Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Право социального обеспечения – это отрасль российского права, которая регламентирует правоотношения в сфере социального обеспечения.
Социальное обеспечение всегда занимало важнейшее место в жизни любого государства и общества. Оно напрямую связано с уровнем развития экономики, политикой, проводимой государством. Нормы права социального обеспечения – индикатор социальной политики государства.
Социальные функции государства реализуются путем участия в системе правоотношений по социальному обеспечению, которые урегулированы в нормах права и возникают между уполномоченными властными органами и гражданами. Данные правоотношения реализуются в рамках отдельных видов социального обеспечения: пенсионного, медицинского, обеспечения различными видами социальных пособий и т д. и позволяют обеспечить должный уровень социальной защиты граждан в соответствии с социальной функцией государства.
Право социального обеспечения направлено на регулирование общественных отношений его субъектов, в качестве которых в России выступают десятки миллионов людей.
На сегодняшний день право социального обеспечения активно развивается, в данной сфере принимается множество нормативных актов.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности данного исследования.
Объект данного исследования – право социального обеспечения как отрасль российского права.
Предмет понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.
Цель – исследовать право социального обеспечения как составную часть российского права, определить содержание и правовое значение правоотношений в праве социального обеспечения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
провести теоретическое исследование основ правоотношений по социальному обеспечению;
исследовать правоотношения, регулируемые нормами права социального обеспечения.
Нормативную базу исследования составили международные акты, федеральные законы Российской Федерации и иные нормативные акты.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены проблемы права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права.
Теоретическую основу исследования составили работы Сулеймановой Г.В., Аракчеева В.С., Лушниковой М.В., а также многих других авторов.
Структура работы состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения и библиографического списка.
1. Теоретические основы исследования правоотношений по социальному обеспечению
1.1. Понятие и сущность права социального обеспечения
Право и его система являются продуктом истории. Именно через историю мы прогнозируем наиболее приемлемые и целесообразные правовые модели [44, c. 18].
Стоит согласиться с К.Малышевым, который писал, что историческое изучение материала оказывается полезным в интересах современной практики, поскольку оно может объяснить настоящее состояние права, указать на ошибки.
Поэтому в начале нашего исследования целесообразно рассмотреть историю становления и развития права социального обеспечения [24, c. 124].
Представляется, что стоит начать рассмотрение становления права социального обеспечения с периода Гражданской войны, поскольку ранее право социального обеспечения не существовало как таковое.
Россия встала на капиталистические рельсы только после отмены крепостного права в 1861 году, а уже в 1917 капиталистические преобразования были прерваны социалистической революцией.
За такой короткий промежуток времени весь комплекс буржуазных институтов просто не мог сформироваться, поэтому досоциалистическое право социального обеспечения не представляет собой сформировавшуюся систему, скорее это был несистематизированный законодательный массив.
К тому же на данном этапе существовало неравенство, в связи с чем право социального обеспечения просто не охватывало все нуждающиеся слои населения [44, c. 20].
В первые годы советской власти система социального обеспечения имело ярко выраженный классовый характер.
На VI Пражской конференции РСДРП (б) приняли страховую программу. В историю она вошла под названием Ленинская страховая программа. Советская власть сразу же приступила к ее реализации, приняв различные нормативные акты, среди которых можно выделить следующие:
Положение о страховании на случай безработицы от 11 декабря 1917 года;
Декрет «О страховании на случай болезни» от 22 декабря 1917года.
Предусматривались пособия при родах, болезнях, по случаю смерти, а также различные виды бесплатной врачебной помощи и санаторно-курортное лечение для застрахованных лиц.
Безусловно, первые декреты, принятые советской властью, касались в первую очередь социального обеспечения победившего в революции пролетариата.
Затем были приняты нормативные акты по обеспечению других категорий лиц. Например, в августе 1918 года был принят Декрет СНК «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств».
Декрет СНК от 14 ноября 1917 г. «О бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений и предприятий или, в случае неимения таковых, о выдаче денежных сумм на оборудование их» предусматривал передачу предпринимателями больничных учреждений в ведение больничных касс.
Если же у предприятия отсутствовали лечебные учреждения, то на них ложилась обязанность предоставить больничной кассе средства на оборудование такового.
В 1918 году также была принята Конституция РСФСР, в соответствии с которой был создан Народный комиссариат здравоохранения. Он ведал санитарным надзором, лечебной помощью, страховыми взносами на врачебную помощь.
Наркомат государственного призрения, созданный в 1917 году, оказывал помощь несовершеннолетним и престарелым гражданам, инвалидам войны и их семьям. Позднее он был переименован в Наркомат социального обеспечения [28, c. 26-29].
В период гражданской войны государство столкнулось с экономическим кризисом, тяжелое положение привело к натурализации социального обеспечения.
Фактически, население существовало не за счет заработной платы, а за счет карточной системы распределения продуктов, введенной при военном коммунизме. Декрет от 30 октября 1918 года распределял продукты питания по 4 категориям населения:
-работники физического труда, которые были заняты на советских предприятиях;
-работники умственного труда, также занятые на советских предприятиях;
-работники, занятые на частных предприятиях, которые не эксплуатировали чужой труд;
-сельское население (для них была установлена твердая норма).
Трудящиеся ИМЛИ право пользоваться общими благами, которые находились в собственности государства, в частности жилищем, транспортом, услугами образовательных и некоторых культурных учреждений.
Поскольку как было отмечено выше, деньги были обесценены, то материальная помощь слабозащищенным слоям населения оказывалась натурой.
Инвалиды, например, могли получать продукты наравне с трудящимися, также им выдавались одежда, обувь, дрова.
31 октября 1918 года было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся, которое предусматривало обеспечение не только застрахованных лиц, как это было ранее, но и вообще всех трудящихся. Согласно данному Постановлению основания предоставления социального обеспечения были следующие:
-временная утрата средств существования вследствие нетрудоспособности;
-безработица (если работник в ней не виноват).
Предполагалось, что данные категории граждан получат необходимую медицинскую помощь при заболеваниях, однако, страна находилась в полуразрушенном после войны состоянии и поэтому, по оценке многих авторов, данное положение носило только декларативный характер [13, c. 58].
К концу 1918 года социальное обеспечение пришло в упадок, а к началу 1921 года положение еще более ухудшилось.
По оценкам многих ученых, законодательство о социальном обеспечении того времени сильно опередило реальные экономические возможности государства.
Также большим недостатком системы того времени было то, что огромное количество граждан оказалось вне ее пределов. Это и домашняя прислуга, и приказчики, и самостоятельные производители, и неработающие домохозяйки.
Многие современники утверждали, что положение населения даже ухудшилось, потеря работы представлялось теперь более страшным событием, чем в прежнее время [39, c. 19].
После перехода к новой экономической политике (НЭП) возродилось социальное страхование лиц наемного труда, появились новые формы обеспечения крестьянства. В данный период было принято множество документов:
-Декрет СНК от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом».
Согласно данному декрету система социального страхования распространялась на наемных работников, они получали пособия по временной нетрудоспособности в размере фактического заработка;
-Декрет СНК от 9 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнству».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые документы
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//СПС Консультант Плюс
2. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//СПС Консультант Плюс
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//СПС Консультант Плюс
4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018)//СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
6. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс
7. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс
8. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (последняя редакция) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс
9. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс
10. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»//СПС Консультант Плюс
11. Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 № 393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами»//СПС Консультант Плюс
Книги
12. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972.-368 с.
13. Андреев В С Право социального обеспечения в СССР. М., 1974. -410 с.
14. Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971. -219 с.
15. Буянова М. Право социального обеспечения / Марина Буянова. - М.: КноРус медиа, 2013. - 829 c.
16. Васильева Ю.В. О функциональном подходе к предмету права социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. - М., 2006. -725 с.
17. Галаганов В. П. Право социального обеспечения. М., 2004. -378 с.
18. Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. М., 2000.-217 с.
19. Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. - М.: Юркомпани, 2014. - 276 c.
20. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004. -387 с.
21. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. М.: Волтерс Клувер, 2015. -512 с.
22. Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. М., 2006. -263 с.
23. Лушников А. М. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения / А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Н. Тарусина. - М.: Проспект, 2016. - 579 c.
24. Малышев К Курс общего гражданского права России СПб, 1878 Т 1. С. 17
25. 2 СУ РСФСР 1917. № 9.-213 с.
26. Марченко М.Н. Источники права. - М.: Проспект, 2009. - 768 с.
27. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2013.- 576 с.
28. Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 1980. -364 с.
29. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 155
30. Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. М., 2007.-298 с.
31. Право социального обеспечения России / под ред. К. Н. Гусова. М., 2004.-621 с.
32. Трудовое и социальное право России / под ред. Л. Н. Анисимова. М., 1999.-443 с.
33. Право социального обеспечения / под ред. К. Н. Гусова, 2014.492 с.
34. Право социального обеспечения / под ред. М.В. Филипповой. - М., 2006.-612 с.
35. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. М., 2003.-415 с.
36. Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982. -302 с.
37. Социальное обеспечение в СССР. Советское право социального обеспечения: Курс лекций, темы IХ-ХIV / Андреев В.С. - М.: РИО ВЮЗИ, 1970. -127 с.
38. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.
39. Учебное пособие / Доброхотова Е.Н., Филиппова М.В., Янтураева М.А. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. -328 с.
40. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Омега-Л, 2015. -618 с.
41. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2012.- 576с.
Статьи из журналов
42. Агашев Д.В. Отношения по обязательному социальному страхованию как объект «скрытой конкуренции» права социального обеспечения и трудового права // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 433. С. 164-170.
43. Ажинурина Д.А. Социально-правовой механизм обеспечения и реализации гарантий прав и законных интересов этнических репатриантов в республике казахстан // В сборнике: Цифровая экономика - экономика будущего: исторические предпосылки, правовая основа и экономический эффект Сборник статей международной научно-практической конференции. Редколлегия: А.Б. Елисеев, И.А. Маньковский [и др.]. 2019. С. 41-45.
44. Аракчеев В.С. История законодательства и права России о социальном обеспечении//Вестник Томского государственного университета, 2003. № 4.С.18
45. Грачева С.А. Критерий добросовестности в координатах судебного экономического дискурса // Российская юстиция. 2021. № 10. С. 20-28.
46. Демчук С.Д. Некоторые проблемные вопросы назначения пенсий по случаю потери кормильца - военного пенсионера // Военное право. 2021. № 1 (65). С. 130-135.
47. Кобец П.Н., Билык В.И. Совершенствование государственной социальной политики мвд россии - важнейшая из составляющих борьбы с преступностью // Философия права. 2021. № 2 (97). С. 107-111.
48. Козлова Н.А., Трофимова М.С. Правовые проблемы защиты отцовства в современной россии // Семейное и жилищное право. 2021. № 3. С. 6-10.
49. Кручек И.В. К вопросу о месте материнского (семейного) капитала в системе социально-обеспечительных предоставлений // Крымский научный вестник. 2021. № 1 (30). С. 30-36.
50. Кутдусова А.Н. Понятие, принципы и виды социального обеспечения в россии // Экономика и социум. 2021. № 5-1 (84). С. 1023-1033.
51. О комплексном и устойчивом развитии территории россии / Шаряпова Э.А., Лопатинский И.В., Субботина М.А. // Социология и право. 2021. № 2 (52). С. 91-95.
52. Сахно Ю.А. Духовно-нравственные ценности с позиции права и морали // В сборнике: Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре. Сборник материалов IX международного молодежного форума. Белгород, 2021. С. 333-336.
53. Федорова М.Ю. Судебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения // В сборнике: за права трудящихся! Приоритетные направления развития законодательства о труде и социальном обеспечении. материалы седьмой Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021. С. 174-180.
54. Хабибуллина Р.М. Понятие, формы и виды социального обслуживания граждан // Экономика и социум. 2021. № 5-2 (84). С. 477-493.
Судебная практика
55. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 11.10.2016 по делу N 33-25644/2016 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система http://www.consultant.ru/
Интернет-ресурсы
56. http://www.consultant.ru - «Консультант» - информационно-правовая система.