Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Постановка проблемы. Актуальность иссле¬дования обусловлена тем, что группа в учреждении дошкольного образования - это не просто группа детей одного возраста, а целая система, в которой длительное время живет и воспитывается ребенок. От того, как складываются отношения со сверстниками и соци¬ально-психологический климат в группе, зависят не только первые успехи ребенка в учебе, но и формирование его как личности. Причем видная роль принадлежит дошкольным образовательным учреждениям.
Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В.М. Бехтерев в связи с разрабатываемой социальной рефлексоло¬гией, которая была сформулирована им в «Коллективной рефлексологии». Общение, как писал ученый, служит механизмом объединения людей в группы и является условием социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности.
В психологии есть несколько подходов к исследованию феномена общения. Наиболее детально подход к общению как к одному из видов человеческой деятельности (Б.Г. Ананьев, А.М. Леонтьев, А.В. Петровский); В.М. Мясищев и его ученики исследуют общения в русле теории отношений; Б.Ф. Ломов рассматривает его как специфическую систему межличностного взаимо¬действия. Психологи исследуют также феномены гру¬пового и коллективного общения (Г.М. Андреева, Е.С. Кузьмин); возрастные особенности общения (Я.Л. Коломенский, Д.Б. Эльконин); общение воспитанников с воспитателями (А.С. Золотнякова, С.В. Кондратьева); общение детей в ¬процессе познавательной деятельности (Н.Д. Виноградова, В.В. Котов, Г.И. Щукина); общение как фактор воспитания (А.В. Мудрик).
Известно, что дошкольный возраст является тем жизненным этапом, в котором начинает формироваться самосознание личности, а ребенок начинает признавать свое истинное «Я». Дошкольный возраст – это условный этап отсчета того, что потом мы воспринимаем за фундамент личностного становления.
Сегодня существует много подходов относительно личностного становления индивида и его развития в дошкольном возрасте. Однако определенным образом вне поля зрения ученых остаются проблемные аспекты, связанные со статусным положением ребенка дошкольного возраста в группе сверстников. Эти аспекты в последнее время имеют тенденцию к обострению, поскольку трансформационные процессы, происходящие в обществе, непосредственно влияют и на воспитание детей и молодежи.
Следовательно, проблема развития ребенка дошкольного возраста является достаточно актуальной, требует своего детального изучения сквозь призму статусных характеристик, которых ребенок приобретает в группе сверстников.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия формирования социального статуса ребенка в детской группе в условиях дошкольной организации;
Объект исследования: развитие социальной сферы детей дошкольного возраста;
Предмет исследования: Психолого-педагогические условия формирования социального статуса ребенка в детской группе в условиях дошкольной организации.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической характеристики дошкольного возраста;
2. Рассмотреть статус личности как неотъемлемый элемент становления личности дошкольника;
3. Организовать и провести экспериментальную работу по выявлению социального статуса дошкольников в группе.
Глава 1. Теоретические основы формирования социального статуса дошкольника в группе
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
Дошкольное детство - это ответственный период психического развития ребенка и личности вообще. Это возраст первоначального фактического становления личности. Нарушение любого звена или механизма психологической структуры развития ребенка может существенно повлиять на ее дальнейшее развитие.
Начало посещения ребенком дошкольного учреждения не является фиксированным. Как правило, этот аспект определяют родители учитывая разнообразные причины. В зависимости от возраста ребенка процесс его адаптации к дошкольному учреждению и способы оптимизации этого процесса отличаются. Поэтому специалисты ДОУ должны знать возрастные особенности развития на всех этапах детства.
Ранний возраст охватывает период от 1 до 3 лет и является одним из ключевых в жизни ребенка. Он характеризуется новой социальной ситуацией развития, поскольку на этом этапе ее жизни ведущей становится предметная деятельность, которая заменяет эмоциональное общение со взрослыми [4].
Особое значение раннего возраста связано с ходьбой. Благодаря ей ребенок начинает самостоятельнее общаться с окружающим миром. Ходьба развивает умение ориентироваться в пространстве, расширяет возможности ознакомления с окружением, обеспечивает переход к самостоятельной предметной деятельности, вследствие чего меняются отношения со взрослыми. [3; 6; 25] Социальная ситуация развития в раннем детстве имеет структуру: «ребенок - предмет-взрослый».
В период раннего детства среди всех процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связаны отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой восприятия является его эффективность. Мышление в этот период является наглядно-действующим, появляется способность решать задачи не только путем проб и ошибок, но и путем догадки. К концу периода развивается способность к обобщению, переносу опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Постепенно происходит переход от наглядно - действующего к наглядно-образному мышлению, действия с предметами сменяются действиями с образами. [17; 22; 24;27]
Ранний возраст является сензитивным для развития речи. Особое значение приобретает появление элементов игры. Именно в предметной и далее в игровой деятельности проявляются определенные психические новообразования возраста. В раннем детстве появляются символические действия-создание новых отношений между предметом и его использованием. Развивается способность к подражанию, являющаяся основой интеллектуального и моторного развития ребенка. Проявляются такие формы поведения, которые свидетельствуют о развитии самопознания и формировании самосознания. С зарождением самосознания у ребенка развивается способность понимать эмоциональное состояние другого человека [15; 19; 22]. Появление элементарного сознания способствует развитию способности к произвольной саморегуляции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : [учеб. пособ.] / В. В. Абраменкова. – М. : ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология : Учебник для ВУЗОВ. Москва : Аспект Пресс, 1999. 375 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. − М. :Просвещение, 1968. – 464 с.
4. Выготский Л. Сек. Мышление и речь / Л. Сек. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т.Т. 3. – М. : Наука, 1983. – 375 с.
5. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Киев : Просвещение, 1967. 360 с.
6. Дудникова Е.А. Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста / Е.А. Дудникова, А.В. Винник, Н.Д. Ручинская // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 98-100.
7. Запорожец А. В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста / А. В. Запорожец // Советская педагогика. – 1968. − № 7. – С. 55-64.
8. Кайл Г. Развитие ребенка / Роберт Кайл. – С. Пб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 640 с. (Научный бестселлер).
9. Киричук А.В. Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. 375 с.
10. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. Москва. 91 с.
11. Кутишенко В.П. Возрастная и педагогическая психология : курс лекций. Киев : Центр учебной литературы, 2005. 128 с.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Наука, 1975. – 304 с.
13. Мазоха Д.Сек. Педагогика : учебное пособие. Киев, 2005. 232с.
14. Максименко С. Д. Психология личности / Сек. Д. Максименко, К. С. Максименко, М. В. Папуча. – К. : КММ, 2007. – 296 с.
15. Маслов А.А. Основы психологии и педагогики : учебное пособие. Житомир: ЖДЖ, 2005. 176 с.
16. Мойсеюк Н.Есть. Педагогика: учебное пособие. Вид. 3-е, дополненное. Киев, 2001. 608 с.
17. Павелків Г.В., Цигипало А.П. Детская психология : учебное пособие. Киев : Академвидав, 2011. 373 с.
18. Павелків Г.В., Цигипало А.П. Детская психология : учебное пособие. Киев : Академвидав, 2008. 432 с.
19. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. – [2-е изд.] – С. Пб. : Питер, 2007. – 192 с.
20. Проблемы личности и коллектива в системе воспитательной работы школы. Киев : Родная школа. 2002. Сек.35-37.
21. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1965. – 296 с.
22. Социальная психология : учебное пособие / под ред. А.Л. Журавлева. Киев, 2002. 351 с.
23. Тревога и тревожность / [сост. и общ. ред. В. М. Астапова]. – С. Пб. : Питер, 2001. – 256 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
24. Трубайчук Л.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.01.2022).
25. Якобсон С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности / С. Г. Якобсон // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. – М.,1976. – С. 41-59.