Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...........3
ГЛАВА1. Теоретические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе …………………7
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования мотивационной готовности ребенка к школе ……………………………………………………….7
1.2. Характеристика сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей………………………………………………………………17
1.3. Условия взаимодействия ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе……………………………………………………..22
Выводы по первой главе…………………………………………………………25
ГЛАВА2. Экспериментальное исследование взаимодействия ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе …………….……26
2.1. Организация констатирующего исследования ……………………………..26
2.2. Методические рекомендации педагогу по организации взаимодействия детского сада и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе……………………………………………………………………………….32
Выводы по второй главе…………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….41
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В Концепции модернизaции, согласно российскому обрaзовaнию и обрaзовательной политики, роль семьи рассматривается, как aктивный субъект. Стратегические цели модернизaции обрaзования можно достичь, только в процессе взaимодействия обрaзовательной системы с семьёй, как социaльным институтом.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» рассмотрены «общие положения и принципы, регулирующие отношения в образовательной системе». Ужесточение воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а еще конфигурации, происходящие в жизни общества, обуславливают надобность улучшения форм и методик взаимодействия детского сада и семьи, воспитателей и опекунов. От совместной работы родителей и педагогов находится в зависимости последующее становление ребёнка. И как раз от свойства работы ДОО находится в зависимости степень педагогической культуры родителей, а, значит, и степень домашнего воспитания детей [4, с.121].
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО). Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.
Мотивированные ориентиры дошкольного образования выступают причинами преемственности дошкольного и начального общего образования и предполaгaют формировaние у детей дошкольного возрaстa посылов учебной деятельности на рубеже окончания ими дошкольного обрaзования.
Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. В своих исследованиях они рассматривали максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.). В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем [9].
Исследования Е.П. Арнаутовой, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Марковой подтверждают переход к «открытому» взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. В связи с этим учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи, специфика современной семьи, особенности детско-родительских отношений и методы коррекции, определялись наиболее эффективные формы работы.
Немаловажную роль в формировании готовности к школьному обучению играет семья дошкольника. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные сведения об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» [29].
Актуальность проблемы обусловила выбор темы Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребёнка к школе
Объект исследования: процесс формирования мотивационной готовности ребенка к школе.
Предмет исследования: условия взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в формирования мотивационной готовности ребенка к школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать рекомендации педагогу по организации взаимодействия детского сада и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности формирования мотивационной готовности ребенка к школе
2.Раскрыть особенности сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.
3. Проанализировать условия взаимодействия ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе.
4. организовать экспериментальное исследование взаимодействия ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе
5.Разработать методические рекомендации по взаимодействия детского сада и семьи по формированию мотивационной готовности ребенка к школе.
Методы исследования
Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической); изучение педагогического опыта.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА1. Теоретические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»
Готовность ребенка к обучению в школе – предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, М.Ю. Стожарова, Г.И. Капчеля, Г.Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.) .
Анализируя определения, данные в трудах указанных педагогов и психологов, готовность к школе можно определить как определенную совокупность физических и психологических особенностей, обеспечивающих успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.
В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий готовности к обучению в школе. Так, А.В. Запорожец под готовностью ребенка к школе понимает целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
М.И. Лисина и Г.И. Капчеля в своем исследовании выделили несколько составляющих готовности к школьному обучению:
- общую подготовку детей к школьному обучению (которая включает в себя запас знаний, умений и навыков);
- специальную подготовку детей к школьному обучению (обучение старших дошкольников элементам учебной деятельности);
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аленкина, Ж. Р., Токарев А. А. Особенности развития преемственности детского сада и школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 36-38.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/ Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. - 423 с.
3. Абдижаббарова Ж., Мырзабекова Г. Готовность детей к началу школьного обучения/ Ж. Абдижаббарова, Г. Мырзабекова.- Журнал Молодой ученый. - 2019. - №52. - С. 247-248.
4. Бойко, И.Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016.- № 1-8. -С.75-79.
5. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
6. Бурнашева, Л.В. Организационно-педагогические условия формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе / Л.В. Бурнашева, М.И. Дедюкина // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. - 2014. - С. 320-323.
7. Виноградова, М. А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М. А. Виноградова, В. С. Пенюгалова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 1 (291). - С. 125-130.
8. Виноградова, М.А. Исследование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста / М.А. Виноградова, Ю.Н. Маслова // В сборнике: Мир детства и образование. - 2014. - С. 200-204.
9. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика/ Л. Н. Галигузова. - М.: Юрайт, 2020. -254 с.
10. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2019. -464 с.
11. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
12. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями /О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования.- 2014. - № 3-1. С. 81-84.
13. Горбенко, С. А. Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе/ С. А. Горбенко.- Журнал Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 424-426.
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
15. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду / Доронова, Т.Н. и. - М.: Просвещение, 2016. - 175 c.
16. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
17. Запорожец, А.В., Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. – 2010. - №5. - С. 43-49.
18. Иванова, И. Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации/ И. Иванова.-Журнал Педсовет. – 2017.- 37 с.
19. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1./ Е. И. Изотова. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
20. Колупаева, Н.И. Условия формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н.И. Колупаева, Е.С. Ильина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6 (42). - С. 62-73.
21. Курс лекций по психодиагностике: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Голев С.В., Голева О.С. - Херсон, ХФ ОМУРЧ «Украина», - 2008. – 155 с.
22. Николаева, Ю.В. Мотивационная сфера у детей старшего дошкольного возраста как важнейший аспект формирования внутренней позиции школьника/ Ю.В. Николаева // Психология . - 2015. - № 1-2. - С. 124-126
23. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
24. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
25. Савина, Л. Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения / Л. Б. Савина, Р. П. Руднева, С. Ф. Шевченко // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф.. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 57-59.
26. Стожарова, М.Ю. Лекции и практические занятия по курсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников». / М.Ю. Стожарова. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2009. - 134 с.
27. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
28. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
29. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
30. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-С. 142-176.