Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его ощущений и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положение в пространстве и тому подобное. Он составляет фундамент умственного развития. Чувственное познание имеет очень важное значение в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Актуальность данной темы заключается в том, что сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Дети с нарушениями зрения не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и различают специфические особенности и свойства предметов: их форму, размер, цвет и пространственное положение. На всех типах занятий необходимо проводить систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных идей и умению использовать слабое зрение. Обеспечить, чтобы дети усваивали сенсорные стандарты, означает сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут контролировать восприятие, если у ребенка не будет способов выяснить, какой из имеющихся образцов (или любая их комбинация) соответствует свойству такого объекта, который воспринимается в данный момент.
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения напрямую зависит от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения. Искаженное сенсорное отображение особенностей объектов и изображений влияет на формирование зрительных образов и стадию распознавания восприятия.
Нарушение механизмов восприятия, в свою очередь, влияет на развитие несенсорных психических функций: происходит более позднее, чем обычно, формирование операций анализа, синтеза, обобщения и категоризации.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию сенсорного воспитания детей посвящены научные труды таких зарубежных и отечественных авторов, как Т.Р. Армитэдж, Е.И. Гилилв, Т.В. Ендовицкая, А.И. Зотов, Л.А. Меиева, М. Монтессори, Г.В. Никулина, Э.Г. Пилюгина, Л.И. Плаксина, А.В. Плеханов, Т.А. Подугольникова, И.М. Сеченов, Л.И. Солнцева, З.Н. Тюбекина, А.П. Усова, Н.Д. Шлипко и др.
Ряд вопросов, связанных с организацией сенсорного воспитания у детей с нарушением зрения, остаются актуальными и требуют дальнейших исследований.
Объектом данной курсовой работы дети с нарушениями зрения.
Предмет курсовой работы – сенсорное развитие детей.
Цель работы: изучить сущность своеобразия накопления сенсорного опыта детьми с нарушениями зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- осветить понятие сенсорного воспитания детей;
- предоставить характеристику детей с нарушением зрения;
- проанализировать методы сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения.
Методы исследования, применяемые в курсовой работе, следующие: изучение литературных источников, наблюдение, прогнозирование, системный, выборочный, формально-логический.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем исследования: 28 страниц печатного текста.
Глава 1 Понятие сенсорного воспитания детей
Сенсорное (лат. sensohum - орган чувств) развитие ребенка - развитие его ощущений и восприятия, формирование представлений о свойствах предметов (форма, цвет, размер, положение в пространстве и т.д.) [15, c.38].
Сенсорное развитие необходимо человеку для овладения любой практической деятельностью. Оно не теряет своего значения с поступлением ребенка в школу и играет важную роль в жизни взрослого человека, возникает на основе функционирования системы анализаторов, обеспечивающей многомерную связь с миром, способствующей жизнедеятельности человека. Из сенсорного развития вырастает логическое познание, которое ускоряет накопление новых сенсорных данных, способствует их включению в ранее созданную систему знаний и опыта.
Чем выше сенсорное развитие ребенка, тем больше фактов и явлений попадает в сферу его восприятия. Если у ребенка правильно развиты механизмы мышления, то он проявляет выдающиеся способности к поиску, нахождению, записи, анализу, интерпретации большого объема информации о мире и о себе. Формирование, направление и коррекция этих навыков очерчивают проблемы сенсорного образования.
Сенсорное воспитание - это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов сенсорного познания, улучшение ощущений и восприятий [19, c.34].
Основными задачами сенсорного образования являются:
- формирование системы перцептивных (обзорных) действий у детей;
- формирование системы сенсорных стандартов;
- развитие способности самостоятельно использовать сенсорные стандарты в собственной деятельности.
Не существует педагогической системы, которая игнорировала бы роль сенсорного образования. Например, М. Монтессори рассматривала сенсорное образование как выдающуюся возможность подготовить ребенка к полноценной жизни в естественной и социальной среде. Формирование полноценной личности, по ее мнению, невозможно без правильного развития органов чувств, поскольку чувственное восприятие является основой умственного и нравственного существования [6]. Это означает, что развитые органы чувств являются необходимым условием для развития интеллекта и воспитания личности. Поэтому система сенсорного образования должна быть направлена на формирование сенсорной культуры - культуры восприятия внешнего мира. Ребенок, овладевший сенсорной культурой, будет не только обращать внимание, выделять качества предметов и явлений окружающего мира, но и самостоятельно приобретать знания, открывать свой внутренний мир, что для него гораздо важнее готовых сообщений от взрослых.
В процессе сенсорного воспитания важно организовать, по словам М. Монтессори, педагогическую «подготовительную среду», которая является необходимым условием для того, чтобы ребенок реализовал возможности собственного развития посредством самостоятельной деятельности. Одним из главных факторов такой среды является дидактический материал. Дидактический материал, разработанный М. Монтессори, ориентирован на развитие отдельных сфер ощущений, развитие способности прислушиваться к тишине и звукам, различать цвета, форму, вес и так далее. Она акцентирует внимание детей на определенном изолированном свойстве предмета (объем - цилиндры, кубы и призмы; длина - палочки, разделенные на дециметры; цвета - кусочки шелка; шум - цилиндрические коробки с различным содержимым и т.д.). Этот материал не только развивает чувства ребенка, но и поощряет умственную деятельность, учит различать, систематизировать впечатления и предоставляет ребенку возможность повторять упражнения, которые выполнимы для его возраста.
Такие упражнения с дидактическим материалом способствуют самообразованию, поскольку предполагают контроль над возможными ошибками. Практикуясь, ребенок быстро начинает замечать свои ошибки, и, пытаясь их исправить, он добивается правильного решения задачи, учится избегать неправильных решений и действий в будущем. Во время такой работы у ребенка развивается четкость, аккуратность и целеустремленность.
Система сенсорного воспитания М. Монтессори была высоко оценена С. Русовой, которая также считала развитие органов чувств первым шагом к самостоятельному сознанию ребенка и доказывала необходимость «как можно раньше давать рациональное развитие органам чувств». Это следует делать «постоянно, понемногу каждый день, одновременно контролируя все органы чувств, потому что они проявляются вместе и не работают отдельно, поодиночке» [8, c.48].
Современная система сенсорного воспитания создана на основе научных данных о психологическом и физиологическом развитии ребенка. Ограничение внешних впечатлений создает у ребенка чувство «сенсорного голода», замедляет его умственное развитие.
В детстве сенсорная культура формируется в сочетании с развитием речи и мышления, так как восприятие питает мышление сенсорным материалом, а мышление способствует развитию восприятия, обогащает его. Ощущение и восприятие не являются пассивными процессами. Они разворачиваются как специальные действия анализаторов, направленные на изучение объекта, его качеств и свойств. Сенсорные процессы выделяются в самостоятельные произвольные действия, на основе которых формируются методы наблюдения, просмотра и поиска.
Сенсорное развитие - это процесс овладения социальным опытом, овладения системой соответствующих стандартов [4, c.92].
Сенсорные эталоны - это образцы качеств объектов, созданных человечеством в процессе социально-исторического развития.
Стандарты цвета - это семь цветов спектра и их оттенки; стандарты формы - это геометрические фигуры; количества - это метрическая система мер и т.д. Усвоение сенсорных стандартов не ограничивается дошкольным возрастом, а представляет собой довольно сложный и длительный процесс.
Психологи выделяют такие периоды усвоения норм в дошкольном возрасте [7, c.194]:
1) до контрольного периода (от рождения до начала 3-го года жизни); ребенок отражает определенные особенности предметов, в основном существенные, важные для непосредственного использования;
2) период предметных эталонов (до 5 лет); ребенок сравнивает изображения качеств предметов с определенными предметами;
3) приобретение качества предметов эталонной ценности (от 5 лет и старше); ребенок соотносит качество предметов с общепринятыми стандартами: холодная вода, прямоугольная столешница, стеклянная электрическая лампа и т.д.
Развитие восприятия происходит в процессе различных видов деятельности, каждый вид которых имеет свои основы и обеспечивает эффективную динамику определенных сенсорных процессов.
Современная педагогическая наука, основываясь на данных психологии и педагогики, очерчивает содержание сенсорного воспитания, которое должно осуществляться по принципу формирования, обогащения и углубления ориентации детей (начиная с раннего возраста) в окружающем мире. Ознакомление с цветом, формой и размером предметов должно происходить одновременно с улучшением звукового анализа речи, формированием музыкального слуха, развитием мышечной и суставной чувствительности и т.д. Эти навыки важны для музыкального, визуального, трудового и речевого общения.
Овладение ребенком сенсорными действиями сочетается с различными видами деятельности, которые обеспечивают жизнеспособность сенсорных знаний и навыков. Сенсорное воспитание также предполагает специальную работу по ознакомлению детей с сенсорными стандартами, особыми способами сравнения качеств предметов с изученными образцами, то есть с методами исследования предметов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях / Т.Р. Армитэдж. –СПб.: Питер, 2016. – 69 с.
2. Гилилов Е. И. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: ретроспективный анализ, состояние, тенденции: учеб. пособие / Е. И. Гилилов, Г. В. Никулина. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2017. – 55 c.
3. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т.В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 10 – С.4-9.
4. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / А.И. Зотов. – СПб: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2014. – 244 с.
5. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
6. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка / Пер. с англ. – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. – 320 с.
7. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Теоретико-экспериментальное исследование / Галина Никулина. – СПб.: КАРО, 2018. – 400 с.
8. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. // Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2018. – 387 с.
9. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию (с детьми раннего возраста): Пособие для воспитателей д/с / Пилюгина Эмма. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
10. Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания / Л.И. Плаксина // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. – М., 2011. – C. 5-28
11. Плеханов А.В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А.В. Плеханов // Дошкольное воспитание. – 2010. – №7. – С. 31-35
12. Подугольникова Т.А. Развитие зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / Т.А. Подугольникова // Дефектология. – №4. – 2019. – С.65-72
13. Сеченов И. М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого / И.М. Сеченов // Избранные философские и психологические произведения. – М., 2013. – 229 с.
14. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 126 с.
15. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопсихологии и тифлопедагогики / Л.И. Солнцева // Дефектология. – 2017. – №3. – С. 38-44
16. Тюбекина З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения / З.Н. Тюбекина // Дефектология. – №5. – 2020. – С.56-60
17. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А.П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2005. – С.121-135.
18. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей: монография / В.А. Феоктистова. – СПб.: Речь, 2017. – 128 с.
19. Шкарлова С.И. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм / С.И. Шкарлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 328 с.
20. Шлипко Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями зрения в России / Н.Д. Шлипко // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб., 2012. – 410 с.