Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей среды. Овладение грамматическим строем языка - обязательное условие формирования полноценного речевого общения, подобно тому, как познание объективных признаков предметов и многообразных отношений между ними. По мере развития ребёнок обнаруживает некое нормативное чувство языка, он учится определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого языкового стандарта.
У детей с ОНР нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к более высокому теоретическому уровню овладению речи, где ребёнок осознаёт элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими.
У детей данной категории наблюдаются грубые речевые нарушения при словоизменении и словообразовании. При грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений, они допускают разнообразные ошибки, несвойственные нормально развивающимся детям. Так, аграмматизмы являются чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений речевого расстройства, что приводит (к моменту школьного обучения) к нарушениям письменной речи.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений словоизменения являются согласования числительных с существительными. В группах, которые посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и повседневно, в ходе различных режимных мероприятий, и на специальных занятиях.
С дошкольниками с ОНР важно проводить занятия на знакомом им материале, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.
Цель: Изучить особенности навыка согласования числительных с именами существительными у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Рассмотреть характеристику общего недоразвития речи: определение, уровни, признаки;
2.Изучить особенности развития навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3.Провести диагностику навыка согласования числительных с именами существительными у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4.Составить методические рекомендации по обучению детей с общим недоразвитием речи согласованию числительных с существительными.
Объект: Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет: Навык согласования числительных с именами существительными у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Характеристика общего недоразвития речи: определение, уровни, признаки
Понятие «общее недоразвитие речи» было сформулировано Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня ОНР. В качестве ключевых классификационных признаков выступают психологические и лингвистические признаки, такие как грамматика, фонетическая сторона речи, активный и пассивный словарный запас, соотношение устной и письменной речи.
Основанием развития ОНР являются: интоксикации (разной этиологии) или инфекции матери в период беременности, при несовместимости крови плода и матери по групповой принадлежности или резус-фактору, патология родового периода (патология в родах и родовые травмы), разнообразные заболевания ЦНС, а также, травмы мозга в первые годы жизни детей и так далее.
Помимо этого, ОНР имеет возможность быть связанным с различными неблагоприятными условиями обучения и воспитания, а также сможет быть объединено с психической депривацией (ограничение или лишение возможностей решения проблем для существенных потребностей ребенка). В различных случаях ОНР считается результатом комплексного влияния разнообразных факторов, например, органической недостаточности ЦНС (иногда в легкой форме), наследственной склонности, неблагоприятного общественного окружения. Самым сложным и устойчивым вариантом считается ОНР, которое определено ранним поражением мозга, появившееся в период беременности, родов и первых лет жизни ребенка.
У многих дошкольников с ОНР всегда отмечается недоразвитие фонематического слуха, проблемы звукопроизношения, выраженное отставание в развитии грамматического строя и словарного запаса. Впервые теоретическое определение общего недоразвития речи было выражено в следствии многоаспектных изучений разнообразных форм речевой патологии у дошкольников и школьников, которые были проведены Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Г.И. Жаренковым, Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной и др. в 50-60 годах ХХ века. Аномалии в развитии речи стали рассматриваться как нарушения развития.
Точное осмысление структуры ОНР, оснований, которые находятся у его истоков, всевозможных соотношений первичных и вторичных нарушений нужно для выбора детей в специальные учреждения, для отбора самых результативных приемов коррекции и для предотвращения различных проблем в последующем школьном обучении [13].
ОНР наблюдается при самых сложных видах детской речевой патологии: афазии (частичная или полная утрата речи, определенная локальными поражениями головного мозга.), алалии (недоразвитие или отсутствие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка), а также дизартрии (нарушение произносительной стороны речи, определенное проблемами иннервации речевого аппарата), ринолалии (нарушение звукопроизношения и тембра голоса, определенное анатомо-физиологическими недостатками речевого аппарата.), в тех случаях, когда появляются синхронно пробелы в фонетико-фонематическом развитии и недостаточность словарного запаса грамматического строя.
Р.Е. Левиной определена периодизация появления проблем ОНР: от абсолютного отсутствия речевых средств общения до развернутых видов связной речи с элементами лексико-грамматического недоразвития и фонетико-фонематического.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений включает в себя две группы расстройств:
• связанные с нарушением формирования коммуникативных навыков,
• связанные с дефектами при их использовании в речи.
I. Расстройства, связанные с нарушениями формирования коммуникативных средств. Классификация речевых нарушений у детей дошкольного возраста включает в себя:
1. ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Оно включает в себя дефекты фонетической стороны речи, связанные с нарушением восприятия и воспроизведения фонем.
2. ОНР. Данное речевое нарушение обуславливается дефектами формирования всех речевых аспектов. Для ОНР характерны: аграмматизмы, маленький объём словаря, наращение формирования речи в онтогенезе и нарушения звукопроизношения и просодики [8].
II. Расстройства речи при использовании коммуникативных средств. Заикание является одним из видов, относящейся к этой группе нарушений. Оно характеризуется как расстройство коммуникативных функций. Также, заиканию может сопутствовать ОНР (комбинированный дефект).
Общее недоразвитие речи классифицируется также и по клиническим проявлениям:
1) неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
2) осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
3) грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).
Т.Б. Филичева описала 4 уровня ОНР – остаточные явления речевого недоразвития. Каждый уровень можно охарактеризовать установленным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, откладывающих развитие речевых компонентов. Переход с одного уровня к последующему определяется появлением новых речевых возможностей. У дошкольников с ОНР наблюдаются характерные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности.
Важнейшим симптомом считается запоздалое начало появления речи: первые слова появляются к 3-4 годам, в некоторых случаях к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее многозначительным проявлением считается отставание экспрессивной речи при сравнительно успешном, на первый взгляд, осмыслении обращенной речи. Речь таких дошкольников малопонятна. Отмечается недостаточная речевая активность, которая при взрослении, без особого обучения, резко падает. При этом дети довольно критичны к проявляемому дефекту.
Неполноценная речевая деятельность участвует в развитии у дошкольников интеллектуальной, аффективно-волевой и сенсорной сферы. Наблюдается недостаточная устойчивость внимания, односторонние возможности его распределения. При сравнительно сохранной смысловой, логической памяти у дошкольников снижена вербальная память, понижена производительность запоминания. Дети забывают более сложные инструкции, части и порядок заданий [6].
Наблюдается плохая координация пальцев, кисти руки, несформированность мелкой моторики. Присутствует замедленность, замирание на одной позе. С тем чтобы отделить проявление общего недоразвития речи от задержанного речевого развития, нужно скрупулезное исследование анамнеза и анализ речевых навыков дошкольника. Чаще всего в анамнезе не отражаются данные о серьезных нарушениях центральной нервной системы.
Наблюдается только присутствие легкой родовой травмы, продолжительные соматические заболевания в раннем дошкольном детстве. Неблагоприятное влияние речевой среды, проблемы в воспитании, недостаток общения тоже можно отнести к проблемам, которые тормозят правильный ход речевого развития. В данных эпизодах можно обратить внимание, преимущественно, обратимая динамика речевой недостаточности. Разработанный Р.Е. Левиной подход разрешает отстраниться от очерчивания только некоторых проявлений речевой недостаточности и позволяет изобразить общую картину аномального созревания дошкольника по ряду направлений, которые отражают состояние коммуникативных процессов и языковых средств [14].
Р. Е. Левина выделяются три основных уровня речевого развития:
Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения сильно ограничены. Активный словарь дошкольников состоит из незначительного количества не отчетливо выговариваемых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Обширно дети пользуются указательными жестами, мимикой. Они используют одинаковыми звуками, словами, жестами для названия одних и тех же предметов, поступков, качеств, иногда могут лишь интонационно обозначить разницу значений.
Лепетные образования в различных ситуациях расценивают как однословные предложения. Дифференцированное определение действий и предметов практически отсутствует. Наименования действий дети заменяют названиями предметов (открывать «древ» (дверь), и напротив – наименования предметов дети заменяют на названия действий (кровать «пат»). «Фраза» заключается в лепетных элементах, которые одновременно воссоздают обозначаемую ими обстоятельство с притягиванием истолковывающих жестов.
Пассивный словарь дошкольников с общим недоразвитием речи обширнее активного. Однако, в своем исследовании Г.А. Каше показана односторонность импрессивной стороны речи дошкольников, которые находятся на низком уровне речевого созревания [11].
Не присутствует или наблюдается лишь в зачаточном состоянии владение грамматическими изменениями слова. Звуковая сторона речи определяется фонетической неопределенностью. Наблюдается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков принимает диффузный характер, который обусловлен изменчивой артикуляцией и небольшими
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белякова, Л. И. Логопедия [Текст]: Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 287 с.
2. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». – 2017. – №3. – С.53-107.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 36 с.
4. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
5. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедов / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 320 c.
6. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
7. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. – М.: Айрис- пресс, 2015. – 224 с.
8. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 191 с.
9. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
10. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 680 с.
11. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. – СПб.: «Союз», 2015. – 369 с.
12. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В.Секачев, 2007. – 224 с.
13. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей с общим недоразвитием речи. [Текст] /С.Л Рубинштейн – М., 2003-с.97
14. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 191 с.
15. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.