Фрагмент для ознакомления
2
стихотворений; закрепление знаний по теории литературы; воспитание художественного вкуса и любви к литературному слову.
Оборудование: магнитофон, музыкальные записи, иллюстративный материал, карточки-опоры.
Ход урока
1. Организационный момент. Целеполагание. Прогностическая самооценка. Учитель. Урок творчества - это всегда сложно, но очень интересно. Каким вы
хотите его увидеть?
- Какими вы видите себя на уроке?
- Как вы думаете, на этом уроке задания будут необычными или простыми?
- Мне тоже хочется, чтобы урок получился интересным и полезным. Вы мне в этом поможете?
Дети читают на доске тему урока. Она «зашифрована» в виде отдельных «разбросанных» слогов.
ТО СНЕ ИС РИИ КИ ЖИН (Истории Снежинки)
- Откуда возьмутся эти истории?
- Это будут рассказы или сказки? Почему?
Приглашают вас на прогулку-фантазию в сказочный лес. Прогуляйтесь и попробуйте представить живую Снежинку.
2. Прогулка-фантазия. В качестве звукового фона можно использовать негромкую классическую музыку. В ее сопровождении учитель продолжает беседу.
Учитель. На красивой лесной полянке собираются снежинки, чтобы рассказать друг дружке свои истории. Они много полетали по свету, многое видели. Снежинки кружатся в воздухе, садятся на ветки деревьев, на кустики, просто на полянку. Одна даже приземлилась на ушко спавшего под елочкой зайчика. Тот даже и не заметил этого — она ведь такая маленькая и такая легкая...
- Конечно, каждый из вас увидел свою Снежинку. Какая она?
Представьте, что это крохотная девочка... А дальше допишите нужные слова в
карточку-опору, и мы узнаем, какой вы ее увидели.
1) . Составление описания Снежинки. Дети работают под тот же самый аккомпанемент. По окончании работы дети читают свои описания (2-3 варианта). Затем учитель объясняет, что ребята составили текст-описание.
2) . Чтение учителем текста-описания Снежинки (после того как ребята озвучили свои варианты).
- Это было крохотное существо, похожее на маленькую девочку в белом пышном платьице. Волосы ее пышными голубыми кудрями рассыпались по плечам. Ресницы, окаймляющие огромные небесного цвета глаза, тоже были голубыми. Пушистые варежки на маленьких ручках казались игрушечными. Серебряные сапожки были на тоненьком каблучке, но они не стучали, а мягко переступали по теплому для нее снегу. Личико было добрым и улыбчивым. И мне подумалось: «Снежинки - это подружки Снегурочки».
3) . Работа над составлением рассказа.
- А теперь, после описания внешности Снежинки, мы попробуем придумать и рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы произойти со ней.
- К какому литературному жанру можно отнести эту работу? (Сказка, рассказ.)
- Подумайте, как будет строиться сюжет?
Этапы построения сюжета:
- Завязка.
- Кульминация.
- Развязка.
- Наши ребята уже слышали одну из таких историй...
а) Инсценировка (одна из учениц в костюме Снежинке рассказывает историю).
Ученица. Здравствуйте, меня зовут Искорка. Почему? Да потому, что раньше я была Капелькой. Однажды я сидела на листике дуба, там и познакомилась с Солнечным Лучиком. Он все время играл со мной, а я от удовольствия просто искрилась. И дубовый листок назвал меня Искоркой. Только большая серая Туча закрыла Солнышко, и Лучик больше не появлялся. Меня колючий Мороз превратил в Снежинку, а ветер принес сюда. А я думаю: когда выглянет Солнце, найдет ли меня мой друг Лучик?.. Узнает ли?..
Учитель. Понравилась ли вам история? Что понравилось? Кому захотелось придумать свою историю?
б) Работа в группах. Дети разбиваются на группы и коллективно придумывают свои истории. Учитель и ребята слушают получившиеся рассказы, обсуждают. Дома детям предлагается придумать и записать свои истории.
4) . Работа над средствами художественной выразительности.
Словарная работа.
- Чтобы истории получились красивыми, не забудьте про средства художе-ственной выразительности. Какие из них вы знаете? (Эпитеты, сравнения.)
Детям предлагается подобрать эпитеты и сравнения к слову «снежинка».
Задание выполняется по вариантам или в группах. Одни ученики подбирают эпитеты к слову «снежинка», другие - сравнения. Дети записывают слова на полосках бумаги и наклеивают на приготовленные листы.
5) Литературная игра «Буриме». Для игры используются рифмы: снежинки - пушинки; снежинка - картинка; ветерок - дружок.
После обдумывания задания учитель предоставляет учащимся возможность прочитать свои стихотворения.
3. Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Получились у нас «снежинкины» истории?
- Что показалось для вас главным на уроке? Интересным?
- Какой из видов деятельности вам особенно понравился?
- Какое настроение у вас? Не заморозили вас снежинки?
Коллективное составление синквейна.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй дается описание темы (предмета) (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы (предмета). Четвертая представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме (предмету). Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (предмета) (одно слово).
История
Снежная, волшебная
Придумываем, представляем, рассказываем История должна быть интересной Творчество
Пример синквейна, придуманного ребятами по теме урока.
Снежинка Легкая, пушистая Летает, кружится, смотрит Снежинка может рассказать историю Волшебство
- Вокруг нас так много красивого, интересного и волшебного. Надо только присмотреться. Смотрите сами и показывайте другим, потому что красота делает
людей добрее.
4. Домашнее задание (на выбор).
1) . Придумать и записать историю Снежинки, используя художественные средства выразительности.
2) . Найти стихотворения о снеге, снежинках, научиться его выразительно читать. Найти и выписать из этих стихотворений эпитеты, сравнения.
3) . Выполнить рисунок к своей истории или найденному стихотворению.
Приложение 5
Интеллектуально-творческие задания
«Необычная декламация». У вас есть любимое стихотворение? Попробуйте его прочитать так, словно вы сильно замерзли; выпили что-то горячее; вам очень хочется спать; у вас болит зуб; вы сильно напуганы.
«Памятник пословице». Вам очень нравится пословица и вы решили ее увековечить, соорудив памятник. Возьмите себе помощников. Соорудите «памятник» под названием: «В споре рождается истина», «Глаза боятся, а руки делают», «Сытый голодному не товарищ», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Новое применение». Очень часто у нас под рукой нет нужной вещи. Как быть? Научиться использовать то, что мы имеем. Новое применение: когда, как или вместо чего можно использовать носовой платок, столовую ложку, бельевую прищепку, зубную щетку, пластмассовую бутылку, перегоревшую лампочку.
«Зеркало». Не у каждого человека получается изобразить мимикой и жестами что-либо, а вот повторить изображение гораздо легче. Игра в парах: один - «зеркало», второй - его «отражение», т. е. второй повторяет все то, что видит перед собой.
«Немое кино». Мы все читали и знаем некоторые басни И. А. Крылова. Давайте создадим по мотивам его басни немой фильм. Артисты играют до тех пор, пока произведение не будет отгадано.
«Походка». Каждый человек обладает индивидуальной походкой. Попробуйте изобразить походку человека, которому: жмут ботинки; он только что хорошо пообедал; у него заболел живот; боится темноты.
Правильно подобранные методы и приемы обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали развитию творческого воображения и мышления детей. Примеры тому - загадки, сказки, стихи, сочиненные детьми, их творческие работы. Создание творческой атмосферы и включение младших школьников в творческую деятельность способствовало
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Артемьева Н.В. Драматизация как вид творческой деятельности http://ks22-artemeva-n-v.yok33.ru/home/moi-publikacii/dramatizacia-kak-vid-tvorceskoj-deatelnosti (дата обращения 19.04.2018)
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -СПб.: Питер, 2008. – 363 с.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 220, с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. - М.: Лабиринт, 2001. - 366 с.
5. Галактионова Т. Г. Педагогика текста: опыт семиотического решения: (приглашение к чтению) // Кризис чтения: энергия преодоления: сб. науч.-практ. работ. - М., 2013. - С. 129-138.
6. Жесткова, Е. А. Методика литературного чтения и работы с детской книгой. -Арзамас : АГПИ, 2010. – 255 с.
7. Исаев И. Ф., Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: учеб. пособие.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 267 с.
8. Кравцова Т.И. виды творческих работ на уроках литературного чтения https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/10/08/vidy-tvorcheskikh-rabot-na-urokakh-literaturnogo-chteniya (дата обращения 19.04.2018)
9. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности. - М., 1980. - 200 с.
10. Ларских З. П., Ларина И. Б. Проблемы компьютерного обучения русскому языку в начальных классах: учебно-методическое пособие к курсу по выбору для студентов факультета педагогики и методики начального образования. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. - 89 с.
11. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002. - 368 с.
12. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М. : Академия, 2002. – 280 с.
13. Малышева О.К., Жестова Е.А. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе https://moluch.ru/archive/98/21996/ (дата обращения 19.04.2018)
14. Троицкая Т. С. Проблемы детской художественной словесности: учеб. пособие для студентов Института детства. - М.: Прометей, 2016. - 250 с.
15. Троицкая Т. С., Петухова О. Е. Литературное чтение: 1 (2) кл. (1-4): метод. пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2001. - 123 с.
16. Троицкая Т. С., Петухова О. Е. Путешествуем вместе с Айболитом. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь № 1: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: МЦНМО, ИНТ, 2012. - 40 с.
17. Тряпицына А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников: учеб. пособие. - Л.: ЛГПИ, 1989. - 91 с.
18. Ушинский К. Д. Об учебно-воспитательной работе в школе: (Отрывки из пед. произведений). – М.: 2010 - 115 с.
19. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи: [учеб. пособие по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»]. - М.: Просвещение, 2003.-159 с
20. Фрумкина Р. М. Лингвистические и психолингвистические структуры речи: [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т языкознания; [редкол.: Р. М. Фрумкина (отв. ред.) и др.]. - М.: ИЯ, 1985. - 183 с.
21. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. -СПб.: Изд. дом «МиМ», 1997. - 187 с.
22. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика дет. речи: учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Владос, 2000. - 238 с.
23. Шатилов С. Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся: учеб. пособие. - Л.: ЛГУ, 1985. - 56 с.