Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества отмечается повышением роли человека во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому диагностирование и развитие ряда качеств личности, обусловливающих эффективность ее деятельности и поведения, очень важно. Именно поэтому одной из важнейших задач современной школы, определенных в законах РФ "Об образовании", "Об общем среднем образовании" и в Национальной доктрине развития образования, является формирование личности ученика, развитие его способностей, дарований, научного мировоззрения. В решении этой задачи исключительное значение имеет проблема развития у школьников умения наблюдать как необходимого личностного качества, как умение наблюдать изменения в окружающей среде, анализировать их, изучать и творить. Особую актуальность этот вопрос приобрел после утверждения ФГОС НОО, в котором важное значение придается развитию умения наблюдать младших школьников как составляющей развивающего аспекта отрасли «Человек и мир» [40].
В условиях учебно-воспитательного процесса современной начальной школы, призванной обеспечить высокий уровень активности младших школьников в самостоятельном получении знаний (в том числе, путем наблюдений) и практическом их использовании актуальность проблемы значительно усиливается.
Известно, что познание мира начинается с ощущения и восприятия, а наиболее развитой формой произвольного восприятия является наблюдение. В то же время, как показывает практика обучения младших школьников, развитие умения наблюдать в процессе изучения естественного материала еще не заняло надлежащего места среди главных учебно-воспитательных задач начальной школы. Следует отметить, что существует целый пласт исследований, посвященных изучению особенностей проявления умения наблюдать в различных видах деятельности человека, в частности, в изобразительной, актерской, юридической, военной, писательской.
Детской умения наблюдать посвящены исследования Б.Г.Ананьева, А.И.Васильевой, Н.И.Ветровой, М.Д.Левитова и др. Однако они в основном ориентированы на детей дошкольного возраста, на развитие и совершенствование у них операционно-интеллектуальной составляющей умения наблюдать. Недостаточно раскрытыми остались сегодня вопросы развития умения наблюдать детей младшего школьного возраста именно как качества личности, основанного на активизации мотивационной сферы школьников.
Актуальность этой проблемы, недостаточность ее теоретической и практической разработки, существование педагогических противоречий между потенциальными возможностями развития умения наблюдать младших школьников и состоянием педагогической практики, отсутствием методики целенаправленного формирования этого качества личности обусловили выбор темы исследования «Развитие умения наблюдать у младших школьников при изучении природных явлений».
Цель исследования: разработать и апробировать способ развития умения наблюдать у младших школьников в процессе изучения природных явлений.
Объект исследования: процесс развития умения наблюдать у младших школьников.
Предмет исследования: влияние изучения природных явлений младшими школьниками на развитие у них умения наблюдать.
Гипотеза исследования: развитие умения наблюдать младших школьников будет происходить более успешно при условии применения правильно подобранной методики образовательного процесса, основанной на изучении природных явлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы развития умения наблюдать у младших школьников при изучении природных явлений.
2. Провести диагностику уровня развития умения наблюдать младших школьников.
3. Спланировать и провести исследование по развитию умения наблюдать у младших школьников при изучении природных явлений.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Методологической основой исследования стали фундаментальные положения теории познания, в частности, об активной роли личности в усвоении знаний (Д.Б.Эльконин, Г.И.Щукина и др.), Необходимость сочетания чувственного и рационального в познавательном процессе (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский), принцип единства сознания и деятельности, речи и мышления, мотивации учения и учебной деятельности, понимания умения наблюдать как одного из условий адекватного отражения действительности, концепции психолого-педагогического обеспечения личностно сориентированного развивающего обучения в начальных классах (Ш.А.Амонашвили, И.Д.Бех, В.В.Давыдов, О.Я.Савченко, И.С.Якиманская и т.д.).
Теоретической основой исследования стали труды педагогов и психологов по проблемам формирования личности, ее качеств и их развития в учебной деятельности младших школьников (Ананьев, Дж.Брунер, Л. С. Выготский, П.Я.Гальперин, Ю.З. Гильбух, М.Д.Левитов, С. Л. Рубинштейн и др.), мотивации учения учащихся начальных классов (В.Г.Асеев, Л. И. Божович, Т.И.Левченко, А.К.Маркова, А. Я.Савченко, В. А. Сухомлинский и др.), организации учебно-воспитательного процесса в школе (Т.М.Байбара, Н.М.Бибик, Л.В.Занков, В.Ф. Паламарчук, О.Я.Савченко и др.).
Методы исследования. Теоретические методы позволили осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. В экспериментальной части использованы эмпирические и теоретические методы, которые помогли объективно диагностировать наблюдательность, проверить достоверность результатов диагностирования. Среди них: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и состояния современной науки по проблеме исследования; стандартизированная беседа со школьниками; изучение документов; тестирование; психолого-педагогический эксперимент.
§1. CУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАБЛЮДЕНИЕ»
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что понятие «наблюдательность» прошло сложный исторический путь: от отождествления с «умением наблюдать» к способности, и, наконец, в настоящее время оно однозначно трактуется педагогами и психологами как сложное качество личности (черта характера) и представляет собой одну из характерных признаков индивидуальных различий между людьми.
Это качество личности проявляется в умении быстро устанавливать существенные и характерные признаки объектов наблюдения (предметов, явлений объективной действительности, их изменений и взаимосвязей). А.Г. Маклаков утверждает, что «наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения» [21, с. 214].
Наблюдательность - это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря умения наблюдать, человек различает признаки и объекты, имеющие незначительное отличие, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса [23].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепнина. - М.: Просвещение, 2001. -240 с.
2. Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепнина. - М.: Просвещение, 2008. - 251 с.
3. Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности школьников / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Лениздат, 1940. – 128 с.
4. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю.А. Барышева // Начальная школа, 2011. - №7. - С.36-40.
5. Ванцян А.Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова / А.Г. Вагцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотников. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.- 57 с.
6. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?/ Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2012. - № 3. - С.13-19.
7. Горбаткина И.М. Классификация растений и животных в курсе начального естествознания // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С.103-104.
8. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. – 153 с.
9. Егорова Г.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок / Г.В. Егорова, О.В. Хотулева // Начальная школа, 2011. - № 3. - С.33-37.
10. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников. Стихотворный материал на экскурсиях в природу / Т.Г. Егорова // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С.66-68.
11. Ельчищева К.И. Исследование уровня сформированности умения наблюдать у младших школьников на уроках окружающего мира / К.И. Ельчищева // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1388/16619
12. Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками / Е.В. Исаева // Начальная школа, 2011. - № 1. - С.38-41.
13. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева // Начальная школа плюс и минус, 2000. - №8. - с. 84-86.
14. Кайдаш Е.Г. Развитие наблюдательных интересов в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш // Начальная школа. - 2012. - №12. - С.14.
15. Климченко, И. В. Сравнительный анализ программ "зеленый дом" и "Окружающий мир" автора Плешакова А.а / И. В. Климченко // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей и материалов VII международной научно-практической конференции, Коломна, 29–30 октября 2020 года. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2020. – С. 168-175.
16. Климченко, И.В. Возможности учебника по курсу «Окружающего мира» в реализации личностно-ориентированного обучения во 2-м классе начальной школы // Сборник научных трудов по материалам VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации / под ред. Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. – Коломна: ГСГУ, 2018. – 203 с.
17. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Академия, 2011. – 151 с.
18. Коренева И.Н. Развитие наблюдательности младших школьников в процессе изучения естественного материала: диссертация канд. пед. наук: 13.00.09 /И.Н. Коренева. - Институт педагогики АПН Украины. - М., 2003. – 194 с.
19. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Просвещение, 2011.-212 с.
20. Линник, Т.И. Опыты и наблюдения на уроках окружающего мира. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электрон. ресурс] / - Т.И. Линник, Е.Г. Рысинская, О.Н. Василец. - 2013. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/590598/
21. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Москва: Центр, 2003.-256 с.
22. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов.. - М.: Педагогическое общество России, 2012. – 212 с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина - М.: Академия, 2011. – 382 с.
24. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2013. – 414 с.
25. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2010.
26. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие / Л.Д. Парфилова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 156 с.
27. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. / А.П. Пахомов. //Начальная школа, 1998. - №6. – с. 84-86.
28. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2013. – 254 с.
29. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2012. – 612 с.
30. Плешаков, А.А. Зеленый дом: метод пособие к системе учеб. курсов с эколог. направленностью для нач. шк. / А.А. Плешаков – Москва: Просвещение, 1997. – 254 с.
31. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы: 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2014. – 205 с.
32. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2013. – 578 с.
33. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. псд. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит, изд. центр "Владос", 1999. - Кн.1: общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
34. Психологический словарь / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2011. – 545 с.
35. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л.А. Регуш. - СПБ.: Питер, 2008. – 152 с.
36. Румянцев Н.Е. Развитие у детей наблюдательности / Н.Е. Румянцев // Исследователь/Researcher. 2012. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-detey-nablyudatelnosti (дата обращения: 16.03.2018).
37. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе / А. И. Савенков // Начальная школа. - 2007. - № 12.- С. 101-108.
38. Смирнова, О.М. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учеб. пособие / О. М. Смирнова. – Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2017. – 199 с.
39. Титова В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира / В.В. Титова // Начальная школа. - 2009. - №1. - С.65-68.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.