Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российское общество на современном этапе развития переживает сложную стадию собственного развития. В государстве производится коренное реформирование социальной, экономической и политической сфер жизни, сопровождаемое реформой всей правовой системы, в т. ч. законодательства, нормотворческих и правоохранительных органов, форм и механизмов реализации права. Российское государство идет по пути строительства правового государства и гражданского общества. Эффективность реформ в юридической сфере, да и в государстве в целом, процессы модернизации в государстве прямо зависят от уровня правовой культуры российского общества.
Актуальность исследования определяется некоторыми практическими и общетеоретическими факторами, и в первую очередь, необходимостью переосмысления тех преобразований, которые произошли в правовой культуре РФ в постсоветский этап ее развития. Правовая культура в качестве правовой категории и общественного явления, несомненно, признавалась предметом научных исследований, как в правоведении, так и в иных общественных науках, однако рассматривалась она в условиях другой, в сравнении с нынешней, социальной реальности.
Правовая культура представляет из себя вид общей культуры, который состоит из материальных и духовных ценностей, относящихся к правовой реальности. Вместе с тем, правовая культура включает только то, что есть в правовых явлениях социально ценного и полезного. Она – не только результат, но и способ деятельности, и в данном смысле духовная правовая культура понимается в качестве образа мышления, стандарта и нормы поведения.
История отчетливо показывает, что лишь тогда правоприменительная и правотворческая деятельность признается эффективной, когда в данных процессах, наравне с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место отводится и организующему, сознательному творчеству. При рассмотрении данных созидательных и сознательных процессов в применении права и правотворчестве правовая теория формулирует тему правовой культуры.
Правовая культура общества, некоторых индивидов, групп довольно органично связана с правом в качестве целостного социального института, с его формированием, функционированием и развитием, с правотворчеством и применением права, другими сторонами правового бытия общества.
В современных условиях, когда Россией взят курс на модернизацию страны, важный теоретический и практический интерес представляет научный анализ аспектов этого процесса, в том числе правовой культуры как показателя правового прогресса, важнейшего условия его эффективности.
Модернизация страны актуализирует многие процессы, одним из которых является переосмысление закономерностей и сущности правовой реальности современного российского общества.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с правовой культурой как феноменом общественной жизни.
Предмет исследования - теоретические и практические аспекты сущности, содержания, формирования и развития правовой культуры общества.
Цель данной работы – комплексное исследование характера правовой культуры российского общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные подходы к пониманию правовой культуры общества;
2) рассмотреть понятие, структуру, виды и функции правовой культуры;
3) исследовать показатели уровня правовой культуры общества в РФ;
4) выявить проблемы совершенствования воспитания правовой культуры молодежи;
5) определить пути повышения уровня правовой культуры российского общества.
Методология и методика исследования включают совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Среди них основное место занимает диалектический подход, позволяющий рассмотреть объект и предмет исследования во всей полноте их проявлений, использованы такие методы, как историко-правовой, формально-логический, сравнительного правоведения.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.
1.Общая характеристика правовой культуры общества
1.1.Основные подходы к пониманию правовой культуры общества
Потребовался продолжительный период, во время которого знание о культуре, накапливаясь и постепенно трансформируясь, привело к порогу ее определения. Нецивилизованные народы осознавали имеющиеся между ними отличия традиций, представлений и языка, однако даже такой цивилизованный народ, как современные греки, не знали слова, который эквивалентен нашему термину «культура». Данный термин был позаимствован великим основоположником антропологии Англии Э. Б Тайлором у представителей немецкой историографии.
Первым подходом следует признать эмпирический или описательный подход, которые представляет культуру в качестве результата всей человеческой деятельности, т.е. комплекс ценностей и предметов, из которых формируется данный результат. Следует отметить определенные недостатки данного подхода.
В первую очередь, культура престает в данной концепции в состоянии статики – в качестве набора застывших продуктов человеческой деятельности.
Во-вторых, жестко разводятся духовная и материальная сферы культуры. Подобное разведение зачастую из социальной философии переходит в историческую науку.
Деление на духовную и материальную культуру, несомненно, является условным и относительным. В действительности данные сферы единого механизма культуры не только тесно взаимосвязаны друг с другом, но и взаимопроникают друг в друга. Все это очень отчетливо выявляется в условиях революции науки и техники, которая ведет ко все большей интеграции духовной и материальной культур [20, c. 204-206].
2.Оценочный или аксиологический подход, при которому культурная составляющая, так же как и уровень культуры, устанавливаются при помощи соотнесения оцениваемого с тем, что выбрано эталоном. Вполне ясно, что подобный подход обладает в существенной степени относительным и произвольным характером.
Так, исходя из точки зрения европоцентризма мерой культурности всех иных исторических регионов оказывается уровень приближения их к европейской культуре. Вместе с тем происходит игнорирование приспособительной культурной функции: ведь то, что с точки зрения европейской культуры кажется «культурной недоразвитостью», в реальности сплошь и рядом оказывается необходимым и достаточным для приспособления к определенной среде, природной и социальной.
Вышеизложенное о недостатках оценочного подхода не стоит признавать призывом к его отбрасыванию. Ведь тем или иным образом исследователю приходится проводить сравнение и оценку исторических эпох по различным параметрам, в т. ч. и по уровню развития культуры, именно по этой причине определение понятия «культура» должно в себя включать оценочную составляющую.
3.Деятельностный подход, которые рассматривает культуру в качестве внебиологического и специфического способа деятельности человека.
Термин «внебиологический» в этом случае имеет своей целью выразить механизма и средства, которые потенциально не заданы биологическим типом организации, а не сам практический материал их воплощения, который в принципе может обладать сугубо биологической природой (к примеру, одомашненные животные) [5, c. 37].
Проводя ознакомление с деятельностным подходом к культуре, следует уяснить главное: культура – это не сама деятельность, а способ, при помощи которого она подлежит осуществлению. К примеру, само по себе добывание пищи, а также ее прием и усвоение могут являться процессом, который не имеет никакого отношения к культуре, так как животные также данный процесс осуществляют
Элементы культуры подлежат внесению в него по ходу человеческого и общественного развития – преобразуются способы добывания, происходит внедрение термической обработки, в обиход входят вилки, ложки, ножи, используются различные добавки, которые способствуют улучшению аппетита для более лучшего усвоения пищи.
В действительности, не предоставленный природой, однако благоприобретенный способ деятельности человека равен по своему объему результата данной деятельности. Принципиально новый результат дает возможность и принципиально преобразовать наш метод деятельности в той либо другой области, а некоторые из данных результатов по собственной объективной роли признаются способом, благодаря которому преобразуется стратегия общественного функционирования, он начинает подниматься на новую ступень.
Так, революция научно-технического характера, которая непосредственно связана с созданием внедрением в массы систем компьютерной информации, оказывается способной вслед за существенным преобразованием технологической основы цивилизации (и на основании данного изменения) внести существенные изменения буквально все самые важные системные элементы общества, начиная от правоотношения производственного характера и заканчивая общественной психологией.
Проводя сравнение способов деятельности человека в различные эпохи истории, в различных регионах, в различных областях, мы, в сущности, применяем рациональный момент, который содержится в оценочном подходе к культуре [4, c. 102].
1.2.Понятие, структура, виды и функции правовой культуры общества
Правовая культура – это неотъемлемый элемент общей народной культуры, который основывается на ее началах, выступает в качестве отражения уровня ее развития, народного менталитета. Образование культуры права - это не обособленный процесс от развития иных разновидностей культуры – моральной, политической, эстетической, - ее следует признать комплексной проблемой.
Правовая культура представляет собой совокупность правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы.
Их консолидирует общность задачи – формирование морально-юридического климата в обществе, гарантирующего действительную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед социумом, обеспечивает ее права, общественную защиту, уважение ее чести и достоинства, то есть ставит человека в центр социальных, политических, экономических, культурных процессов.
В зависимости от носителя правовой культуры принято выделять:
1) правовая культура общества – это элемент общей культуры, которые представляет собой механизм ценностей, которые накоплены человечеством в правовой сфере и относятся к правовой действительности этого общества: режиму законности и правопорядка, уровню правосознания, правовой практики, а также состояния законодательства.
Правовая культура в любой момент находится в каждой точке юридической действительности, не совпадает с не полностью, однако существует в ней в качестве структурного элемента, которая может выступать в качестве разновидности уровня развития данной реальности.
Общественная культура признается результатом общественно-юридической активности определенных личностей, коллективов и иных правовых субъектов. Она является отправным моментом, основой для подобного рода активности и в общей для правовой культуры личности.
2) правовая культура личности – это установленные правовой культурой общества характер и степень развития и прогресса личности в правовой сфере, которые обеспечивают ее правомерную деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2020) О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений // Российская газета, N 127, 04.07.1995.
3. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993 г., N 25, ст. 903
Научная и учебная литература:
4. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. - М.:ТК Велби; Екатеринбург: Институт частного права, 2016. – С.102.
5. Ахметов А. С. Актуальные вопросы содержания правовой культуры // Журнал «Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки».-Выпуск № 4-2 / 2017. – С. 73
6. Ахметова К.С., Хакимов Р.Р. Актуальные проблемы формирования правовой культуры // Актуальные вопросы права: материалы международной заочной научно-практической конференции (3 мая 2018 г.). Новосибирск: Изд-во "Сибир. ассоц. консультантов", 2018. — С. 137
7. Базанова А.В. Проблема формирования правовой культуры современного общества // Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник научных статей. - 2019. - С. 143-145.
8. Бозоров У.С. Правовая культура в жизни общества // Журнал ФӘН-Наука.- Выпуск № 12 (39) / 2017. –С. 182
9. Бялт В.С., Демидов А.В. Правовая культура общества: теоретико-правовая характеристика // Журнал «Ленинградский юридический журнал». – 2018. – С. 172-174
10. Демидов А.А., Демидов А.А., Демидов А.А. Формирование правовой и информационной культуры личности – важный фактор построения гражданского общества в России // Инновационные образовательные технологии. — 2017. — № 3. — С. 40
11. Дмитриев Ю.А., Лазарев В.В. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. - 384 с.
12. Дудченко Л. В. Правовая культура общества и правовая ментальность личности // Журнал «Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки».-Выпуск № 5 / 2018. – С. 26
13. Ибрагимова З.Н., Артюхова Е.С., Матвеев В.А., Сорокин А.С., Демина С.А. Правовая культура общества как элемент правовой системы // Журнал «Наука в современном информационном обществе». - № 2. - 2019. - С. 82-85.
14. Исаков, В. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 656 с.
15. Куклин С. В. Правовая культура и правовое мышление в современном обществе // Журнал «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право». – 2017. – С. 43-44
16. Лысенко А.С., Працко Г.С. Правовая культура в системе ценностей гражданского общества // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей. - 2019. - С. 75-76.
17. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 341 с.
18. Пономарева О.С., Працко Г.С. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей. - 2019. - С. 43-44.
19. Попова А.С. Актуальные проблемы формирования правовой культуры // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - № 28. – 2017. – С. 191
20. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 495 с.
21. Семенов В.Е. Проблемы совершенствования воспитания правовой культуры // Журнал «Общество и право».- Выпуск № 4 (41) / 2019. – С. 23-24
22. Туркин Р.Э. Актуальные проблемы формирования правовой культуры // Журнал «Закон». - № 5. – 2017. –С. 19-20
23. Хачатрян А.А., Працко Г.С. Роль правовой культуры в порядке общества // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей. -2019. - С. 140-141.
24. Шаруева Н.В. Возрастание роли правовой культуры в современном российском обществе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2017. - № 3. - С. 23-28.
25. Шефруков А. З. Правовая культура в системе социальных институтов // Журнал Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология Выпуск № 8 / 2016. – С.93
26. Шорахян Д.А. Значение правовой культуры российского общества // Журнал «Актуальные проблемы теории и истории государства и права». –Пятигорск. - 2020. -С. 352-356.