Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из важнейших требований ФГОС является требование к предметным результатам освоения основной образовательной программы.
Перед учителями стоит важнейшая задача – воспитать в школьниках патриотизм, научить их любить свое Отечество и уважать его, знать историю своей страны и родной язык, культуру народов, проживающих на территории нашей страны, ценности многонационального народа. Реализовать данное требование без применения художественной литературы довольно проблематично, поэтому здесь учитель истории должен умело привлекать художественный материал.
Учитель при построении учебного процесса должен использовать возможности других учебных предметов, реализуя при этом межпредметные связи. Сегодня необходимость использования межпредметных связей в процессе обучения истории не вызывает сомнений. Стоит отметить непосредственную связь литературы с историей. Наиболее ценными для учителей истории являются произведения, созданные в эпоху изучаемых событий, так как они отражают конкретные особенности данного исторического периода. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории.
Художественная литература во многом способствует формированию исторического мышления. Именно поэтому вопрос данного исследования можно считать актуальным.
Применение произведений художественной литературы на уроках истории стало необходимым элементом в процессе обучения истории, так как выполняет три важные функции:
1.Создание художественно–исторического образа, представления, явления.
2.Анализ созданного исторического образа.
3.Деятельное введение учащихся в ситуацию взаимодействия и сопереживания историческим личностям в конкретных исторических событиях.
Объект исследования: художественные произведения на уроках истории.
Предмет исследования: формы и методы работы с художественной литературой на уроках истории.
Цель исследования: изучение возможностей использования художественной литературы в процессе формирования исторических знаний у школьников 8 классов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить целесообразность использования художественной литературы на уроках истории;
• Рассмотреть принципы отбора художественной литературы на уроках истории;
• Проанализировать методические приемы использования художественной литературы на уроках истории;
• Разработать интегрированный урок истории и литературы в 8 классе;
• Сформулировать правила памятки и алгоритм работы для учащихся при знакомстве с произведением и с фрагментами художественной литературы на уроке истории.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации работы с художественной литературой на уроках истории
1.1. Целесообразность использования художественной литературы на уроках истории
В результате перехода школ на образовательный стандарт второго поколения появляются новые требования подачи учебного материала. Поскольку основной задачей школы является обучение учащихся самостоятельному отбору и использованию дополнительной информации в рамках познавательной деятельности, одним из важных методов обучения, способствующих пониманию учебного материала, становится использование художественной литературы на уроках истории. Ведущие советские методисты еще в 60–80-х гг. XX в. в своих учебниках и пособиях описывали значимость использование исторических произведений на уроках. Многие методисты и педагоги посветили свои работы изучению использования художественной литературы на уроках истории, их можно разделить на несколько групп.
Такие педагоги, как Ф. П. Коровкин , П. В. Гора , Н. И. Запорожец , в своих трудах развивают теорию о создании конкретных исторических представлений параллельно с понятиями. Используя художественную литературу, разобрав ее на понятия и цитаты, учитель красочнее преподносит исторический материал, тем самым заинтересовывая учащихся.
Методисты С. А. Ежова, И. М. Лебедева, А. В. Дружкова в своих работах, посвященных урокам в средней школе, развивают идею об ассоциативных связях с имеющимися представлениями о современных предметах и явлениях. Художественную литературу, изучаемую на уроке литературы в рамках средней школы, можно использовать на уроках истории. Например, проходя по истории России русско-польскую войну 1654–1667 гг., можно использовать цитаты из произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
А. А. Вагин , В. Н. Бернадский, Н. В. Андреевская и А. И. Стражев определяли роль исторических представлений в процессе обучения истории в школе, их характер и содержание. Данные методисты придавали большое значение художественной литературе, выделяли методы и формы ее использования.
Нельзя не согласиться с вышепредставленными авторами, что использование художественной литературы на уроках истории является эффективным средством развития творческих способностей личности учащихся, помогает повысить эффективность усвоения исторического материала. Иногда эмоциональность учащихся приводит к неправильному формированию исторических образов. Наиболее эффективное решение этой проблемы – использование на уроках истории произведений художественной и мемуарной литературы, так как их воздействие в первую очередь направлено на эмоциональную сферу.
Так, О. В. Носова утверждает, что «целенаправленная организация изучения исторического и обществоведческого материала с использованием фрагментов из художественной литературы позволяет:
• существенно повысить уровень развития творческих способностей у школьников;
• воспитать интерес к предмету;
• способствовать социализации личности ребенка;
• знакомить с литературным наследием, являющимся частью духовного пространства России;
• культивировать нравственные ценности и идеалы;
• формировать бережное отношение к отечественной истории;
• литературные тексты стимулируют фантазию, творческое воображение, учат видеть многомерность и нелинейность общественной жизни и внутреннего мира человека» .
Для подготовки к уроку у учителя возникает определенная трудность отбора художественного материала, связанная с обилием как литературных памятников, так и произведений исторической беллетристики той или иной эпохи. Сам жанр исторического романа и исторической повести является созданием нового времени. Что же касается произведений реалистической литературы XIX и начала XX в., отразивших современную им общественную жизнь, то все они, по существу, представляют собой литературные памятники эпохи и, содержа обильный и богатый материал для историка, могут служить источником для познания прошлого .
Задача преподавателя заключается в том, чтобы из многообразия художественных источников отобрать материал в соответствии с задачами и содержанием школьного курса истории.
Произведения или отрывки из произведений могут содержать живое изображение исторических событий того или иного времени, изучение которых предусмотрено школьной программой и учебником. Такой событийно-повествовательный материал представлен в хрестоматиях довольно широко: это рассказы о сражении при Лексингтоне, о штурме Бастилии и Тюильрийского дворца, о битве при Ватерлоо, о Троянской войне, о восстаниях негров в США, о казни Жанны д’Арк, о штурме и взятии Казани, о походе Александра Македонского и т. д. Этот материал может быть в той или иной форме использован в рассказе учителя и частично (в небольших отрывках) прочитан на уроке.
Могут быть использованы образы исторических деятелей преподаваемой эпохи, игравших решающую роль в событиях всемирной и отечественной истории: Ликурга; крестоносцев; рабочих и ремесленников Сент-Антуанского предместья, штурмовавших Бастилию; французских крестьян, сжигавших феодальные замки; Ивана III, присоединившего Новгородскую землю; марсельских федератов, шагавших по пыльным дорогам Франции, солдат французской революционной армии и их командиров; рядовых якобинцев и их вождей; Туссена Лувертюра и его чернокожих войск; солдат, сражающихся при Ватерлоо; участников Бородинского сражения (сравнение французских и отечественных источников); испанских гверильясов и итальянских карбонариев; Джузеппе Гарибальди и Джона Брауна; парижских инсургентов и венгерских повстанцев 1848 г.; К. Маркса и Ф. Энгельса; героев Парижской Коммуны, революционных рабочих; Клару Цеткин и Августа Бебеля.
Наибольшую сложность для учителя истории представляет воссоздание особенностей психического склада людей определенной эпохи, принадлежащих к различным общественным слоям, их мыслей, чувств, стремлений. Художественная литература чрезвычайно облегчает решение этой задачи на уроках истории. Учителю следует обратить особое внимание на содержащиеся в хрестоматиях отрывки из идеологических памятников эпохи – на природное понимание Аристотеля, на философские сказки Вольтера, на приведенные по документам эпохи мотивировки членов Конвента, голосующих за казнь бывшего короля, и др.
Произведения художественной литературы помогут учителю дать картинное описание исторического явления, в частности той конкретной обстановки, в которой развертывались события прошлого. Например, французская деревня XVIII в., Париж в 1793 г., здание Конвента, описание Москвы и т. п. Использование этого материала поможет конкретизировать сухие строки учебника, создать у учащихся более яркие представления о специфических явлениях эпохи, облегчит формирование ряда исторических понятий.
Особое внимание обратит учитель на содержащуюся в художественном материале характеристику общественных явлений, в частности социально-экономических отношений между людьми. Персонажи О. де Бальзака дают возможность увидеть сохранение зависимости крестьян: на смену феодалу пришел капиталист. Характеристика экономического и политического господства 240 тыс. крупных капиталистов в годы Июльской монархии может быть наглядно показана на фигуре кавалера ордена Почетного легиона, офицера национальной гвардии и т. д.
В некоторых художественных произведениях отражены бытовые черты изучаемого периода. Бытовой материал воспроизводит у учащихся конкретное представление об образе жизни людей в изучаемую эпоху.
1.2. Принципы отбора художественной литературы на уроках истории
Художественная литература, по мнению современных литераторов, это вид искусства, в котором главным материалом для создания произведений является литературный язык и человеческая речь, ее конечным продуктом же является литературное произведение.
В методических исследованиях принято разделять всю художественную литературу на два вида: литературные памятники эпохи и историческая беллетристика. При этом вторая группа включает в себя более легкое чтиво, применяемое с целью ознакомления, имеют прозаичную форму. Литературные памятники проявляют свою ценность в том, что они передают дух эпохи, в которую они написаны, историческую мысль, социальную структуру и происходящие процессы.
Этап отбора материалов для урока является одним из самых кропотливых и трудоемких моментов, требующих от учителя широких познаний и запас свободного времени. При подборе материала, необходимо задать себе два вопроса. Насколько содержательно произведение по
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреевская Н. В., Бернадский В. Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. М., 1947
2. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968
3. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории. - М.: Просвещение, 2010. 158 с.
4. Вдовенко, А. В. Развитие познавательного интереса у обучающихся на уроках истории через использование художественной литературы / А. В. Вдовенко // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития : Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Железноводск, 14 мая 2020 года / Под редакцией Иванченко И.В. – Железноводск: Индивидуальный предприниматель Тимченко Оксана Геннадьевна, 2020. – С. 127-132.
5. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе: пособие для учителей. М., 1971
6. Гора П. В. Повышения эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988
7. Дильмухамедов, Е. В. Отечественная традиция использования художественной литературы на уроках истории / Е. В. Дильмухамедов // Шаг в историческую науку : материалы XIX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Екатеринбург, 26 апреля 2019 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. – С. 367-368.
8. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV–VIII классы): пособие для учителей. М., 1978
9. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1955. – с. 153
10. Калимов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 1997. 234 с.
11. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://his.1sept.ru/2000/no08.htm
12. Коровкин Ф. П. Методика опроса по истории в VIII–X классах средней школы. М., 1953.
13. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах таблицах описаниях практическое пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2012. 191 с.
14. Краснокутская Л.И. Краснокутский В.С. Национально-региональный компонент в курсе истории России средней школы: Учебное пособие. - Пятигорск: Вестник Кавказа, 2016. 106 с.
15. Методика преподавания истории в средней школе / С. А. Ежова и др. М., 1986.
16. Носова О. В. Использование художественной литературы на уроках истории и обществознания для подготовки ОГЭ. URL: http://www.imc-new.com/summaryatt/995-2017-03-03-12-04-19
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, 2018. 319 c.
18. Паршаченко П. И. Художественная литература на уроках истории. // Преподавание истории в школе. - М.: Просвещение, 2012. 114 с.
19. Стражев А. И. Методика преподавания истории в школе. М., 1964
20. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года/