- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Методические основы работы над точностью понимания лексических значений слов детьми старшего дошкольного возраста
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
57 страниц
60 источников
Добавлена 11.07.2022 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Точность как одно из основных коммуникативных качеств речи 7
1.2 Методы и приемы работы над точностью понимания лексических значений ребенком дошкольного возраста 14
1.3 Анализ программного содержания работы по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ НАД ТОЧНОСТЬЮ ПОНИМАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗАЧЕНИЙ СЛОВ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Диагностика первоначального уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование точности понимания лексических значений детьми старшего дошкольного возраста 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Фрагмент для ознакомления 2
Люди на протяжении всей своей жизни улучшают собственную речь, постепенно обогащая ее. Каждый возрастной отрезок добавляет новое в формирование речи.
Проводимые изменения в системе дошкольного образования дают возможность говорить о том, что дошкольная образовательная организация сегодня ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка, который становится субъектом образования.
Значимым условием формирования речи, сюда входит и наполнение словаря, выступает речь взрослых и их общение с ребенком. Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования. Лексическая степень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются итогом действия и механизмов словообразования. Вследствие развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка обогащается, систематизируется и упорядочивается [20, с. 98].
Актуальность темы исследования связана с тем, что развитие лексикона важно для каждого человека, но в особенности для дошкольника. Уровень развития словаря ребенка дошкольного возраста влияет на дальнейшую успеваемость обучения.
Лексическое богатство речи детей связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Развитие лексического богатства речи детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе связано с формированием взглядов ребёнка о реальности вокруг [22, с. 23].
Вследствие развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка обогащается, систематизируется и упорядочивается [15, с. 136].
Точность и богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей обогащается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии и, напротив, бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка.
Изучением возможностей развития словаря у детей старшего дошкольного возраста занимались такие исследователи, как А.Г. Арушанова, Н.А. Стародубова, В.В. Стерликова и другие. Тем не менее, как показал анализ психолого-педагогической литературы, проблемы развития таких коммуникативных качеств речи, как богатство и точность, у детей старшего дошкольного возраста остаются недостаточно разработанными.
Однако сегодня, несмотря на традиционное озвучивание необходимости развития словаря детей старшего дошкольного возраста, данная проблема в педагогике исследована недостаточно.
В процессе исследования проблемы развития словаря детей дошкольного возраста сегодня возникает существенное противоречие между необходимостью развития словарного запаса детей и недостаточной специальной педагогической работой над точностью понимания лексических значений в условиях дошкольного учреждения.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Методические основы работы над точностью понимания лексических значений слов детьми старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучение психолого-педагогических основ работы над точностью понимания лексических значений ребенком дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на совершенствование точности понимания лексических значений детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить точность как одно из основных коммуникативных качеств речи.
2. Рассмотреть методы и приемы работы над точностью понимания лексических значений детьми старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать ФГОС ДО и программы воспитания в ДОУ по разделу развития словаря.
4. Провести диагностику уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс мероприятий, направленный на совершенствование точности понимания лексических значений детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных специалистов: М.М. Алексеева [1], А.А. Леонтьев [27], Ф.А. Сохин [43], С.Н. Цейтлин [55], Д.Б. Эльконин [59] и др.
В ходе исследования предполагается использовать следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирические методы исследования:
- наблюдение;
- диагностика;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- перспективный план работы.
База исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Точность как одно из основных коммуникативных качеств речи
Умение разговаривать – важная и необходимая способность в жизни человека. При помощи этой способности люди поддерживают контакты, осуществляют передачу и прием информации. Речь, которая зарождается в самом начале жизни ребенка, играет большую роль [12, с. 18]. Но самое важное в развитии речи – это не спешить, так как ребенок узнает обо всем окружающем его в определенный период. Итак, заключением из сказанного является то, что речь развивается постепенно.
Мотивом овладения языком в старшем дошкольном возрасте продолжают выступают потребности узнать и рассказать. Речь включена во все виды деятельности ребенка, тесно взаимосвязана с каждым видом [41, с. 532].
К основным коммуникативным качествам речи относятся: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность и уместность. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако каждое из этих качеств проявляется в речи в разных соотношениях с другими свойствами речи.
Рассмотрим, что представляет собой каждое из перечисленных коммуникативных качеств речи.
Точность – одно из важнейших коммуникативных качеств речи, которое предполагает «соответствие… смысловой стороны отражаемой реальной действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятия» [2, с. 48].
В. Г. Белинский в статье о произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» писал: «Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как незаменимо другим каждое слово» [7, с. 96].
Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования.
Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.
Точность речи – строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности.
Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. И наоборот, чем ограниченнее словарный запас говорящего, чем беднее его язык, тем чаще он допускает неточности в речи, употребляет слова в несвойственном им значении, смешивает омонимы, омофоны, паронимы.
Точность включает в себя умение:
1) правильно отражать реальную действительность;
2) правильно выражать мысли и оформлять их с помощью слов.
Различаются два вида точности: предметная (фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная).
Предметная точность создается благодаря соответствию содержания речи, отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение речь – действительность [18, с. 416]. Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности. Говорящий (пишущий) не всегда передает адресату мысли, отражающие реально происходящие события (например, многие мысли, выраженные в художественных произведениях). С лингвистической точки зрения важно, чтобы мысли (адекватные или неадекватные отображаемой действительности) были правильно выражены, возбудили в сознании адресата адекватную мысль – копию.
Для того чтобы речь была точной, одной предметной точности недостаточно, нужно еще, чтобы содержание соответствовало той системе понятий, которая в ней обозначена, т.е. нужна понятийная точность.
Понятийная точность опирается на связь: слово-понятие и состоит в соответствии семантики компонентов речи содержанию и объему выражаемых ими понятий. Она предполагает умение точно обозначать словом возникшее представление, находить единственно верное слово.
Понятийная точность зависит, прежде всего, от умения правильно выбирать слова и употреблять их в точных значениях, т.е. в тех значениях, которые закреплены за ними в системе литературного языка и зафиксированы в специальной справочной литературе. Это позволяет рассматривать точность речи как лексико-семантическую правильность, т.е. как соблюдение лексико-семантических норм литературного языка. Однако точность в отличие от правильности, базирующейся лишь на лингвистических факторах, опирается и на экстралингвистические факторы; она основывается на связи: речь – действительность, слово – понятие. Высказывание может быть правильным в плане оформления, но не точным в плане содержания.
Точность речи в первую очередь зависит от верного словоупотребления, от выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности, содержанию высказывания и его целевому назначению.
При выборе слова следует учитывать его семантику, стилистические коннотации, преимущественную сферу распространения в языке, а также его синтагматические свойства.
Точное словоупотребление предполагает знание системы лексических значений. Употребление слова не в строгом соответствии с теми значениями, которые за ним закреплены в системе литературного языка, является одной из основных причин нарушения точности речи.
В формировании лексического богатства речи выделяют два аспекта: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие.
Первая позиция связана с тем, что старший дошкольный возраст – это период, когда происходит многогранное обогащение лексикона. Его рост зависит от условий жизни и воспитания. К 5 годам словарь дошкольника увеличивается до размеров в 2000 – 2500 слов. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов [5, с. 256].
Качественное развитие, то есть формирование смыслов слов, исходя из высказывания Л.С. Выготского, представляют «грандиозную сложность» [4, с.270].
Выдающийся ученый А.Р. Лурия отмечал, что формирование слов у детей в ходе осмысления речи взрослого человека, совершенно очевидно, но это не означает, что дошкольник мгновенно воспринимает слова языка в правильном виде, в каком они встречаются в разговорах старших [29, с. 98].
Многочисленные исследования и наблюдения над развитием словаря детей дошкольного возраста показали, что детям данного возрастного периода достаточно сложно подобрать точные слова [9, с. 96]. Наибольшие трудности возникают при выборе слова из ряда в чем-либо близких или сходных лексем. Сюда следует отнести синонимы и паронимы.
Одной из этих особенностей можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно-образного и наглядно-действенного мышления ребёнок, прежде всего, усваивает названия наглядно представленных или доступных для его понимания групп предметов, явлений и качеств, отношений, которые отражаются в детском словаре достаточно широко.
Другой особенностью является постепенное понимание смыслового содержания слова. Сначала ребёнок соотносит слова лишь с конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь говорит ребёнку о конкретном предмете, явлении или вызывает образы этих предметов.
После 4-5 лет дошкольники, владеющие речью, используют новое слово не к одному, а сразу к нескольким окружающим объектам. Дети используют услышанные от взрослых слова в своей речи, но не осознают всего того смыслового содержания, которое они выражают.
Примерно к 5-6 годам дети усваивают слова, которые обозначают родовые понятия. В категории имен существительных у дошкольников преобладают слова, обозначающие социальные роли людей. В категории прилагательных преобладают слова, регулярно повторяющиеся в речи детей, с широким значением и активной сочетаемостью (малюсенький, огромный и др.), самые употребительные антонимы: обозначение размера (маленький – большой), оценки (хороший – плохой); слова, входящие в словосочетания (детский сад, день рождения). Особое место среди групп прилагательных детского лексикона занимают местоименные прилагательные. Чаще всего используют такие местоименные прилагательные как «такой», «который», «этот», «свои», «всякий», «наш», «весь», «каждый», «мой», «самый» [13, с. 288].
Прослеживаются множественные факты, когда дети ошибочно употребляют слова: перенос названия между разными предметами, сужение либо, напротив, расширение пределов смысла слов и их применения.
В основе освоения значений слов выделяется функциональный признак предмета. По этой причине при отсутствии слова дети чаще всего прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов и обобщение слова. Например: футляр – «очёчник»; лейка – «поливайка» и т.д. [6, с. 160].
Исследователь Н.Х. Швачкин обратил внимание на следующие характерные черты понимания смыслов слов дошкольниками:
Во-первых, ребенок старшего дошкольного возраста в назывании предмета ищет внутреннюю форму, отражающую суть предмета. Исходя из этого дошкольник ищет слово, которое буквально отражает суть предмета или явления, к которым относят слово.
Во-вторых, малыш в поисках непосредственной связи между звучанием и смыслом слова, возражает против необоснованного, с его точки зрения, сочетания звуков в слове. Данный фактор объясняет потребность детей видоизменять звуковую форму слов.
В-третьих, в значение слов ребёнок вкладывает живой, осязаемый образ. Например, палисадник был назван ребенком как «полсадик».
В-четвертых, дошкольник имеет особенность, связанную со склонностью придавать буквальный смысл словам, которые он произносит. Уточнение смыслового содержания слов к старшему дошкольному возрасту ещё только набирает силу. Это связано с усвоением новых познаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в собственной речи [57, с. 330].
Лексика дошкольников активно формируется за счёт слов, «придуманных» ими («выкнуть», «придиваниться», «кравёр»).
Уточнение смыслового содержания слов к старшему дошкольному возрасту ещё только набирает силу. Это связано с усвоением новых познаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в собственной речи.
Особое значение в работе по развитию речи должно придаваться освоению лексической стороны речи, которая включена в словарную работу с дошкольниками, так как усвоение дошкольниками лексической стороны речи влияет на дальнейшее совершенствование связной речи, являющейся предпосылкой к обучению грамоте [4, с. 270].
О.С. Ушаковой выделены два направления словарной работы с дошкольниками. Так, первоначально О.С. Ушакова предлагает работать над предметным соотнесением слов и их понятий [51, с. 228]. На втором этапе словарной работы необходимо подвести дошкольников к усвоению слова как лексической единицы, его связи с другими словами. На этом этапе особое значение в работе по развитию речи дошкольников приобретают ознакомление с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, то есть развитие смысловой стороны речи.
Таким образом, мы определили, что точность является одно из важнейших коммуникативных качеств речи, которое предполагает использование тех лексических средств, наиболее полно отражающих реальную смысловую и языковую действительность.
Качественный и количественный состав словаря дошкольников не позволяет детям наиболее точно подобрать слова в процессе речи, тем самым точность детской речи снижается. Главной задачей педагогов в работе над точностью развития речи детей дошкольного возраста является научить детей связно высказываться, что невозможно без усвоения детьми лексической стороны речи и обогащения словарного запаса.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учёте закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Таким образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учёте закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
1.2 Методы и приемы работы над точностью понимания лексических значений ребенком дошкольного возраста
Речь ребенку помогает познавать мир, общаться с другими людьми. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от богатства словаря ребенка. От различного представления и понятия, от жизненного опыта дошкольника до объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.
Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются словарь, содержательность речи, чем свободнее человек владеет ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка достаточный словарный объем, хорошая речь это залог успешного обучения и развития. Всем известен факт, что дети со скудным словарным объемом, плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Первые слова, которые появляются в речи дошкольника очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм. Полисемия означает способность слова иметь одновременно несколько значений. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.
Существует определенная система отношений в лексике, которая содержит структуру формальных связей слов: синонимы, антонимы, омонимы. Синонимы – это «близкие или тождественные по значению слова одной части речи, которая по-разному называет одно и то же понятие». Пример: Родина, Отечество, Отчизна. Антонимы – это слова с противоположным значением, например: ночь-день, зима-лето. И омонимы – это слова, имеющие одинаковую форму, значение и/или написание, но разные по значению (например, зáмок и замóк) [17, с. 48].
Термин «лексическое» или «смысловое значение слова» не способен расцениваться как абсолютно определенный. Под лексическим значением слова как правило принято считать его предметно-вещественное содержание, оформленное с помощью законов грамматики данного языка и является компонентом общей семантической системы словаря этого языка. Общественно закрепленное содержание слова способно быть однородным, общим, однако способен демонстрировать собой внутренне связанную систему разнонаправленных отражений различных "кусочков действительности", среди которых в системе данного языка возникает смысловая связь. Разделение и объединение данных разнородных предметно-смысловых взаимоотношений в структуре слова связано с возникновением больших трудностей. Данные проблемы дают о себе знать в стандартных для толковых словарей постоянных смешений смыслов и употреблений слова, в расплывчатости границ между значениями и оттенками значений слова, в стабильных разногласиях или разноречиях в вопросах о количестве значений слова и о точности их определения. [10, с. 120]
Новые слова должны войти в словарь в сочетании с другими, чтобы дети могли привыкнуть к нему и свободно в нужной ситуации его использовать.
Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому работа по формированию богатства речи связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.
Нельзя не отметить, что язык взаимосвязан с мышлением. Познавательное развитие, формирование понятийного мышления невозможно без освоения и усвоения новых слов. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление.
В методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. – Москва : Эксмо, 2013. – 48 c.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. – Москва : Мозаика Синтез, 2002. – 272 с.
4. Баймуратова, Б. Б. Методика развития речи / Б. Б. Баймуратова. – Алматы : Мектеп, 1987. – 270с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 1981. – 256 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 1991. – 160 с.
7. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 1974. – 96 с.
8. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Ю.В. Микляева ; Под общ. ред. Н. В. Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2012. – С. 509- 602.
9. Гербова, В.В. Учусь говорить : методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В. В. Гербова. – Москва : Просвещение, 2002. – 158 с.
10. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О. С. Гомзяк. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 96 c.
11. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик. – Москва : Просвешение, 2006. – 120 с.
12. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 300 с.
13. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду / Т.Н. доронова. – Москва : Академия. 2013. – 589 с.
14. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – Москва : Изд-во. «Просвещение», 1983. – 26 с.
15. Дыбина, О. В. Дошкольная педагогика : сб. тестовых заданий ТГУ / О.В. Дыбина. – Тольятти : ТГУ, 2007. - 101 с.
16. Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – Ростов – на - Дону : Феникс, 2010. – 455 с.
17. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – №7. – С.17-20.
18. Запорожец, А.В. Развитие речи у дошкольников / А.В. Запорожец, М. Н. Лисина. – Москва : Педагогика, 1974.– 288 с.
19. Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа до школьного образования. 4-е изд., перераб. и доп. Под ред. Л.А. Парамоновой. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
20. Карелина, И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : курс лекций : учебно-методическое пособие / И.О. Карелина. – Рыбинск : филиал ЯГПУ, 2012. – 68 с.
21. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. – Москва : Просвещение, 1972. – 136 с.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. / С. А, Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
23. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании / Н. К. Крупская. – Москва : Просвещение, 1973. – 100 с.
24. Кузькина, Л.Е. Игра как средство развития грамматического строя речи младших дошкольников / Л.Е. Кузькина // Логопед : журнал. – 2012. – №10. – С. 35-53.
25. Кудрявцева, Е.А. Педагогическая поддержка развивающего игрового пространства как способ становления индивидуальности ребенка в детском коллективе / Е.А. Кудрявцева // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение : журнал. – 2012. – №4. – С. 16-23.
26. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. – Москва: Академия, 2011. – 412 с.
27. Леонтьев, А.А. Язык, речь. речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 1969. – 214 с.
28. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О. э. Литивнова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2016. – 128 c.
29. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка / А. Р. Лурия, Ф.А. Юдович. – Москва : Просвещение, 1956. – 98 с.
30. Ляксо, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е. Е. Ляксо. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 190 c.
31. Максаков, А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста / А. И. Максаков // Дошкольное воспитании. – 1986. – № 3. – С. 22-26.
32. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максаков. – Москва : Просвещение, 1982. – 160 с.
33. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др. – Москва : Просвещение, 1984. – 240 с.
34. Мухина, В.С. Детская психология / В. С. Мухина ; Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
35. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль : ООО «Академия развития», 1996. – 240 с.
36. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 3. – С. 86-94.
37. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. Булычевой А.И. – Москва : ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. – 220 с.
38. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
39. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О. С. Рудик. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 192 c.
40. Сборник игр по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Сборник игр и упражнений. Сост. Е.А.Рябухина. Ревда, 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: multiurok.ru/files/sbornikighr- (дата обращения: 23.01.2022).
41. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л. Н. Смирнова. – Москва : АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
42. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. – Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – 465 с.
43. Сохин, Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками / Ф. А. Сохин. – Москва : 1978. –156с.
44. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. 1989. - № 3 – С. 39-43.
45. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина.- 2-е изд., испр. - Москва : Просвещение, 1979. – 223 с.
46. Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. – Санкт-Петербург : Владос, 2015. – 288 с.
47. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е. и. Тихеева. – Москва : Просвещение. – 2006. 159 c.
48. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – Москва : Сфера, 2011. – 292 c.
49. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 228 с.
50. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / О. С. Ушакова. – Москва : Совершенство, 1999. - 368 с.
51. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников / О. С. Ушакова. - 4-е изд., перераб. – Москва : Сфера, 2017. - 96 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nsportal.ru/ (дата обращения: 23.01.2022).
53. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : 2000. – 314 с.
54. Чуракова, Р.Г. Концептуальные основы и программы : Концепция системы «Предшкола нового поколения» / Р.Г. Чуракова. - Москва : Академкнига, 2010. – 189 с.
55. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. – Москва : Владос, 2000. – 321 с.
56. Швайко, Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Пособие для практических работников ДОУ / Т.С. Швайко. - 6-е издание. – Москва : Айрис-пресс, 2013. – 176 с.
57. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: учебное пособие / Н. Х. Швачкин, К. Ф. Седова. – Москва : Лабиринт, 2004. – 330 с.
58. Шорохова, О.А. Речевое развитие ребенка : Анализ программ дошкольного образования / О.А. Шорохова. – Санкт-Петербург : ВЛАДОС, 2015. – 167 с.
59. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 2003. – 532 с.
60. Яковлева, Н.Г. Педагогика и психология / Н.Г. Яковлева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 459 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней