современные исследователи З.Р. Амет-Уста, А.В. Шашкова считают, что экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [Амет-Уста З. Р. Шашкова А. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о животных// Форум молодых ученых, №6, 2018 г. 183-187 с.]. Е.А. Батурина указывала на мировоззренческий характер экологического воспитания. Она подчёркивала, что экологическое воспитание — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей [Батурина Е. А. Проектные работы младших школьников эколого-краеведческого содержания// Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2018 г. 111-113 с].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Амет-Уста З. Р. Шашкова А. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о животных// Форум молодых ученых, №6, 2018 г. 183-187 с. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=36347853 (Дата обращения: 19.01.2022)
2. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с. - URL: https://dropdoc.ru/doc/610183/bajborodova-l.-v.-proektnaya-deyatel._nost._-shkol._nikov-v (Дата обращения: 19.01.2022)
3. Барашкина, С. Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений // «Начальная школа». - № 6. – 2016. - С. 9 - 13 - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26702528 (Дата обращения: 19.01.2022)
4. Батурина Е. А. Проектные работы младших школьников эколого-краеведческого содержания// Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2018 г. 111-113 с. - URL: space.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/24548/1/Problemy_Sotsializatsii_1_18.pdf (Дата обращения: 19.01.2022)
5. Белова, Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа. – 2016. - № 10. – С. 43 - 44 - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28798948 (Дата обращения: 19.01.2022)
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 398 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003401943 (Дата обращения: 27.01.2022)
7. Бойков И. А. Экологический проект в школе// Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее. Сборник материалов и докладов 49 всероссийской научно-практической конференции по экологическому образование, 2018 г. 417-421 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43941951 (Дата обращения: 19.01.2022)
8. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29006/1/978-5-7996-1140-8_2014.pdf (Дата обращения: 19.01.2022)
9. Борис С. И. Горелова Р. И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе. Монография / Р. И. Горелова, С. И. Борис. – М.: ИНИМ РАО, 2012. – 245 с. – URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=repec:rus:heqseb:gorelova2008_1 (Дата обращения: 27.01.2022)
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Юрайт, 2021. – 160 с. – URL: https://urait.ru/bcode/471766 (Дата обращения: 27.01.2022)
11. Гимазетдинова А. X. Экологическое сознание и экологический архетип. Монография / А. X. Гимазетдинова, Н. М. Солодухо. – Казань: КГТУ, 2011. – 394 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19498518(Дата обращения: 27.01.2022)
12. Глазачев С. Н. Экологическая культура личности учащихся как источник требований к экологической культуре учителя / С. Н. Глазачев / Сборник научных статей. НИУ «Белгородский государственный университет». – Ульяновск, 2019. – С. 17-22. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37091926(Дата обращения: 27.01.2022)
13. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – Киев: Радяньска школа, 2013. – 282 с. URL: - https://moluch.ru/archive/202/49498/ (Дата обращения: 19.01.2022)
14. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С. 30-33 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-proektnoy-deyatelnosti-kak-sredstva-razvitiya-poznavatelnyh-interesov-uchaschihsya (Дата обращения: 27.01.2022)
15. Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. – М.: Образование и экология, 2010. – 140 с. – URL: https://ecoedu-cis.iseu.bsu.by/wp-content/uploads/2017/05/E%60kologicheskoe-razvivayushhee-obrazovanie.pdf (Дата обращения: 27.01.2022)
16. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / Захлебный А. Н, Суравегина И. Т. – М.: Просвещение, 1984. – 67с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_829401/ (Дата обращения: 27.01.2022)
17. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И. Д. Зверев. – М.: Знание, 1980. – 96 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000997512 (Дата обращения: 27.01.2022)
18. Ильин И. В., Урсул А. Д. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). – М.: МГУ, 2017. – 207 с. – URL: http://rosekoakademia.ru/wp-content/uploads/2017/10/Ekspertno-analiticheskiy-doklad.pdf (Дата обращения: 27.01.2022)
19. Исмаилова М. К. Формирование представлений о животных леса у детей школьного возраста при помощи дидактических игр// Теория и практика современной педагогики. Сборник статей международной научно-практической конференции, 2020 г. 118-119 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43309565 (Дата обращения: 19.01.2022)
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с. - URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Firina-bateneva.ucoz.ru%2Fbooks%2Fkodzhaspirovy-pedagogicheskij_slovar.doc&wdOrigin=BROWSELINK (Дата обращения: 19.01.2022)
21. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебник для вузов / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: Юрайт, 2021. – 873 с. – URL: https://urait.ru/bcode/477349 (Дата обращения: 27.01.2022)
22. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, Авторский клуб, 2015. - 388 c. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007861736 (Дата обращения: 19.01.2022)
23. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183. - URL: https://infourok.ru/formirovanie-interesa-k-uchebno-poznavatelnoj-deyatelnosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-5343558.html (Дата обращения: 19.01.2022)
24. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / И. Ю. Кулагина. – М.: Юрайт, 2021. – 291 с. – URL: https://urait.ru/viewer/psihologiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-489244
25. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. – Самара: Самарский государственный университет, 2014. – 123 с. – URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_3246.pdf (Дата обращения: 27.01.2022)
26. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006407476 (Дата обращения: 19.01.2022)
27. Нарушева С. Е. Формирование представлений о приспособлениях животных к условиям окружающей среды у детей младшего школьного возраста в процессе игры// Наука и молодежь – 2020. Международный научно-практический форум, 2020 г. 394-400 с. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2696/ (Дата обращения: 19.01.2022)
28. Плешаков, А.А. Рабочая программа к курсу «Окружающий мир». 1-4 классы. [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/rabochaya_programma_po_okruzhayuschemu_miru_1-4_klassy_fgos_po_a.a.pleshakovu-581231.htm (Дата обращения: 21.01.2022)
29. Ульянова К. Г. Особенности формирования понятий у младших школьников о сезонных явлениях в жизни животных// Педагогическое мастерство. Сборник статей международного научно-практического конкурса, 2019 г. 35-37 с - URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2019/03/К-149.pdf (Дата обращения: 19.01.2022)
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения: 19.01.2022)
31. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М.; Педагогическое общество Россия, 2000.- 176 с. – URL: 900igr.net/prezentacija/literatura/informatsionnye-resursy-biblioteki-v-pomosch-obrazovatelnomu-protsessu-107845/tsvetkova-i.v.-ekologicheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-teorija-i-5.html (Дата обращения: 04.02.2022)
32. Цвирко Н. И. Шепелева О. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о растениях и животных// Инновационное 53 развитие науки и образования. Сборник статей международной научнопрактической конференции, 2020 г. 220-223 с. - URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2020/05/МК-791.pdf (Дата обращения: 19.01.2022)
33. Юскаева, А.К. Оптимизация процесса ознакомления младших школьников с миром профессий в курсе «Окружающий мир» // Science Time. 2017. № 7 (43). С. 35-39. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessa-oznakomleniya-mladshih-shkolnikov-s-mirom-professiy-v-kurse-okruzhayuschiy-mir (Дата обращения: 19.01.2022)
Учебно-методические пособия
34. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебное пособие для детей 1 класс. Учебник 2 часть. – М.: Просвещение, 2021.
35. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебное пособие для детей 2 класс. Рабочая тетрадь 2 часть. – М.: Просвещение, 2021.
36. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебное пособие для детей 3 класс. Проверочные работы. – М.: Просвещение, 2021.
37. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебное пособие для детей 4 класс. Тесты. – М.: Просвещение, 2021.
38. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с. – URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/4c719517-d697-11df-8c91-0019b9f502d2.pdf
39. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. Для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с. –URL: https://znayka.cc/uchebniki/1-klass/ot-zemli-do-neba-atlas-opredelitel-pleshakov-a-a/
40. Примерная рабочая программа начального общего образования Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2021. – URL: https://edsoo.ru/pages/downloads/Окружающий_мир_нач_Примерная_рабочая_программа_Проект.pdf