Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучение особенностей звуковой стороны речи у дошкольников с дислалией является весьма актуальным вопросом в логопедии, так как именно состояние звукопроизношения и фонематических процессов является одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на возникновение социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности.
Логопедическая работа по коррекции нарушения звукопроизношения имеет важное значение в жизни каждого ребенка. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Значительную часть составляют дети дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея сохранный слух и полноценный интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия.
Среди нарушений звукопроизносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных
операций высказывания. Данное нарушение звукопроизношения и фонематических процессов называется дислалией [4].
Дефекты звукопроизношения при дислалии принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. В
зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих нарушение звукопроизношения, выделяют механическую и функциональную дислалию.
Цель исследования – теоретическое и экспериментальное изучение особенностей нарушений звукопроизношения свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Объект исследования: нарушение звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с дисланией.
Предмет исследования: особенности нарушения свистящих звуков у детей дошкольного возраста с дисланией.
Гипотеза исследования: особенности нарушений свистящих звуков у дошкольников с дислалией является нарушение звукопроизношения.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть становление произносительной стороны речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста в психолого- педагогической литературе.
2. Проанализировать особенности звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с дислалией.
3. Организовать экспериментальную работу по изучению особенностей нарушения свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
4. Разработать логопедические рекомендации по коррекции нарушения свистящих звуков у дошкольников с дислалией.
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической); изучение логопедического опыта, эксперимент.
Теоретико-методологические основы исследования составили работы Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Ефименковой, М.Ф. Фомичёвой, Г.А. Каше.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось в старшей группе МБДОУ . В исследовании участвовало 10 детей дошкольного возраста.
ГЛАВА1. Теоретические аспекты особенностей нарушения свистящих звуков у дошкольников с дислалией
1.1.Становление произносительной стороны речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста
Произносительная сторона речи является одним из важных разделов общей культуры речи и ее звуковой составляющей. Она характеризуется степенью речи говорящего нормам литературного языка. Вопросами речи и
произносительной стороной занимались разные науки: медицина, психолингвистика, педагогика, психология и др.
Проблемой исследования произносительной стороны речи занимались такие ученые, как: И.П. Павлов, М.М. Кольцова, Н.А. Бернштейн, Е.Ф. Архипова, А.Н. Гвоздев, В.К. Орфинская, М.Ф. Фомичева, Л.В. Лопатина, А.М. Шацкова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.П. Дудьевым, В.А. Артемовым, Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, Б.Р. Кузнецов, А.А. Реформатский и др [12].
По словам Е.Э. Артемовой речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение дошкольников сравнивать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения речевой деятельностью. Логически чёткая, доказательная, образная устная речь ребенка – показатель его умственного развития [1, с. 34].
Иное определение дает А.Р. Лурия «речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны» [15].
Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию, интеллектуальную, или сигникативную, функцию, индикативную .
Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.Н. Ушаковой и др.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2005 - 189 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 256 с.
3. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019.
4. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа
по преодолению нарушений звукопроизношения / Авт. – сост. Григоренко Н.Ю., Покровская Ю.А.– М. : ЛОГОМАГ, 2015. – 200 с.
5. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. - М.: Юрайт, 2019. - 179 с.
6. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
7. Григоренко, Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 22 - 31.
8. Гриншпун, В.М. Классификация нарушений речи. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Академия, 2014. – С. 55–70.
9. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 4-6 лет: Методическое пособие. / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. –М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
10. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. – 2006. – № 2. – с. 22–27.
11. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 176 с.
12. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев – СПб.: Речь, 2018. – 380 с.
13. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва : Ленанд, 2014. - 211с
14. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
15. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. уч-. реждений высш. проф. образования / А. Р. Лурия. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.
16. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. . - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64
17. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70
18. Микляева, Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. - М.: Юрайт, 2020. - 522 с.
19. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
20. Психология в 2 ч. Часть 2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов/ Б. А.Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А.Сосновского. - 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 347с.
21. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс /Е.Н. Российская, Л.П. Гаранина – М.: АРКТИ, 2003. – 104с.
22. Рожков, М. И. Социальная педагогика : учебник для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 287 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / С. Л. Рубинштейн - М.: Центр «Академия», 1999. - 560 с. .
24. Селиверстов, В.И. История логопедии. Учебное пособие для ВУЗов / В.И. Селиверстов. - М.: Академический проект, 2008. - 536 c.
25. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 191 с.
26. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : [По спец. "Педагогика и психология (дошкольная)"] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 221с.
27. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / М.Ф. Фомичева, Е.А. Оганесян. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2010. – 88 с.
28. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
29. Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 215 с.
30. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов/ М.Е. Хватцев.-М. Владосс, 2009.- 244с.