Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение довольно важно в прогрессивном обществе, и, как следствие, возникает новая сложность - количество информации, которую человек обязан понимать каждую минуту, увеличилось настолько, что фактически небольшая часть практически усваивается, остальное фильтруется мозгом еще до сознания. Люди пытаются найти способы донести новости как можно скорее и эффективнее. Речь идет не только о вербальной информации, но и, например, о сообщениях, воплощенных визуально.
Цель быстрой передачи сообщений особенно остро стоит в таком виде деятельности, как создание рекламы. Действительно, реклама — это, по сути, сообщение производителя потребителю об особенностях предлагаемого продукта.
Создатели рекламы ищут всё новые и новые методы влияния на человека через рекламные образы и новые способы прохождения «информационного фильтра» человека. Оказалось, что одним из таких методов является использование архетипов, открытых К.Г. Юнгом.
Архетипа используют ведущий поисковые и рекламные агентства по всему миру. Соответствие индивидуальности бренда определенному архетипу считается ключом к успеху компаний мирового уровня, политиков и деятелей культуры.
Базовые потребности человека предстают как целостная система архетипических образов, восходящих к древнейшим формам коллективного бессознательного. Понимание архетипов дает маркетологам еще один инструмент для повышения эффективности рекламы.
Объект исследования: архетипы.
Предмет исследования: особенности использования архетипов в рекламе.
Цель исследования: на основе анализа научной литературы изучить и описать основные архетипы, проанализировать их использовании при создании рекламы.
На основе поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть различные подходы к определению понятия «архетип».
3. Охарактеризовать основные архетипы.
4. Изучить теорию К.Г. Юнга о создании архетипов и их виды.
5. Проанализировать воздействие архетипических символов рекламы.
6. Изучить взаимосвязи архетипов и сказок в рекламе.
7. Рассмотреть возможное использование архетипов в современной рекламе и в брендинге.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что архетипы оказывают существенное влияние на восприятие полученной информации. Использование архетипических образов в рекламе побудит потенциального покупателя сделать свой выбор в пользу рекламируемого товара.
Методы исследования: общенаучные методы построения теории (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование).
Глава 1. Теоретические аспекты изучения «архетипов»
1.1 Понятие «архетип»
В современный теории маркетинга и коммуникации существует множество определений рекламы - это процесс коммуникации, реализуемый как процесс организации продаж. А также экономические и социальные процессы, обеспечивающие общественные отношения.
Исходя из безличной коммуникационной направленности, реклама адресована к массовому потребителю без персонификации информационного влияния. При этом реальность позволяет выделить разнообразные группы и типы покупателей в зависимости от эмоциональной реакции, доверчивости, подражательности и методов психологического рекламного воздействия на потребителя.
Рекламная коммуникация представляет собой один из видов социальной коммуникации, которая:
- транслирует ценностно-нормативные установки;
- формирует общественное мнение;
- определяет образ жизни современного человека;
- способствует сохранению традиций народов через мифологическое содержание, знаки, символы, характеризующие образ страны.
Социокультурная составляющая рекламы неоспорима. Здесь надо сделать акцент на формирование определенного стиля жизни, и на распространение и пропаганду ценностей, доминирующих в данной культуре…».
Как социальный институт, институт рекламы реализует социальные потребности в обществе:
- в распространении информации о товаре;
- в увеличении продаж
- в получении прибыли.
Выделяют два основных направления рекламной деятельности: коммерческую и социальную.
Задача коммерческой рекламы – информировать о выходе нового товара на рынок, побуждать к повышению покупательской активности, изменять отношения потребителей к той или иной услуге или товару, изменение потребительских привычек.
Социальная реклама не продает, она несет в себе задачу передачи некоммерческой информации, направленной на достижение социально значимых целей:
- борьба с вредными привычками (наркоманией, алкоголизмом, курением);
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение внимания населения к важным вопросам государственного значения; к государственным проектам, направленным на улучшение общественного благосостояния.
Ее цель – привлечение внимания к проблеме, воздействие на взгляды, на законодательство или на изменение поведения в сторону, представляющуюся желательной для общества. Кроме того, социальная реклама нацелена на развитие нормальных взаимоотношений между людьми – в семье, коллективе, обществе. Она мотивирует соблюдать правила, быть добрыми, ответственно относиться к здоровью и не падать духом, внимательно относиться к животным, защищать и сохранять природу.
Различают три типа социальных институтов: ситуационные, инструментальные, интегрирующие. Институт рекламы относится учеными к инструментальному типу, сформировавшемуся ради достижения вполне конкретных целей – реализация товаров и увеличение прибылей.
В научной литературе определены основные признаки рекламы:
- культурные признаки;
- логотипы и слоганы;
-утилитарные культурные признаки;
- признаки установок и образцов;
- признаки формирования поведения.
Рассмотрим информирующую функцию.
Реклама выполняет:
- регулятивную функцию, формируя выбор молодого потребителя, его потребности и поведение;
- информирующую функцию, предоставляя информацию о товаре различными путями и средствами;
- эстетическую функцию, направляя образы, сюжеты и темы, в области философии, науки, искусства, способствуя развитию художественного вкуса используя мировую культуру – литературу, музыку и т.д.;
- образовательно-воспитательная функция, оказывая влияние на современное общество.
Очевидно, что в рекламе должны отражаться положительные и отсутствовать отрицательные стороны.
Среди позитивных сторон: бережливое отношение ко времени и здоровью, важную информированность, здоровый аппетит, привлечение внимания, популярность человека.
К негативным относятся: критика, боль, плохая репутация, потерю денег, жизненные невзгоды.
Последнюю группу нужно избегать в рекламе.
Реклама непосредственно связана с концепцией архетипа. Они были приняты большими поисковыми и маркетинговыми агентствами по всему миру. Соотношение оригинальности бренда конкретному архетипу является ключом политических деятелей и функционеров культуры.
Одним из существующих психологических инструмент
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Базикян С.А. Брендинг и мифотворчество: архетипы в рекламе // Личность. Культура. Общество, 2009. Т. 11. № 2 (48 -49). С. 335-341.
2. Базикян С.А. Сценарии актуализации архетипа в медиаиндустрии // Ученые записки Новгородского государственного университета, 2017. № 1 (9). С. 2 -4.
3. Белоусова К.И., Тетерина Е.В. Архетипы в рекламе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2013. Т. 2. № 9. С. 236-237.
4. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета, 2016. № 1 (172). С. 137-144.
5. Галямов А.Р. Архетип как основная формообразующая модель рекламного дискурса // Вестник Башкирского университета, 2012. Т. 17. № 1. С. 211 -213.
6. Долганов А.С. Теория архетипов К.Г. Юнга как инструмент мифодизайна в сфере проектирования и управления брендами // Евразийский союз ученых, 2016. № 2-3 (23). С. 17-19.
7. Исаев А.А., Исаева Л.А. Формирование потребности в товарах рационального и иррационального спроса // Практический маркетинг, 2015. № 6 (220). С. 3 -7.
8. Калиниченко С.С. Архетип как один из приёмов построения рекламы в рамках технологии мифодизайн // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2011. № 9. С. 149-153.
9. Квят А.Г. Свой среди чужих: мифотехнологии рекламного позиционирования // Политическая лингвистика, 2009. № 3 (29). С. 119-123.
10. Кошлякова М.О. Архетипическая символика в рекламной коммуникации // Сервис в России и за рубежом, 2011. № 7 (26). С. 209 -217 [10, с. 213].
11.Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
12. Рахманов С.С. Анализ эффективности интернет-рекламы и использование архетипов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), 2016. № 4. С. 47-54.
13. Топорков А. Л. Фольклорные формы словесности [Текст] / А. Л. Топорков // Теория литературы. Роды и жанры. Т.3. (Основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 133 ˗ 157.
14.Тюпа В. И., Бройтман С. Н., Тамарченко Н. Д. Коммуникативная природа литературы // Теория литературы: уч. пособие: в 2 т. М.: Академия, 2004. Ч. 1, гл. 3. С. 77–104.
15. Улицкая Л. Е. Дар нерукотворный [рассказы, повести, пьесы] / Людмила Улицкая. М.: Издательство АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016. 734 с.
16. Улицкая Л.Е. Священный мусор: рассказы, эссе / Л.Е. Улицкая. М.: АСТ, 2014. 253 с. 57.
17. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности [Текст] / О. М. Фрейденберг. М.: Главная редакция восточной литературы «Наука», 1978. 605 с
18.Юнг К.Г. Сознание и бессознательное // Психология сознания / сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2001. 475 с.
19. Юнг, К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991
20. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - М.: Харвест, 2004
21. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 240 с.