Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.
Необходимо создавать такие условия, чтобы дети не испытывали затруднения при усвоении программного материала. Осознавали необходимость не только запоминания материала, но его осмысления, особенно это актуально на уроках русского языка и может выливаться в неграмотное письмо.
Как показывает практика, усвоение теоретического материала курса русского языка вызывает у учащихся некоторые затруднения. Одна из причин в том, что материал представлен в большом объёме. Причём его нужно не только усвоить, но и применить на практике. Объём этот определён Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования [39]. На основании него составлены примерные образовательные школьные учебники русского языка.
При изучении материала учащиеся должны научиться находить орфограммы, выделять их опознавательные признаки, в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило и контролировать орфографическую сторону письма [7, c. 12]. Очень часто бывает так, что учащиеся заучивают правило, не понимая его. В результате, они не могут применить это правило на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.
Проблемы выбора эффективных приёмов обучения русскому языку по-прежнему актуальны, поэтому существует необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий. Формирование навыков грамотного письма должно происходить прежде всего через рациональные приёмы умственной деятельности [8, c. 41]. Исходя из этого наиболее эффективным методом, содействующим выработке осознанных орфографических навыков, является использование на уроках русского языка различных опорных схем, в первую очередь, алгоритмов.
Таким образом, тема исследования «Применение алгоритмов при изучении русского языка в начальной школе» является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Цель исследования – изучить особенности применения алгоритмов при изучении русского языка в начальной школе.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - применение алгоритмов при изучении русского языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «алгоритм» и его особенности при обучении русскому языку в начальной школе;
2. Описать методику работы с алгоритмами на уроках русского языка;
3. Провести опытно-экспериментальную работу и разработать алгоритмы по русского языку для учащихся 4 класса.
Теоретическая база опыта. Современная методика обучения русскому языку опирается на положение о целесообразности сознательного усвоения правописания, обоснование которого отражено в трудах Д. Н. Богоявленского [7], С. Ф. Жуйкова, Н. С. Рождественского и др. Особенности усвоения грамотного письма изучались методистом М. Р. Львовым [22], Т. Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик [33] и др.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ педагогической документации, наблюдение, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных.
Практической значимостью исследования является разработка алгоритмов по русскому языку для учащихся начальной школы.
Базой исследования является МОУ «Центральная школа».
Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы применения алгоритмов при изучении русского языка в начальной школе
1 Сущность метода алгоритмов в психолого-педагогической литературе
Для начала, необходимо рассмотреть, что такое алгоритм, каких функций и целей в обучении русскому языку он позволяет достичь.
Использование алгоритмов – один из методов, где выражается репродуктивная деятельность учащихся. В основе педагогического опыта лежат идеи П.Я. Гальперина [11], Е.В. Бондаревской [8], Ю.А. Поташкиной [29]. Теория П.Я. Гальперина [11, с. 45] поэтапного формирования умственных действий является психолого-педагогической основой этого метода. Следуя ей, для формирования навыков грамотного письма и поэтапного формирования умственных действий мы должны проводить ребенка через следующие этапы: мотивация → способ действия → подкрепление наглядностью → внешние речевые действия → действия в уме →навык. Авторская технология Ю.А. Поташкиной [29] построена на алгоритмизации обучения правописанию и грамматике.
Зависимость результатов обучения учащихся русскому языку от их способности ставить перед собой учебные задачи подчеркивается также в работах лингвистов и методистов: Н.Н. Алгазиной [2, с. 4], Н. Н. Бессоновой [6], А. Г. Жиленко [16, с. 53], Л. В. Шургиной [40]. Все они сходятся в едином мнении о том, что алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельностью учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения.
Поиски путей повышения эффективности учебного процесса выдвинули идею программированного обучения, сущность которого – в управлении умственной деятельностью обучаемого. Идея эта не нова. Её разработкой в 70- х – 90-х гг. прошлого столетия в русской школе занимались Л.Н. Ланда, В.П. Беспалько, Л.Б. Селезнёва, а в национальной – К.З. Закирьянов, Р.И. Азизов и др.
Алгоритмы, являющиеся составной частью программированного обучения, которые возможно эффективно применять при изучении правил русского языка в начальной школе.
Целью использования алгоритмов - формирования у младших школьников умения сознательно усваивать правила русского языка и применять их в практической деятельности
Преимущество программированного обучения в сравнении с традиционными методами К.З. Закирьянов видит в следующем.
Во-первых, оно позволяет достичь индивидуализации в обучении: индивидуализируется темп изучения материала, а также количество материала, усваиваемого каждым учеником в соответствии с его возможностями. Этим устраняется усреднение темпов обучения для всех учащихся, что характерно для традиционной системы обучения.
Во-вторых, обеспечивает надежный контроль над работой каждого ученика в отдельности, что невозможно при традиционных методах обучения.
В-третьих, при программированном обучении устанавливается оперативная, постоянно действующая обратная связь, благодаря которой учитель оказывает ученику своевременную помощь, а ученик вовремя получает нужную информацию, предупреждающую возможные ошибки. Принятые в традиционной методике формы и способы контроля над усвоением знаний учащихся (опрос, письменные работы) выявляют не ход мыслительной деятельности ученика, а лишь результаты умственной работы.
В-четвертых, вырабатывает столь необходимые в жизни навыки самоконтроля и самостоятельного приобретения знаний, тем самым, воспитывая у школьников сознательное отношение к учебе.
В-пятых, создает естественные условия для обоснованного применения технических средств обучения, что повышает эффективность учебного процесса [17, с. 140-141].
Проблема алгоритмизации обучения была основательно поставлена и разработана Л.Н. Ландой. Его исходные позиции следующие.
1. Надо учить думанию (школы с этой задачей пока справляются плохо). Думание – это не только знание, но и то, что вы делаете со знаниями и над знаниями. Трансформации и операции над знаниями выполняются с помощью специфических умственных операций.
2. Из умственных операций (действий) формируются системы, организованные в интеллектуальные структуры. К таким структурам относятся и алгоритмические системы. По мнению Л.Н. Ланды, обучение готовым алгоритмам не даст того результата, который может дать обучение самостоятельно открывать алгоритмы.
3. Если методология (методика) обучения и содержания не эффективны, то никакие усложненные технические средства сами по себе не будут производить желаемых и потенциально достижимых результатов.
4. Для того чтобы эффективно творить (развивать, управлять любыми процессами), мы должны раскрыть и знать их составляющие, композицию и структуру [21, с.226].
Всё большую значимость в практике обучения приобретают учебные алгоритмы или алгоритмические предписания. Учебные алгоритмы служат не только предметом усвоения для учащихся, но, что очень важно, и средством обучения, показывающим, какие действия и в каком порядке должен выполнить ученик, чтобы усвоить соответствующие знания. Алгоритмизация даёт возможность расчленить процесс усвоения знаний на отдельные элементы с тем, чтобы шаг за шагом вести ученика к достижению искомого результата. В ее основе лежат предписания, указывающие на характер и последовательность необходимых для этого умственных операций. Такие предписания, являющиеся образцом правильного построения рассуждений, получили название алгоритмов. Алгоритмы помогают младшим школьникам освоить приемы логического мышления, обучают их тем мыслительным операциям, которые требуются для правильного применения грамматических определений и правил [19, с. 49].
Под алгоритмом в педагогической психологии обычно понимают точное, общепонятное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу [15]. Отмечая большую разнородность приемов решения одной и той же задачи разными учащимися, психологи основное внимание уделяют алгоритмам распознавания, то есть таким алгоритмам, которые предписывают, что и как надо делать, чтобы распознать, к какому классу принадлежит данный объект. (Именно эти алгоритмы и для нас представляют интерес). Так, было замечено, что, разбирая какое-либо предложение, ученик идет одним путем, разбирая следующее, аналогичное, – другим, хотя на самом деле метод действия в обоих случаях должен быть общим, единым. В связи с этим у учащихся часто возникает неуверенность в своих действиях и решениях [4, с. 116]. Особенно ярко это проявляется у нерусских учащихся, которые уже владеют навыками разбора предложений родного языка, и теперь вынуждены осваивать несколько иные способы разбора предложений. Это вызвано тем, что в предложениях русского и адыгейского языков не совпадает порядок слов, по-разному выражаются смысловые отношения, связываются слова и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. – Москва : Педагогика, 1978. – 240 с.
2. Алгазина, Н. Н. Методика изучения орфографических правил/ Н. Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 1982. – С. 4.
3. Архипова, Е. В. Тренинговые технологии и тренажеры в интерактивном обучении русскому родному языку / Е. В. Архипова // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в высшей школе. – Рязань : Академия ФСИН России, 2016. – С. 193-198.
4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – Москва : Академия, 2001. – 368с.
5. Беспалько, В. П. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. П. Беспалько // Начальная школа. – 2002. – №1. –С.90
6. Бессонова, В. В. Алгоритмы на уроках русского языка / В. В. Бессонова. – Москва : Знание, 2000.
7. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. –1976. – № 4. – С.17
8. Бондаревская, Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. – 1999. – № 5. –С. 41.
9. Бондаренко, С. М. Беседы о грамотности / С. М. Бондаренко. – Москва : Изд. «Знание», 2007.
10. Виды алгоритмов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://shkolo.ru/vidyi-algoritmov/ (Дата обращения 31.01.2022).
11. Гальперин, П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии, – 2003. – №5. – С.64.
12. Грабчикова, Е. С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка / Е. С. Грабчикова // Начальная школа. – 1999. – № 3. – С. 17 - 19.
13. Граник, Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности / Г. Г. Граник // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 35.
14. Дарина, Т. Ю. Использование элементов программирования при изучении безударных гласных в корне / Т. Ю. Дарина // Начальная школа. – 1997. – №12. – С. 66-67.
15. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – Москва : издательство Московского университета,1985. –С.45.
16. Жиленко, А. Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии/ А. Г. Жиленко// РЯШ. – 1986. – №5. – С.53-55.
17. Закирьянов, К. З. Опыт программированного обучения русскому языку в башкирской школе / К. З. Закирьянов // Технические средства и элементы программирования на уроках русского и родного языков и литератур в национальной школе: сб. науч. ст. / под ред. А.Ф. Бойцовой. – Москва : Просвещение, 1978. – С. 140-147.
18. Занков, Л. В. Беседы с учителем : Вопросы обучения в начальных классах / Л. В. Занков. - Москва, 1970.
19. Изюминская, Л. И. Методика формирования умения составлять план / Л. И. Изюминская // Начальная школа. – 1990. – № 12.
20. Кустарева, В. А. Методика русского языка. / Н. С. Рождесвенский, В. А. Кустарев. – Москва : Просвещение, 2002. – 306с.
21. Ланда, Л. Н. Алгоритмы в обучении / Л. Н. Ланда. – Москва : Просвещение, 1966. – 284с.
22. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – Москва : Академия, 2000. – 464 с.
23. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. – Москва, 1998. – 256 с.
24. Матвеева, Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе/ Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева. – Москва, 2012.
25. Методика преподавания русского языка : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.Т. Баранов [и др.] / под ред. М.Т. Баранова. – Москва : Просвещение, 1990. – 368с.
26. Наврось, М. Я. Работа с алгоритмами при обучении орфографии / М. Я. Наврось // Русский язык и литература. 2005. – №1.
27. Нехаев, А.В. Основные приемы обучения русскому языку / А. В. Нехаев // РЯШ. – 1980. – №2. – С. 43-52.
28. Никитина, Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова / Л. А. Никитина // Начальная школа. – 1997. – №5. – С.71.
29. Поташкина, Ю. А. Обучение русскому языку в школе. Концепция. Авторская программа для начальной и средней школы: методические рекомендации / Ю. А. Поташкина. – Воронеж, 2003. – С. 213.
30. Разумовская, Л. И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя / Л. И. Разумовская. – Москва : Просвещение, 2006. – 251с.
31. Романова, В. Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения / Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. – Москва : Вентана - Граф, 2018. – 272с.
32. Синицын, В. Путь к слову: Пособие по русскому языку для учителей начальных классов и учеников / В. Синицын. – Москва : Столетие, 2007. – 412 с.
33. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классов: Теория и практика обучения : учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / П. С. Жедек., Н. Н. Светловская, М. С. Соловейчик и др.; под ред. Соловейчик М.С. – 3-е изд. – Москва : «Академия», 1997г. – 302с.
34. Соловьева, З. И. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся / З. И. Соловьева // Начальная школа. – 1995. – № 3. – С.42.
35. Селезнёва, Л. Б. Русское правописание. (Задачи, алгоритмы, упражнения) : учеб. пособие / Л. Б. Селезнёва. – Москва : Высш. шк., 1997. – 207 с.
36. Семёнова, Т. В. Роль алгоритма в развитии орфографической зоркости / Т. В. Семёнова // Русский язык и литература. – 2010. – №10.
37. Тоцкий, П.С. Орфография без правил / П. С. Тоцкий. – Москва : Просвящение, 2001. – 144 с.
38. Энциклопедический словарь юного математика. – Москва, 1989
39. ФГОС. Настольная книга учителя : учебно-методическое пособие / В.И. Громова, Т. Ю. Сторожева. – Саратов, 2013. –120 с.
40. Шургина, Л. В. Условия поэтапного формирования умений и навыков на уроках русского языка / Л. В. Шургина. – Санкт-Петербург : Питер, 2004.