Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стратегические цели и задачи, стоящие перед Российской Федерацией в современных условиях научно-технологического развития, отчасти предопределены процессом становления правового социального государства. Традиционные вызовы для социальной политики России, обусловленные высоким уровнем бедности, постепенным ростом продолжительности жизни и старением населения, неустойчивыми демографическими реалиями, не утратили актуальности. Это требует переосмысления устоявшихся подходов к реализации социальной функции Российского государства, которая проявляет себя главным образом через систему социальной защиты и социального обеспечения.
Право на социальное обеспечение, как любое социальное право, обладает «октроированным» статусом, когда формально гарантированные блага предоставляются нуждающимся гражданам только при благоприятной экономической ситуации и социально ориентированном политическом векторе. Поэтому очень важно установить на конституционном уровне и в федеральном законодательстве с соблюдением принципа равенства экономические гарантии социальных прав - социальные ориентиры (нормативы, стандарты).
В российском и зарубежном законодательстве отсутствует единство по вопросу использования социальных стандартов и высказаны предложения о необходимости возведения в норматив такого стандарта по всем видам социальных выплат в России, как минимальный потребительский бюджет. В то же время прожиточный минимум должен стать защитным барьером (допустимым минимумом) на пути к бедности для социально уязвимых категорий лиц, обеспечиваемых преимущественно из государственного бюджета. Россия на данном этапе готова принять за основу систему социальной защиты Совета Европы для целей структурного выравнивания социальных нормативов (стандартов). Достичь этого можно законодательно, ориентируясь на Европейскую социальную хартию и Европейский кодекс социального обеспечения.
Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить.
Во-первых, переход экономики России от плано¬во-административных методов управления к рыночным, карди¬нально изменил политическую, экономическую и социальную обстановку в стране, что логично требует существенной перестройки, тактики и стратегии, и психологии всей социально-экономической жизни.
Во-вторых, согласно всемирной статистики, как указывает ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), в мире около 2,2 млрд детей в возрасте до 18 лет, это составляет почти треть всего населения мира, число подростков в возрасте от 10 до 19 лет представляют около 18 % всего населения. При этом, 1 млрд детей лишено одной или более услуг (условий), необходимых для выживания и развития, 215 млн подростков задействовано в детском труде, 101 млн потенциальных школьников не получают начального образования, а 51 млн детей не регистрируется при рождении .
В-третьих, приведенные актуальные угрозы нормальному детству, нарушения прав несовершеннолетних во множестве стран стали причиной активной международной и внутригосударственной деятельности в сфере защиты интересов детей, подчиненной общему принципу, в соответствии с которым интересы ребенка во всех действиях в отношении детей должны обладать первоочередным характером.
Теоретические источники темы исследования в сфере защиты материнства и детства включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др.
Целью курсовой работы является изучение особенностей правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
привести особенности правовой защиты интересов детей;
изучить сущность правовой системы социального обеспечения семьи и детства;
исследовать основные инструменты правовой системы государственных пособий для многодетных семей и одиноких родителей в России;
рассмотреть основные государственные пособия гражданам, имеющим детей;
обозначить особенности региональных государственных пособий на примере Челябинской области.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии системы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы системы социального обеспечения многодетных семей и семей одиноких родителей в РФ.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы познания, в том числе: системно-структурный, сравнительно-правовой, аналитический, синтетический, формально-логический методы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов для преподавания дисциплины «Социальное обеспечение».
Структура. Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
1.1 Особенности правовой защиты интересов детей
Основы правового регулирования статуса несовершеннолетних включают внушительный объем действующих норм и правил, которые имеют отношение к жизни ребенка (детей), подростка, малолетних и несовершеннолетних лиц.
То есть, исходный интерес исследования этих вопросов обусловлен юридическим пониманием того, кто обладает статусом ребенка. В настоящее время как в российском, так и международном праве понятие «ребенок» обозначает категорию лиц, которые не достигли совершеннолетия (возраста 18 лет) . Это юридическое понятие чрезвычайно важно в праве, так как ребенок – это субъект права, обладающий особым статусом .
По данному поводу следует отметить, что принятие Конвенции о правах ребенка 1989 г. (далее – Конвенция) подтвердило признание международным сообществом необходимости предоставления специальной защиты детям в силу их умственной и физической незрелости. Конвенция ввела принципиально важное понятие ребенка как лица, не достигшего 18-летия, «если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» .
В ходе приведения в соответствие с Конвенцией внутреннего законодательства Российский законодатель выработал собственное понятие «ребенок» и регламентировал в ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» понятие, схожее с конвенциональным: «Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)».
Вместе с общепризнанной дефиницией «ребенок» в российском праве лица, не достигшие совершеннолетия именуются «подростками, «несовершеннолетними», «малолетними», «обучающимися», «воспитанниками» и т.д.
Следовательно, первой юридической особенностью правовой защиты интересов детей целесообразно указать особый всеобщий характер особого правового статуса ребенка в России и в международном сообществе.
Несмотря на различные подходы к юридическому содержанию понятия «ребенок», основным признаком ребенка в международных и отечественных правовых актах выступает критерий возраста. По этому поводу следует отметить, что еще при обсуждении проекта Конвенции о правах ребенка имелись разногласия в отношении верхней и нижней возрастных границ ребенка. С одной стороны представители Гватемалы и Аргентины отстаивали нижней границей возраста момент зачатия ребенка. Однако, с другой стороны, Великобритания, Франция, Тунис, Индонезия, Китай голосовали за отчет возрастного ценза ребенка с момента его рождения . При этом большинство стран-участниц указали, что при толковании правил в преамбуле, ст. 1 и 6 указанной Конвенции они будут использовать положения национального закона. Следовательно, международное право признает статус ребенка с момента рождения, не запрещая в тоже время считать ребенком человеческое существо с момента его зачатия .
Второй юридической особенностью правовой защиты интересов детей можно указать сложный и спорный характер формирования правового статуса ребенка в России и в международном сообществе.
Представляется логичным, что в настоящее время в условиях множества нерешенных проблем в отношении прав и обязанностей живых людей (условиях борьбы за жизнь человека во многих странах с низким уровнем развития, включая Россию) целесообразно применять момент рождения нижней возрастной границей правовой категории «ребенок».
Третьей юридической особенностью правовой защиты интересов детей следует указать на целесообразность защиты прав ребенка с начала седьмого месяца его внутриутробного развития.
С учетом вышеизложенного, можно обобщить, что дефиниция «ребенка» универсальна, поскольку используется при характеристике лица, которое не достигло возраста 18 лет, и которое старше этого возраста, вместе с этим ребе
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 10.12.1998.
2. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года), [Электронный ресурс], URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml., дата обращения 18.01.2022.
3. Декларация о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах (принята 01.05.1990 Резолюцией S-18/3 на 11-ом пленарном заседании 18-ой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс],URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/int_economic_coop.shtml., дата обращения 18.01.2022.
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. - 22.05.1995. - № 21. - Ст. 1929.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»// Российская газета, № 142, 23.07.1999.
7. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» // Собрание законодательства РФ, 1997, N 43.
8. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. - № 147. - 05.08.1998.
9. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»// Источник СПС КонсультантПлюс.
10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан»»// Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014. - № 17. - Ст. 2059.
11. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2022 г.» // Собрание законодательства РФ. - 22.11.2021. - № 47. - Ст. 7857.
12. Постановление Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении» // Собрание законодательства РФ. - 05.07.2021. - № 27 (часть III). - Ст. 5416.
13. Информация Минтруда России «Правительство установило правила предоставления пособий для беременных и одиноких родителей на детей от 8 до 17 лет» // Электронный ресурс: сайте https://mintrud.gov.ru по состоянию на 01.01.2022.
Научная и учебная литература
14. Автономов А.С. Ювенальная юстиция: учеб. пособие. М., 2019. – С. 38.
15. Бондаренко, О. А. Международные документы о правах ребенка: научно-практическое пособие. - Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2017. – С. 57.
16. Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие // [Электронный ресурс], URL: www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5787.html., дата обращения 18.01.2022.
17. Шийко-Окрух Малгожата. Международно-правовые вопросы защиты прав ребенка. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 18.01.2022
18. ЮНИСЭФ. Инициатива по правам ребенка и принципам ведения бизнеса, 2011 [Электронный ресурс]: URL: http://www.unicef.ru/library/reports/ (дата обращения: 18.01.2022).
19. Рынок труда / под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. 6-е изд. - М., АСТ. 2018. - С. 18.
20. Сологуб А. Ю. Понятие «ребенок» в российском праве // «Тенденции развития современной юриспруденции»: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2020. - С. 79-86.
21. Тархов В. А. и др. Гражданское право России. Часть первая. - М.: Юристъ, 2021. - 464 с.
Судебная практика
22. Определение ВАС РФ от 17.09.2010 № ВАС-12192/10 по делу № А76-34017/2009-43-668/3 «В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения об отказе в выделении средств на компенсацию (возмещение) расходов страхователя, а также об обязании учреждения возместить расходы по выплате пособий, связанных с рождением ребенка, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как в данном случае имела место искусственно созданная предпринимателем ситуация для выплаты пособия своей дочери за счет средств фонда» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. ., дата обращения 18.01.2022.
23. Определение ВАС РФ от 23.10.2009 № ВАС-13111/09 по делу № А76-26267/2008-62-158/43 «В передаче дела по заявлению о признании решения органа Фонда социального страхования недействительным в части непринятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды обоснованно исходили из обоснованности решения фонда в этой части» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. ., дата обращения 18.01.2022.
24. Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2019 N 309-ЭС19-17405 по делу N А76-31312/2018 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. ., дата обращения 18.01.2022.
25. Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.1998 № 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Челябинской области о проверке конституционности статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. ., дата обращения 18.01.2022.
26. Решение Г989 (03.2010). «О восстановлении срока для назначения единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» // Архив Курчатовского районного суда г. Челябинска, http://kurt.chel.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=1111., дата обращения 18.01.2022.