Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что избирательная практика в России часто и порой весьма принципиально меняется. В течение длительного периода она претерпевала множество преобразований, направленных на обеспечение гласности и открытости избирательного процесса. Разработка и интеграция современных технологий в избирательные процессы обусловлены политикой государства, которая направлена на обеспечение максимальной доступности и удобства для избирателей. Повышение уровня доступности для избирателей прямо отражается на явке, которая зачастую является низкой.
Развитие современных государств на постсоветском пространстве в последние десятилетия актуализировало проблему доверия населения к закону, правосудию, к власти в целом. В различных аспектах к этим вопросам обращается и юридическая наука. Власть, позиционирующая себя как демократическая, должна не только использовать формальные процедуры, связывающие ее с населением (проводить выборы, референдумы, обсуждения и др.), но и заслужить реальное доверие общества, его уважение к себе, т.е. стать легитимной. Именно такая власть формирует демократическое и правовое государство.
Объектом данной работы является избирательный процесс в Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие избирательный процесс, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы является изучение избирательного процесса в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие и стадии избирательного процесса;
• Изучить значение избирательной системы для избирательного процесса;
• Исследовать технологии избирательного процесса: характеристика и проблемные аспекты;
• Проанализировать актуальные вопросы избирательного процесса;
• Определить тенденции развития избирательгого процесса.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и стадии избирательного процесса
Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя целый ряд стадий, которые в незначительной степени могут варьироваться в зависимости от уровня выборов, а также применяемой избирательной системы (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). В наиболее универсальном варианте избирательный процесс в Российской Федерации может быть представлен в виде следующей структуры:
1. Стадия назначения выборов:
a) для выборов Президента РФ - назначает Совет Федерации ФС РФ не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;
b) для выборов Государственной Думы ФС РФ - назначает Президент РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;
c) избираемые органы государственной власти субъекта РФ - назначаются в соответствии с законодательством субъекта РФ не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования (п. 7 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»);
d) избираемые органы местного самоуправления - назначаются в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставами МО не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования (п. 7 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»).
2. Формирование списков избирателей (ст. ст. 16, 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»):
a) регистрация (учет) избирателей. Порядок регистрации определяется Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 № 134/973-II ):
- регистрация (учет) избирателей по месту жительства главой местной администрации МО;
- регистрация (учет) избирателей военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах воинской части командиром воинской части;
- регистрация (учет) избирателей, проживающих за пределами РФ, руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения РФ;
b) составление списка избирателей соответствующими избирательными комиссиями.
3. Формирование избирательных округов (ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»).
Избирательные округа формируются в зависимости от применяемой избирательной системы и уровня выборов (одномандатные или многомандатные) сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории:
- выборы депутатов ГД ФС РФ и Президента РФ - федеральным законом;
- выборы, проводимые на уровне субъекта РФ, - законом субъекта РФ;
- муниципальные выборы - актом представительного органа МО.
4. Формирование (определение) избирательных участков (ст. 19 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»).
Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке.
5. Выдвижение кандидатов/списков кандидатов (ст. ст. 32 - 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»).
Выдвижение кандидатов может осуществляться следующими способами:
- в порядке самовыдвижения (только в случае выдвижения кандидатов);
- выдвижение политической партией (выдвижение кандидата или списка кандидатов);
- выдвижение избирательным объединением (выдвижение кандидата или списка кандидатов в случаях, предусмотренных законодательством субъекта РФ).
Согласно п. 25 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.
6. Регистрация кандидатов/списка кандидатов (ст. ст. 35.1, 37, 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»).
Необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов, выражающаяся в сборе подписей. Количество необходимых подписей, порядок сбора, а также ситуации освобождения кандидатов, списков кандидатов от сбора подписей предусмотрено федеральными законами в соответствии с уровнем выборов.
Законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъекта РФ сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», с особенностями, предусмотренными п. п. 16.3 - 16.9 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» (п. п. 16.1, 16.2 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»). При этом законом субъекта РФ должно быть установлено количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы и которое не может превышать половину количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии установленного перечня документов. Законом также предусмотрен достаточно широкий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов (п. п. 24 - 25 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»).
7. Информирование о выборах и предвыборная агитация (гл. VII ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»).
Основными отличиями информирования о выборах от предвыборной агитации являются цели и субъекты.
Целью информирования о выборах является донесение до избирателей объективной информации о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях. В связи с этим субъектами информирования являются органы государственной власти и органы МСУ (за исключением информирования о кандидатах и избирательных объединениях), а также избирательные комиссии.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 171.
5. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2011, № 27, ст. 3872.
6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.2020, № 31 (часть I), ст. 5026.
7. Федеральный закон от 23.05.2020 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.05.2020, № 21, ст. 3232.
8. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416.
9. Указ Президента РФ от 01.06.2020 № 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.06.2020, № 23, ст. 3622.
10. Постановление ЦИК России от 24.07.2020 № 260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года» // Вестник ЦИК России, № 6, 2020.
11. Постановление ЦИК России от 20.03.2020 № 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» // Вестник ЦИК России, № 3, 2020.
12. Постановление ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II «О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» // Вестник Центризбиркома РФ, № 9, 1997.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 № 7-П // Собрание законодательства РФ, 03.07.2006, № 27, ст. 2970.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 № 10-П // Собрание законодательства РФ, 21.11.2005, № 47, ст. 4968.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П // Собрание законодательства РФ, 03.11.2003, № 44, ст. 4358.
16. Авакьян С.А. Местное самоуправление как форма публичной власти: конституционные ожидания и реальные конструкции // Юридический мир. 2020. № 1. С. 15 - 20.
17. Авакьян С.А. Модернизация публично-политических отношений и конституционное реформирование: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 9. С. 3 - 6;
18. Авакьян С.А. Народовластие как совокупность институтов непосредственной и представительной демократии: проблемы эффективности // Российское государствоведение. 2014. № 2. С. 4 - 13.
19. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический Проект, 2018. С. 279.
20. Ескина Л.Б. Избирательная система как фактор легитимации представительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 35.
21. Заколдаев Д.А., Ямщиков Р.В., Ямщикова Н.В. Технология блокчейн в России: достижения и проблемы // Вестник МГОУ. 2018. № 2. С. 93 - 98.
22. Исаев Б.А. Партийная система России: мультипартизм или бипартизм? // Вестник СПбГУ. Политология. Международные отношения. Т. 10. Вып. 3. 2017. С. 212.
23. Киреев Д.А. Влияние коалиционных соглашений на реализацию народовластия // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 6 (127). С. 36 - 48.
24. Киреев Д.А. Народное представительство в условиях мажоритарной избирательной системы // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 7. С. 52.
25. Колюшин Е.И. Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 12. С. 57.
26. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 67.
27. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283, 06.12.1936.
28. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
29. Марченко М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование): учеб. пособие. М.: Проспект, 2019. 648 с.
30. Савченко М.С., Кадлец В.А. Правовое регулирование и практика электронного голосования в зарубежных странах // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 302 - 314.
31. Системой «Мобильный избиратель» воспользовались более 5,5 млн человек. URL: https://nom24.ru/info/events/sistemoy-mobilnyy-izbiratel-vospolzovalos-bolee-5-5-millionov-chelovek // (дата обращения: 21.01.2022).
32. Смирнова Н.Н. Органы судейского сообщества в системе обеспечения правосудия в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 9, 19.
33. Старостенко К.В. Политический плюрализм и политическое многообразие: некоторые проблемы политической теории // Социум и власть. 2010. № 1. С. 38.
34. Черепанов В.А. Аналитическая записка «Некоторые соображения по поводу проблем, возникших в российской избирательной практике» // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 2. С. 33 – 37.
35. Шольц Ю., Шелер Т., Соколов Ю.И., Коцоева В.С., Элькина А.А. Технология blockchain. Принципы работы и перспективы применения // ЭТАП. 2017. № 6.