Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития речи у младшего поколения всегда является актуальной. Правильно построенная, развитая речь гарантирует человеку успешность общения, возможность быть понятым. Как правило, именно в старшем дошкольном возрасте каждый ребенок впервые сталкивается с необходимостью использования правильной речи, поскольку этого требует Закон «Об образовании» РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [31, 32].
В дошкольном возрасте от ребенка требуются любые изъяснения о своих потребностях, которые помогали бы взрослому человеку его понять.
Естественным и ожидаемым с точки зрения возрастной психологии является и тот факт, что дети приходят в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) с несовершенной речью и некоторыми трудностями произношения. Особую категорию воспитанников ДОУ составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). ОНР встречается у 40% детей дошкольного возраста, один из распространённых вариантов которого – ОНР III уровня. ОНР представляет собой совокупность различных речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и интеллекте. Исследования возрастных психологов, педагогов, логопедов подтверждают возможность успешной работы по развитию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня именно в старшем дошкольном возрасте, перед поступлением в общеобразовательную школу [10, с. 8].
На данный момент проблема формирования монологической речи у детей с ОНР III степени изучается в нескольких аспектах. Р.Д. Тригер рекомендует сочетать эту работу с ознакомлением детей с окружающим миром. С.Г. Шевченко, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова говорят о необходимости проведения работы по развитию речи в ходе дидактических, творческих и сюжетно-ролевых игр. Л.Б. Халилова акцентирует внимание на том, что в процессе коррекционной работы необходимо учитывать не только специфику семантического развития детей данного контингента, но и внутренние закономерности лексической системы языка [10, с. 9].
Таким образом, цель данного исследования: изучить особенности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объектом исследования ставим процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предметом исследования является особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор логопедической, психолого-педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать рекомендации для воспитателей по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической основой исследования явились следующие положения:
1) Фундаментальные научно-теоретические положения о системной организации высших психических функций и речи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
2) Концепция опосредованности развития личности через ее деятельностную позицию и среду обитания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, а также С.Л. Рубинштейн);
3) Основы методологии системного подхода (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, а также И.Б. Блауберг и др.);
4) Основные положения теории воспитания и обучения детей, у которых имеются нарушения речи (Л.С. Волкова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Методы исследования:
• анализ литературных источников по данной проблематике;
• изучение психолого-логопедической и педагогической документации;
• проведение констатирующего эксперимента;
• качественный и количественный методы анализа результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами рекомендации для воспитателей, могут быть использованы для совершенствования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ при работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 19 г. Шадринска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе
Родной язык как важный коммуникативный феномен играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Язык и речь на всем историческом развитии ряда наук рассматривались как в психологии, так философии и педагогике как некий центр, в котором непосредственно сходятся разные линии психического развития личности: воображения, мышления, а также памяти и эмоций. Актуальными проблемами развития речи дошкольников возраста занимались такие видные ученые, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева и др.
Первоначально проанализируем, как рассматривается понятие «речь» в целом именно в психолого-педагогической литературе, и какую роль она играет для развития ребенка. Так, например, С.Л. Рубинштейн отмечает: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это особая форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания» [24, c. 353].
Исследователь Р.С. Немов, рассматривая определение речи, предлагает следующее определение речи: речь – это особая система применения человеком звуковых сигналов, а также письменных знаков и символов для непосредственного представления, переработки, а также хранения и передачи информации [20, c. 313].
Такой исследователь, как М.И. Лисина пишет о том, что разумно будет выделить три ведущих функции речи [16, c. 187].
1) речь как наиболее совершенное – то есть точное, емкое и быстродействующее – средство непосредственного общения между людьми. Именно в этом и состоит ее межиндивидуальная функция.
2) речь служит непосредственным орудием реализации многих психических функций, возвышая их до уровня ясного осознания и открывая при этом определенной личности возможность осуществлять произвольное регулирование и контролирование психических процессы. Именно в этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.
3) речь дает возможность определенному человеку воспользоваться каналом связи для непосредственного получения необходимой информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. Именно в этом заключается ее общечеловеческая функция.
Эгоцентрическая (или монологическая) речь с особым, неким воображаемым собеседником отличается тем, что в нем отображены и особым образом переплетены определенные черты собственного я ребенка, а также черты реального партнера, которого при этом ребенок не подключает непосредственно к своей вербальной деятельности. И только к концу дошкольного возраста, речь ребенка вполне может протекать целиком во внутреннем плане [28, c. 70].
Также устная речь вполне может протекать в трех формах: в форме диалогической речи (то есть ответов на вопросы), в форме восклицания, а также в форме монологической речи [14, c. 22]. Именно в связной речи происходит достижение единства содержания мысли и ее выражения [30, c. 65]. С позиции С.Л. Рубинштейна связной речью выступает та, где практически все существенные связи ее предметного содержания находят отражение в речевом плане [24].
Связная речь – являет собой выражение мыслей, чувств и желаний в связном речевом построении, которое понятно для слушателя. При этом основной функцией связной речи является коммуникативная. С помощью связной речи происходит общение ребенка с родителями, воспитателем, родителями, а также сверстниками. Речевое общение также предполагает: 1) связное изложение собеседнику содержания мыслей с целью наилучшего понимания последним содержания высказывания (то есть это функция сообщения); 2) необходимость в убеждении и побуждении собеседника действовать конкретным образом с целью достижения результата (то есть побудительная функция); 3) потребность выразить эмоции, чувства, свои впечатления, а также отношение к чему-то (то есть экспрессивная функция) [18, c. 39].
В свою очередь планирующая функция связной речи предусматривает отбор средств, а также определяет и регулирует последовательность взаимодействия индивидов практически в любом виде деятельности с целью осуществления задуманной цели.
Монологическую речь характеризуют такие условия, как полнота, развернутость, четкость, а также взаимосвязь определенных звеньев повествования. При этом монолог, объяснение, рассказ требуют от самого говорящего несколько напряженного внимания к содержанию речи, а также ее словесному оформлению; очень важно сохранять живость и определенную непосредственность речи [22, c. 30].
Развитию связной (как диалогической, так и монологической) речи детей дошкольного возраста необходимо уделять особо пристальное внимание. Несформированность связной речи у дошкольников негативно сказывается на развитии всей их речемыслительной деятельности, ограничивает как коммуникативные потребности, так и познавательные возможности детей, препятствует овладению необходимыми знаниями [3, c. 78].
После трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого момента речь дошкольника перестает быть только средством общения, она уже начинает выполнять и ряд других функций, в первую очередь функцию познания: усваивая ребенком новые слова и новые грамматические формы, дошкольник расширяет свое представление об окружающем его мире, о предметах и явлениях окружающей действительности и их отношениях. У детей, не имеющих речевой патологии развитие связной речи, идет постепенно вместе с развитием мышления, а также деятельности и общения [4, c. 44].
На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения ребенка с взрослым, происходит формирование основы будущей связной речи. На основе понимания, первоначально весьма примитивного, у детей начинает развиваться активная речь.
К началу второго года жизни ребенка у него появляются первые осмысленные слова, которые несколько позднее начинают служить обозначениями предметов. В дальнейшем постепенно появляются и первые предложения. На третьем году жизни достаточно быстрыми темпами у детей развивается понимание речи, а также собственная активная речь, весьма резко возрастает словарный запас, наблюдается усложнение планирующей функции речи. Речи при этом приобретает форму монологической, контекстной. Дети начинают осваивать различные типы связных высказываний непосредственно с опорой на наглядный материал, а также без него. Наблюдается также усложнение синтаксической структуры рассказов, увеличивается число сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [2, c. 35].
На четвертом году жизни дети начинают овладевать простым распространенным предложением. На пятом году жизни ребенка число сложных предложений в детской речи составляет примерно 11% по отношению к общему количеству предложений. В их речи присутствуют почти все придаточные предложения (кроме определительного). В этом возрасте дети задают очень много вопросов взрослым (так называемые дети «почемучки»), стараются объяснить свои действия (например, насыпал корм потому, что эти птички хотят есть и т.д.) [21, c. 32].
После 4 лет дети способны пересказать знакомую им сказку, достаточно охотно декламируют стихотворения, а к 5 годам они уже могут пересказывать только что прочитанные им короткие тексты, прослушав их при этом 2 раза.
После 5 лет подавляющее большинство детей способны рассказать о виденном либо услышанном достаточно подробно и последовательно, объяснить при этом причину и следствие, составить небольшой рассказ по картине, отличить самостоятельно фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (обычно словами «так не бывает») [4, c. 65 – 66].
После 6 лет дети могут самостоятельно придумать свой рассказ или сказку, поясняя при этом, где именно сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок может составить рассказ о чем-то другом, который, чаще всего, получается весьма логичным по содержание и развернутым по объему [23, c. 19].
Необходимо также отметить, что период с 3-х до 7 лет – это время усвоения грамматической системы русского языка, а также развитие связной речи. В этот период у детей совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, формируются предпосылки для обогащения детского словаря. В связной речи ребенка этого периода последовательно совершенствуются: 1) синтаксический строй предложения (а также выразительность его интонации); 2) морфологическая оформленность слов; 3) звуковой состав слов [23, c. 84].
Важно указать, что с самого начала, овладение детьми грамматическим строем языка носит творческий характер, так как опирается на самодеятельную ориентировочную (то есть поисковую) активность ребенка-дошкольника в окружающем мире и слове, игры, на языковые обобщения, экспериментирование со словом, освоение детьми форм и правил языка, логики языка в дошкольном детстве происходит уже в недрах инициативной продуктивной речи, а также речевого и словесного творчества. Процесс управления речевым развитием детей педагог реализует, в первую очередь, путем совместной с ребенком деятельности, общения, как с самим ребенком, так и с другими детьми [6, c. 44].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина, Т.В. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция / Л.С. Выготского / Т.В. Ахутина, Т.Н. Наумова // Психолингвистические проблемы семантики. – Москва, 2014. – С. 76 - 82. – Текст: непосредственный.
2. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И.О. Болотова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – №7.6. – С. 35-38.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – Москва: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. – 158 с. Текст: непосредственный.
4. Гомзяк, О.С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – Москва: Изд-во ГНОМ и Д, 2014. – 268 с. – Текст: непосредственный.
5. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. – Москва: Изд-во «Академия», 1991. – 211 с. – Текст: непосредственный.
6. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. Текст: непосредственный // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2014. – № 1. – С. 44 – 45.
7. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В.П. Глухов. – М., 2013. – 212 с. – Текст: непосредственный.
8. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно-методич. пособие / В.П. Глухов. – Москва, 2012. – 110 с. – Текст: непосредственный.
9. Глухов, В.П. Психолингвистика: учебник В.П. Глухов. – Москва, 2013. – 264 с. – Текст: непосредственный.
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : учебное пособие / В.П. Глухов. – Москва : АРКТИ, 2004. – 168 с. – Текст: непосредственный.
11. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу / В. П. Глухов. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1989. - №1. – С. 69-77.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. .Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва: Просвещение, 1990. – 198 с. – Текст: непосредственный.
13. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т.А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6 – 7 лет: сб. науч. трудов. – Москва : Просвещение. - 1989. – 143 с. – Текст : непосредственный.
14. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Союз, 2016. – 322 с. – Текст: непосредственный.
15. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии :учебное пособие Р.Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 367 с. – Текст : непосредственный.
16. Лисина, М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / М.И. Лисина. – Москва, 1995. – 322 с. – Текст: непосредственный.
17. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – Москва : Просвещение. – 1992. – 95 с. Библиотека. - [Сайт] / URL: http://pedlib.ru/Books/5/0144/5_0144-2.shtml#book_page_top (дата обращения 20.10.2021). – Текст: электронный
18. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – Москва: Сфера, 2016. – 288 с. – Текст: непосредственный.
19. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В. Новотворцева. – Москва: Росмэн, 2017. – 192 с. – Текст: непосредственный.
20. Немов, Р.С. Психология. В 3кн. Кн. 2. Психология образования: учеб. для вузов / Р.С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 608 с. – Текст: непосредственный.
21. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 312 c. – Текст: непосредственный.
22. Панина, А.В. Речевое развитие дошкольников в психолого-педагогических и лингвистических исследованиях /А.В. Панина. – Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3. – C. 29 – 33.
23. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под редакцией А.С. Самойлова. – Москва, 2017. – 274 с. – Текст: непосредственный.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 712 с. – Текст: непосредственный.
25. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. – Москва: Классикс Стиль, 2003. – 210 с. – Текст: непосредственный.
26. Сохин, В.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника / В.А. Сохин. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С. 20-23.
27. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. – Москва: Просвещение, 1994. – 296 с. – Текст: непосредственный.
28. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – Москва: «Академия», 2008. – 322 с. – Текст: непосредственный.
29. Трауготт, Н.Н. Нарушение слуха при сензорной алалии и афазии. Экспериментальное клиническое исследование / Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова. – Ленинград: Наука, 1975. – 176 с. – Текст: непосредственный.
30. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников: коллективная монография / под редакцией Н.И. Левшиной, Т.М. Бабуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2016. – 207 с. – Текст: непосредственный.
31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс - [Сайт] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 20.10.2021). Текст : электронный.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf (дата обращения 20.10.2021). – Текст: электронный.
33. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – Москва, 2002. – 264 с. – Текст: непосредственный.
34. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи : программа / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение. - 1991. - 44 с. – Текст : непосредственный.
35. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие / С. Н. Шаховская, Р. Лалаева. – Москва: ВЛАДОС, 2011. – 298 с. – Текст: непосредственный.