Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях во всем мировом сообществе требуются люди, которые способны преобразовать мир, создавая такое гармоничное общество, где каждый из нас – это личность, гражданин, воспитанный на определенных идеалах и ценностях, принятых в обществе, а также осознающий ответственность за свои действия .
Потребность в знаниях об окружающем мире у ребенка возникает постоянно, а значит, отсутствие информации затрудняет и жизнь младшего школьника. Мир открывает перед ребенком свои широкие возможности, тем самым будит в нем интерес «первооткрывателя». У него возникает желание узнать и испытать все самому, открыть для себя новое и неизведанное.
Благодаря этому, у ребенка начинает проявляться любопытство, формируется любознательность, а именно желание познавать закономерности в окружающем их мире, что способствует развитию познавательного мышления – способности исследовать мир и систематизировать подходы в его изучению.
Многолетние исследования демонстрируют эффективность применения различных методов по формированию разных видов мышления у младших школьников, которые, в свою очередь, изменяют способы ориентировки обучающихся в окружающем мире, учат его выделять существенные связи между объектами, что способствует росту его интеллектуальных способностей.
По причине того, что житейского опыта совершенно недостаточно для развития познавательного мышления у младших школьников, поэтому появляется необходимость в применении различных методов обучения. Эффективным методом является дидактическая игра. Значение эффективности применения дидактических игр велико, поэтому мы решили рассмотреть этот метод с точки зрения влияния на развитие познавательного мышления. Для того, чтобы дети, сталкиваясь с дидактической задачей, сумели принять нужное решение и решить определенную задачу, которая моделирует процессы в окружающей среде.
Дидактическая игра необходима, чтобы дать ребенку новый опыт переживаний в той или иной сфере деятельности, подготовить к принятию определенного решения из предложенной ситуации. Это практически единственная область деятельности, где от ученика требуется проявление инициативы, творческой активности, любознательности и любопытства к изучаемым объектам окружающего мира.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса использования дидактических игр на уроках окружающего мира.
Задачи:
- описать сущность и роль дидактических игр;
- рассмотреть типы дидактических игр;
- проанализировать использование дидактических игр на уроках окружающего мира.
Объект исследования – дидактические игры. Предмет исследования – особенности использования дидактических игр на уроках окружающего мира.
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр на уроках окружающего мира
1.1 Дидактические игры: понятие, роль
С древних времен игра выступает как форма обучения, как первичная школа передачи практических ситуаций с целью их изучения. Одной из цели игры являлась формирование важных человеческих черт, качеств, привычек, навыков, способности развиваться.
Изучив теорию игры немецкого ученого К. Гроса, мы можем согласиться, что игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности ребенка. Резюмируя свои рассуждения о значении игры, К. Грос писал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, употребляя несколько парадоксальную форму, мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно дано детство, чтобы мы могли играть» Таким образом, с помощью игры школьник осваивает новые функции, развивает навыки расширяет жизненный опыт .
Также в психологии и педагогике вопрос об игровой деятельности изучали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие.
Определение понятия «игра» содержит широкий набор представлений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого слова.
Например, в педагогической литературе И.Д. Блонского «игра», прежде всего представляет собой вид деятельности в условиях ситуации,
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
2) Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.
3) Гапонова М. А., Сторителлинг в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста в процессе проблемно-игрового обучения // Поем, танцуем и рисуем. — 2021. — № 2. — С. 2-10
4) Климов Е. А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
5) Куликова Т. А., Дидактическая игра "Знаем ли мы Конституцию?" // Преподавание истории в школе. — 2019. — № 9. — С. 62-70
6) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2018.- 80 с.
7) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.–Санкт-Петербург : Питер, 2000.–705, [7] с.
8) Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебн. пособие t Под ред. В. А, Сластенина,- М.: Академия, 2020. - 336 с.
9) Сорокина А.И. Дидактические игры [Текст] / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982.
10) Сычева Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 380 с.
11) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2016.
12) Трушников Д. Ю., Дидактическая игра "Экологические сукцессии" // Биология в школе. — 2020. — № 2. — С. 43-45
13) Федорова Л. И., Игра: дидактическая, ролевая, деловая: Решение учебных и профессиональных проблем : Монография. — Москва : Издательство "ФОРУМ", 2021.
14) Шереметова Н. В. Педагогическая поддержка успешности в обучении младших школьников / Н. В. Шереметова//Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2019. — N 60, вып. 24. — С. 239-242.
15) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.