Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена тем, что литературное развитие учащихся является одной из ключевых проблем, к которым обращается современная методическая наука. Различные способы решения проблемы находят отражение в современных программах и учебниках по предмету. Среди разнообразных родов литературы, изучаемых в школе, лирика является наиболее трудным. Это связано с эмоциональным отношением автора произведения к высказываемому, сжатостью поэтической мысли и чувства. Метафоричность поэтического слова, частое несовпадение образа и понятия вызывают затруднения учащихся. Особые сложности характерны для школьников, обучающихся в 5-х – 6-х классах. Восприятие стихотворений у них носит наивно-реалистический характер, что препятствует адекватному пониманию литературного текста и, как следствие, возникновению проблем, касающихся изучения лирических произведений. Методическому решению обозначенной проблемы посвящено настоящее исследование.
Степень изученности научного вопроса. Вопросы развития аналитических и интерпретационных умений школьников разное время были обозначены в трудах М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.Д. Молдавской, М.Г. Качурина, З.Я. Рез, О.Ю. Богдановой, Г.И. Беленького, В.Г. Маранцмана, И.С. Збарского, E.H. Колокольцева, З.С. Смелковой, Н.Я. Мещеряковой, Л.Г. Жабицкой, С.А. Леонова, С.А. Зинина, В.Ф. Чертова, Л.А. Крыловой, А.Г. Кутузова, B.C. Собкина и др. Анализ процесса и результата смыслового восприятия литературного текста осмыслен М.М. Бахтиным, Л.С. Выготским, Т.М. Дридзе, Н.И. Жинкиным, А.А. Залевской, И.А. Зимней и др. Вопросы изучения лирических произведений в школьном курсе литературы освещали И.И. Аркин, Т.Е. Беньковская, Е.В. Карсалова, Т.Ф. Курдюмова, Е.Е. Маркин и др.
Объект исследования – литературное образование учащихся 5-х – 6-х классов.
Предмет исследования – особенности изучения лирических произведений учащимися 5-х – 6-х классов в процессе литературного образования.
Цель исследования – теоретически обосновать и проверить опытно-эмпирическим путем эффективность изучения лирических произведений учащимися 5-х – 6-х классов в процессе литературного образования.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать лирическое произведение как особую разновидность художественной речи;
2) выявить возможности образовательных программ по литературе для изучения лирических произведений в 5-х – 6-х классах;
3) осмыслить методику изучения лирических произведений в 5-х – 6-х классах;
4) организовать и провести опытно-эмпирическое исследование, направленное на изучение уровня сформированности навыка анализировать лирические произведения;
5) представить опыт изучения лирических произведений, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение);
теоретические методы (обзор литературы по теме исследования);
эмпирические (формирующий педагогический эксперимент; качественная и количественная оценка полученных результатов).
Хронологические и территориальные рамки: базой исследования выбрана школа № 122 Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в период с 13.09.2021 по 19.11.2021.
Понятийный аппарат исследования: лирическое произведение, лирика как род литературы, методы и приемы обучения.
Анализ источников: в рамках настоящего исследования были использованы разные виды источников. Прежде всего, труды выдающихся литературоведов: В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, Б.В. Томашевского, Е.В. Хализева. Вторую группу составили учебные пособия по методике преподавания литературы в школе и монографии, написанные Н.А. Беловой и Л.А. Сомовой. В третью группу вошли образовательные программы по литературе за курс основного общего образования, составленные А.Н. Архангельским, Т.Ф. Курдюмовой, Н.А. Демидовой, Е.Н. Колокольцевым, В.Я. Коровиной, И.Н. Сухих, Г.С. Меркиным, С.А. Зининым, В.Г. Маранцманом, Г В. Москвиной, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что подобранные источники, посвященные изучению лирических произведений в среднем звене школы, систематизируют научные представления о методических подходах, направленных на формирование соответствующей компетенции.
Практическая значимость исследования заключается в описании методов и приемов, использование которых позволяет наиболее эффективно осуществлять изучение лирических произведений в среднем звене школы. Данная информация может быть полезна учителям, работающим в 5-х – 6-х классах общеобразовательной школы.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 5-Х – 6-Х КЛАССАХ
1.1 Лирическое произведение как особая разновидность
художественной речи
Художественная речь является языковой основой произведений, носителем смысла, важнейшей стороной формы литературного текста. В них нашла воплощение индивидуальная реализация всех особенностей языка – фонетических, лексических, грамматических, синтаксических, стилистических. Специфичность художественной речи заключается в ее структуре, «главная особенность которой состоит в несовпадении речи автора и ее субъекта. Слово в художественной речи принадлежит рассказчику и только в конечном счете – автору» [20, с. 42]. В художественной речи широко используются лексические значения слов, их смысловые оттенки, разнообразные интонационно-синтаксические связи между словами. Особую разновидность художественной речи составляет лирика. К общим свойствам лирических произведений следует отнести субъективность (то есть интерес не к внешнему по отношению к человеку миру, а к его внутреннему состоянию), повышенную эмоциональность, отсутствие либо ослабленность событийного ряда.
По своей сути это эстетически значимое словесное сочинение, в котором отображены разные явления действительности, переосмысленные поэтом и выраженные в конкретно-чувственной форме с учетом определенного жанра. Согласно пояснению, представленному в литературной энциклопедии, составленной А.Н. Николюкиным, «сама стихотворная форма поэтической речи как бы сигнализирует о «выведении» художественного мира из рамок обыденной достоверности» [8, с. 779]. В лирике находит воплощение идеальная устремленность творческого сознания. Лирика может быть медитативной, медитативно-изобразительной, собственно изобразительной. В отличие от эпических произведений, в поэзии «образ мира дается импрессионистскими мазками» [13, с. 124]. Отсюда изображение тончайших субъективных ощущений проявляется в повышенной импульсивности, резкой смене впечатлений, богатом ассоциативном ряде, постоянной рефлексии. И если, например, в драматических произведениях местом действия становится дом либо сад, то в лирическом – пространство внутреннего мира автора.
Одной из отличительных особенностей художественной организации речи считается сюжетная линия лирического произведения. В зависимости от авторского замысла она может ярко выраженной, ослабленной либо вообще отсутствовать. Даже если в стихах читатель встречает некие факты, то автором они используются только для того, чтобы показать чувства, возникающие при изображении события. Экспрессия служит средством привлечения внимания к самому литературному сочинению, для чего используется богатый арсенал изобразительно-выразительных средств: эпитетов, метафор, метонимий и проч. Следовательно, обозначенные факты важно учитывать при интерпретации: в лирическом произведении «могут наделяться смыслом элементы лексического, фонетического и синтаксического уровней» [16, с. 198].
Экспрессия, выраженная с помощью эмоции, имеет разную степень проявления в реальной жизни и в лирике. В первом случае речь идет о хаотичности, расплывчатости, во втором мы видим «квинтэссенцию душевного опыта человека» [23, с. 199]. Переживание, составляющее основу лирического произведения, это «своего рода озарение», возникающее не только в результате «творческого достраивания того, что испытано», но и прогнозирования, то есть того, что «может быть испытано в реальной жизни» [23, с. 200]. Вопреки укоренившейся традиции, что лирика отражает некие камерные чувства, В.Е. Хализев вносит уточнения, согласно которым это вовсе не обязательно. Значительный вклад в развитие научных представлений по искомой теме внес отечественный теоретик стиха В.Б. Томашевский. В подавляющем большинстве случаев, пишет он, для лирических произведений характерны статические мотивы: «стихотворение типично этой неподвижностью темы» [22, с. 230].
Однако благодаря чрезвычайной эмоциональной насыщенности эта самая неподвижность становится динамичной. Если автор стихотворения вводит описание действий своего героя, то, в отличие от эпических произведений, акцент будет сделан не на фабульной цепи разворачивающихся событий, поскольку, по сути его нет, а на описании ассоциаций, сопровождающих действие персонажа: «Действия фигурируют в лирике, не образуя фабульной ситуации» [22, с. 230-231]. В композиционном отношении, отмечает В.Б. Томашевский, для лирического произведения характерна трехчастная структура. С помощью первой обозначается тема, с помощью второй – ее развитие либо описание периферийных мотивов; с помощью третьей делается заключение, оформленное поэтом в виде изречения нравоучительного характера (сентенции).
Российский и советский лингвист, литературовед В.М. Жирмунский уточняет, что для лирики характерна фиксация на некоей ситуации, которая для лирического героя становится, своего рода, катализатором, активизирующим поток эмоций, различных по интенсивности и длительности: «события, факты являются только поводом для переживаний поэта, и они целиком растворены в этих переживаниях» [3, с. 375]. Примечательно то, что интенсивность переживаний способна повлиять на длительность сюжетной линии, если таковая намечена: «имеется только ситуация, в которой зарождаются такие-то мысли, такие-то чувства» [3, с. 375]. Характеризуя отличительные черты лирических произведений, тартуский литературовед, семиотик и культуролог Ю.М. Лотман перечисляет и другие отличительные черты художественно организованной речи в лирическом произведении. В стихах, пишет он, есть определенная ритмическая структура, то есть «цикличное повторение разных элементов в одинаковых позициях» [9, с. 105]. Есть рифмы, то есть такие созвучия, которые встречаются в конце слов, в результате получается параллельная, кольцевая, перекрестная рифмы. Равномерное чередование строк, пауз, ударных и безударных слогов придают ткани поэтического текста целостность.
Важным дополнением с казанному могут стать выводы чешского лингвиста, литературоведа, эстетика Я. Мукаржовского. По его мнению, структурной особенностью лирического произведения является «впечатление постоянного возврата к началу» [15, с. 252]. С чем это связано? - в отличие от эпических произведений, время в лирике является постоянно настоящим, однако оно не тождественно реальному, поскольку «это время без признаков течения» [15, с. 251]. Данные обстоятельства предопределяют наличие неустойчивой связи между частями произведения: «можно перегруппировать строфы и даже отдельные строки стихотворения без ущерба для его смысла» [15, с. 252]. Именно по этой причине «лирическая тема производит впечатление постоянного возврата к началу и создается впечатление взаимной смысловой синонимичности следующих друг за другом отдельных мотивов» [15, с. 252]. Но в процессе анализа, подчеркивал Я. Мукаржовский, нужно сводить разные элементы в композиционную общность: «для адекватного понимания и интерпретации поэтический текст должен рассматриваться как единое целое, не являющееся простой суммой всех его компонентов» [16, с. 198].
У читателя, не имеющий достаточного уровня литературоведческой подготовки, большой соблазн увидеть за образом лирического героя фигуру автора произведения, что неверно. То есть А.С. Пушкин – это не Онегин, а М.Ю. Лермонтов – не Демон, М.И. Цветаева – не Психея. Мастер художественного слова действительно «может доверить свои мысли близкому персонажу» [23, с. 200]. Но это вовсе не означает, что автор и герой равнозначны. Сам герой выступает в роли проводника, при посредстве которого творец «выражает свои мысли и отношение к действительности» [23, с. 200]. Но нельзя исключать и обратного: в образе лирического героя «отражаются черты личности самого автора» [23, с. 30], что также дает возможность целому поколению увидеть самих себя, образно говоря, посмотреть на собирательный портрет.
Таким образом, лирика – один из родов литературы, предметом которого являются чувства. Поэзия изначально построена на образной основе. В стихотворениях чаще всего отсутствует сюжетная линия. Смысловую основу лирического произведения составляет переживание эмоций при взаимодействии поэта с внешним миром. Следовательно, в процессе анализа стихотворения необходимо обращать внимание на ритм, рифму, размер, изобразительно-выразительные средства, языковые особенности произведения.