Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов. Во-первых, в настоящее время очень остро стоит вопрос о необходимости изменения людьми своего отношения к природе и одновременно обеспечения соответствующего образования подрастающего поколения. Это обусловливается тем, что в современном динамичном, сложном, многообразном, а также противоречивом мире экологические проблемы характеризуются в качестве глобальных. Человечеству очень важно жить в содружестве с природой. При этом именно каждый человек должен четко осознать, что дальнейшее развитие общества может осуществлять исключительно в гармоничном сосуществовании с природой. В связи с этим человеку просто необходимы новые знания, система ценностей, которые, конечно же, необходимы формировать начиная с младшего школьного возраста. Важно учить подрастающее поколение жить в гармоничном согласии с природой, ее принципами и законами.
В современной школе экологическое образование должно стать приоритетным. При этом задача школы заключается не только в том, чтобы у школьников сформировать конкретный объем знаний по экологии, но также и способствовать приобретению у младших школьников навыков научного анализа различных явлений природы, осмыслению процесса взаимодействия общества и природы, а также осознанию значимости своей непосредственной практической помощи природе.
Во-вторых, учебный предмет «Окружающий мир» направлен на привитие ученикам основ естествознания и обществознания в рамках гуманитаризации и экологизации знаний, ориентирована на воспитание гармонически развитой личности, уважающей общечеловеческие гуманистические ценности.
Таким образом, значимость экологического образования, необходимость его реализации в учащимися начальной школы и широкие возможности для этого предмета «Окружающей мир» – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Особенности экологического образования младших школьников на уроках окружающего мира» актуальным.
Целью данной работы является определение особенности экологического образования младших школьников на уроках «Окружающего мира». Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- проследить особенности процесса экологического образования младших школьников;
- определить возможности экологического образования младших школьников на уроках «Окружающего мира»;
- изучить актуальное состояние педагогической практики по вопросам экологического образования младших школьников;
- раскрыть виды уроков «Окружающего мира», способствующие экологическому образованию младших школьников.
Объект исследования – экологическое образование младших школьников.
Предмет исследования – специфика экологического образования младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Методы исследования: метод выявления и анализа публикаций по теме исследования, метод сравнения, метод изучения практического опыта, метод логической группировки и систематизации полученной информации.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как С.В. Алексеев, Н.В. Бахметьева, Л.А. Беседина, Г.В. Буковская, И.Д. Зверев, З.А. Клепинина, Е.М. Кудрявцева, Л.В. Кузнецова, С.Н. Лысенкова, Л.В. Моисеева, И.Н. Пономарева и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы экологического образования младших школьников на уроках окружающего мира
1.1 Особенности процесса экологического образования младших школьников
В настоящее время идеи экологического образования весьма активно внедряются в практику обучения в начальной школе.
На современном этапе экологическое образование можно понимать в качестве одного из элементов образования, ориентированного на овладение школьниками научными основами процесса взаимодействия человека и природы. В настоящее время исследователи и педагоги в качестве цели экологического образования называют «формирование системы научных знаний, убеждений и взглядов, которые обеспечивают формирование у школьников ответственного отношения к окружающей среде практически во всех видах их деятельности [8, с.20].
При этом в качестве основных структурных компонентов экологического образования принято называть следующие:
1) экологическую образованность либо систему экологических знаний;
2) сформированное экологическое сознание, мировоззрение, мышление, экологические отношения, культуру чувств, а также систему ценностей;
3) проявление культуры экологически оправданного поведения.
В соответствии с указанными структурными компонентами, также определяются следующие цели экологического образования:
- заметное расширение экологических знаний;
- развитие у учащихся экологического сознания, мировоззрения, мышления;
- развитие у младших школьников потребностей гармоничного общения с природой;
- воспитание у них эстетического отношения к природе;
- воспитание у учащихся устойчивого интереса к экологическим проблемам родного края;
- воспитание у учащихся начальной школы потребности поддерживать экологическое здоровье личности.
Для эффективного достижения поставленных целей помогает включение в систему работы с младшими школьниками четырех взаимосвязанных компонентов (то есть ценностного, познавательного, нормативного, а также деятельностного), которые выступают в качестве ядра экологического образования. Кроме этого, значимыми являются такие дидактические принципы, как: принцип культуросообразности, гуманизации, интеграции, природосообразности; целостности и системности, а также обратной связи.
Такое образование предусматривает формирование необходимых условий для привитию и развитию у младших школьников основных компонентов экологии, то есть экологических знаний, экологически оправданного поведения, а также нравственно-экологическое отношение детей к природе.
Большинство педагоги, объектом изучения которых выступают вопросы экологического образования (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.П. Симонова, И.Т. Суравегина и др.) склоняются к мнению, что это весьма сложный комплексный процесс, зависящий во многом от возможностей и возрастных особенностей учащихся. При этом в качестве первого возрастного этапа обучения выступает именно начальная школа. Основная цель экологического образования детей младшего школьного возраста сформулирована может быть может быть следующим образом: это становление эмоционально-нравственного, научно-познавательного, а также практически-деятельностного отношения к окружающей среде, отношение к здоровью на базе единства чувственного, а также рационального познания природного и социального окружения индивида [6].
Б.Т. Лихачёв в этом отношении считает, что экологическое сознание неизменно требует подкрепления чувством, глубоко нравственным, эмоционально целостным, отношением к природе, обществу в целом, отдельным людям. Экологическая культура индивида не может мыслится вне его практического отношения к действительности, формирующейся на основе совместных усилий учащихся и педагогов. То есть речь ведется о формировании надежной психологической установки непосредственно на экологически обоснованное включение ученика в природу, в жизнь общества. Это напрямую должно связываться с развитием природы самого младшего школьника, его способностей, интеллектуальных и физических сил, с воспитанием у него трудолюбия, бережного отношения ко всему окружающемуся [13, c. 20].
Когда ребенок поступает в 1 класс, то у него уже имеется основной уровень в плане развития экологических представлений, который был приобретен им в период дошкольного возраста. Новая, школьная ступень развития ребёнка напрямую связывается с приобретением учеником экологически ориентированного личного опыта. Это происходит за счет следующего:
1) осуществления наблюдений разных состояний окружающей среды, которые обязательно сопровождающихся разъяснениями учителя; осуществления первоначальных оценок деятельности различных людей (то есть это происходит на уровне хорошо – плохо);
2) выполнения учениками начальной школы предложенных учителем правил поведения; обязательное обращения с представителями растительного и животного мира и определенных эмоциональных переживаний;
3) через эстетическое наслаждения младшими школьниками красотой природы, а также последующего творческого воплощения детьми своих впечатлений в рисунках, устных рассказах и т.д.;
4) наблюдения детьми за деятельностью взрослых, направленной на улучшение окружающей среды, а также своего посильного в ней участия [3, с. 37].
Важно указать, что в качестве начальной ступени формирования экологической культуры младших школьников выступает привитие им экологической грамотности. И.Н. Пономорева в этом отношении работу с младшими школьниками, связанную с формированием у них экологической грамотности, предлагает организовывать по следующим основным направлениям:
1) «учиться знать» – то есть познавать природу (подразумевает формирование у младших школьников экологических знаний и умений, а также их осмысления);
2) «учиться делать» – то есть создание младшими школьниками собственных творческих продуктов, а также это реализация различных учебных экологических проектов в рамках урочной и внеурочной деятельности;
3) «учиться жить» – то есть сохранение среды обитания;
4) «учиться быть» – помощь ученикам в выборе жизненного пути, в самореализации в процессе осуществления экологической деятельности [20, c. 46].
Итогами экологического образования на первой ступени обучения являются следующие:
1) ученик проявляет заметный интерес к объектам окружающего мира, его интересуют условиям жизни людей, животных, растений, он стремится оценивать их состояние с точки зрения хорошо-плохо;
2) младший школьник с заметным желанием принимает участие в экологически ориентированной деятельности;
3) ребенок показывает эмоциональные реакции при встрече с прекрасным и стремится свои чувства передать в наиболее доступных для него видах творчества (то есть это рисунок, рассказ и т.п.);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, С.В., Экологический практикум школьника: методическое пособие для учителя / С.В. Алексеев. – Самара: Учеб. лит., 2017. – 117 с. –Текст: непосредственный.
2. Бахметьева, Н.В. Способы применения витагенной информации на уроке «Окружающего мира» / Н.В. Бахметьева. –Текст: непосредственный // Начальная школа. –2011. – № 2 – С. 24-27.
3. Беседина, Л.А. Системно-деятельностный подход в экологическом образовании / Л.А. Беседина. –Текст: непосредственный // Актуальные проблемы преподавания биологии, химии и экологии. – Москва, 2017. – С. 36-40.
4. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. – Москва: Владос, 2016. – 192 с. –Текст: непосредственный.
5. Гатауллина, Х.Г. Методы и приемы экологического воспитания младших школьников / Х.Г. Гатауллина. – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/drugie-yazyki/library/2015/01/08/metody-i-priemy-ekologicheskogo (дата обращения: 12.01.2022. –Текст: электронный.
6. Гончарова, В.А. Экологическое воспитание младших школьников / В.А. Гончарова. –Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2012. – № 3 – С. 7-12.
7. Данильченко, Г.И. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Г.И. Данильченко. –Текст: непосредственный // Педагогическая наука и практика. – 2014. – № 3. – С. 37-46.
8. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И.Д. Зверев. – Москва,2018. – 220 с. –Текст: непосредственный.
9. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебние пособие / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – Москва: Академия, 2018. – 208 с. –Текст: непосредственный.
10. Ковалева, О.Н. Актуализация познавательной деятельности на уроке «Окружающего мира» / О.Н. Ковалева. – URL: https://n-shkola.ru/ (дата обращения: 17.01.2022). –Текст: электронный.
11. Кудрявцева, Е.М. Психологический аспект экологического образования и воспитания / Е.М. Кудрявцева // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. – Москва, 2016. – Ч.1. – С.59-61. –Текст: непосредственный.
12. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. – Москва: Академия, 2018. – 272 с. –Текст: непосредственный.
13. Лихачёв, Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачёв. –Текст: непосредственный // Педагогика. – 2003 – №2. – С. 19-21.
14. Лысенкова, С.Н. Экологическое образование в начальной школе: учебное пособие / С.Н. Лысенкова. – Москва: Академия, 2017. – 255 с.
15. Мишина Е.Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников / Е.Г. Мишина. –Текст: непосредственный // Начальная школа. –2001. – № 7 – С. 17-21
16. Моисеева, Л.В. Экологическая картина мира младших школьников: образ и познавательная модель / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – 168 с. –Текст: непосредственный.
17. Мокиевская, Н.Е. Проблемы формирования экологической культуры школьников / Н.Е. Мокиевская, Н.А. Въюнова. –Текст: непосредственный // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2015. –Т. 2. – № 11 (15). – С. 100-104.
18. Мы – это маленькое государство. – URL: https://www.ekburg.ru/news/18/74539-shkola-my-eto-malenkoe-gosudarstvo/ (дата обращения: 17.01.2022). –Текст: электронный.
19. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – Москва: Академия, 2017. – 422 с. –Текст: непосредственный.
20. Пономарева, И.Н. Школьный учебник как система целей и содержания биологического образования / И.Н. Пономарева. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 2018. – 86 с. –Текст: непосредственный.
21. Рыжкова, О.В. Экологическое образование младших школьников на уроках окружающего мира / О.В. Рыжкова. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/679171 (дата обращения: 17.01.2022). –Текст: электронный.
22. Саушкина, И.А. Экологическое воспитание младших школьников / И.А. Саушкина. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18018304 (дата обращения: 17.01.2022). –Текст: электронный.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2018. – 31 с. –Текст: непосредственный.
24. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Начальное общее образование. –Текст: непосредственный // Начальное образование. – 2014. – № 2. – С. 43–56.
25. Ханипова, Л.М. Воспитание любви к природе младших школьников на уроках «Окружающего мира» в рамках реализации ФГОС НОО / Л.М. Ханипова. –Текст: непосредственный // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. – С. 306-307.
26. Цагараева, Е.Ф. Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности / Е.Ф. Цагараева, З.П. Оказова. –Текст: непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. 3-27.
27. Юдина, О.В. Методы и приёмы экологического воспитания младших школьников / О.В. Юдина. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priemy-yekologicheskogo-vospitanija-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html. (дата обращения: 17.01.2022). –Текст: электронный