Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная философия государственного управления в основу воздействия на людей возлагает не принуждение, а положительные регуляторы, построенные на учете психологических особенностей человека. Эти подходы требуют решения многих проблем, часть из которых связана с расширением методологического инструментария государственного управления, а именно более широкого привлечения к управленческой практике позитивных социально-психологических методов.
Ответственность в обществе в значительной мере предстает как обязанность и готовность субъекта отвечать за собственные действия и поступки и их последствия. Благодаря этому обеспечивается устойчивость и упорядоченность общественных отношений. А разнообразие этих отношений требует и разнообразия проявлений, форм, видов социальной ответственности, которые составляют целостную систему социальной ответственности, где достаточно специфической подсистемой является ответственность в государственном управлении.
Особые требования к ответственности публично-властных институтов обусловлены их ролью в решении общественных проблем и спецификой задействованных средств - до легального и легитимного принуждения включительно. Неподобающее (и поэтому - безответственное использование государственной власти неизбежно оборачивается кризисом доверия к ее носителям). Сложность обеспечения ответственности в этом случае определяется тем, что любой носитель власти, в той или иной степени, проявляет склонность к поведению и деятельности согласно собственным интересам, потребностям и предпочтениям. Даже пребывание на публичной должности является результатом успешной реализации частного интереса лица.
Поэтому общество объективно нуждается в универсальном и эффективном механизме, способном при любых обстоятельствах подчинить частный интерес носителей публичной власти общим потребностям, целям, задачам. Такое подчинение в значительной мере обеспечивается сочетанием специфических по предмету юридической, моральной и политической ответственности. К сожалению, практика государственного управления в России выявляет не только слабость механизмов обеспечения каждого из этих видов ответственности, но и непонимание их различия и специфичности средств обеспечения.
Современный этап развития государственного управления, который в значительной мере связан с перераспределением властных полномочий, ресурсов и ответственности между органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, актуализирует запрос на построение новых форм регулирования отношений в измерении вопросов доверия, поддержки, признания авторитета власти со стороны общества. Ключевая роль в этом принадлежит институту политической ответственности.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросами оценки и повышения эффективности деятельности органов государственного управления посвящены труды многих отечественных исследователей, в частности К.А. Алиев, А.А. Алпатов, Р.И. Балкин, П.Г. Великогородный, А.В. Волкова, Н.А. Ершов, Д.Ю. Жулябин, Н.М. Конин, ДГ. Константинов, В.Н. Кострова, А.И. Малкина, Е.В. Мандрыка, Г.И. Мусихин, А.В. Оболонский, С.А. Соколовская, И.Д. Фиалковская и других. Однако до сих пор в отечественной научной литературе еще не хватает работ, посвященных проработке подходов к определению эффективности деятельности органов власти, с одной стороны, адаптированных к современным реалиям, а с другой – учитывая современные тенденции развития науки «государственное управление» и ведущий зарубежный опыт.
Объект исследования: административно-правовая сфера.
Предмет исследования: государственное управление.
Цель данной работы: изучить сущность ответственности в государственном управлении.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать государственное управление: понятие, признаки, принципы функционирования;
- выявить ценности в государственном управлении;
- рассмотреть функции и методы государственного управления в стране;
- проанализировать предметную специфику и механизм обеспечения политической ответственности публично-властных институтов.
Методологическую основу исследования составили следующие методы: синтеза, нормативно-аналитический, технико-юридический, системный, выборочный, формально-логический.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и ученых, которые оказали существенное влияние на результаты исследования.
Структура работы охарактеризована целью, задачами и логикой исследования данной проблемы и включает в себя введение, три главы, объединяющие 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Объем исследования: 30 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 18 источников.
1. Теоретико-правовые основы государственного управления
1.1 Государственное управление: понятие, признаки, принципы функционирования
Государственное управление – это практическое, организующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу . В свою очередь, под государственным управлением следует понимать особый и самостоятельный вид деятельности государства, осуществляет отдельная система специальных государственных органов – органов исполнительной власти.
Таким образом, государственное управление – это часть социального управления, то есть управления людьми и их коллективами. В узком смысле государственное управление – это управление персоналом государственной службы, а также общественными сферами (экономикой, правовым процессом, социальным обеспечением, культурой), общественными группами, организациями и институтами.
С точки зрения политической науки (политологии) некоторые ученые предлагают следующее определение понятия «управление»: вид общественной деятельности, который предусматривает систему скоординированных действий воздействия субъекта на объект с целью достижения определенных организационных целей. Субъектами управления являются руководители высшего, среднего и низшего звеньев, элитные группы и организации, а объектами управления – отдельные лица, группы, организации, институты, процессы. Соответственно, государственное управление – составляющая политического управления, которое одновременно сочетает политические и административные средства.
Государственное управление, как один из важнейших институтов административного права характеризуется определенной совокупностью признаков.
Также следует представить классификацию характерных черт государственного управления:
- государственное управление является, прежде всего, социальным, политическим явлением;
- государственное управление выступает как процесс реализации государственной власти, ее внешнее, материализованное выражение и вне ее не существует. Содержание власти наиболее полно проявляется в государственном управлении;
- государственное управление – это деятельность исполнительно-распорядительного характера, чем подчеркивается его исполнительное назначения – организаторская исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов;
- деятельность органов государственного управления осуществляется на основании и во исполнение законов, то есть государственное управление – подзаконная деятельность, хотя и обладает властно-распорядительными полномочиями.
Любой институт государства, права и науки характеризуется совокупностью принципов, определяющих основное содержание и правовую природу рассматриваемого института. Принципы государственного управления – это руководящие правила, отражающие содержание законов и закономерностей, и должны быть закреплены в нормативно-правовых документах и использоваться в научной и практической деятельности специалистов по управлению.
Отечественные ученые различают три группы принципов государственного управления: общесистемные, структурные и специализированные.
К общесистемным принципам относятся: принцип объективности управления; демократизма; правовой упорядоченности; законности; разделения властей; публичности; сочетание централизации и децентрализации.
Принцип объективности государственного управления является отправным и предопределяет необходимость учета во всех управленческих процессах требований объективных закономерностей и реальных возможностей общественных сил.
Принцип демократизма воспроизводит народовластия в государственном управлении предусматривает установление глубоких и постоянных взаимозависимостей между обществом и государством как предпосылки формирования демократической системы управления, которая бы базировалась на демократических принципах ее осуществления в интересах всех или подавляющего большинства граждан.
Принцип правовой упорядоченности государственного управления объективно обусловливает необходимость главным образом законодательного определения основные аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.
Принцип разделения властей в государственном управлении служит созданию демократической, правовой организации государственной власти .
Среди общесистемных принципов следует выделить принцип публичности государственного управления, который предполагает: доступность государственного управления для граждан; открытость функционирования
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева, Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении: (Социал.-правовой аспект) / Е.А. Агеева. – М., 2015. – 141 с.
2. Алпатов, А.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А.А. Алпатов. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 167 c.
3. Балкин, Р.И. Основные подходы к определению понятия «государст-венное управление» / Р.И. Балкин // Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. – Ростов-н/Д., 2016. – С. 63–68.
4. Великородный, П.Г. Методы и средства государственного управления и их влияние на становление гражданского общества / П.Г. Великородный, В. Ю. Алфёров // Наука и общество. – 2016. – № 1 (24). – С. 32–40.
5. Волкова, А.В. Публичные ценности и система государственного управления в России / А.В. Волкова. – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. – 236 c.
6. Ершов, Н.А. К вопросу о понятии и сущности государственного управления / Н.А. Ершов // Наука через призму времени. – 2018. – № 11. – С. 116–119.
7. Жулябин, Д.Ю. О формах и методах в сфере государственного и муниципального управления / Д.Ю. Жулябин // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления: сб. ст. – Курск, 2019. – С. 112–115.
8. Конин, Н.М. Государственное управление как вид государственной деятельности: понятие, характерные особенности и структура / Н.М. Конин, А.Ю. Соколов // Административное право Российской Федерации / под ред. А. Ю. Соколова. – М.: Юристъ, 2016. – С. 25–27.
9. Конин, Н.М. О методах государственного управления / Н.М. Конин, Е.И. Маторина // Актуальные вопросы теории и практики реализации публичной власти: сб. науч. тр. – Саратов, 2018. – С. 22–26.
10. Константинов, Д.Г. Понятие, принципы и содержание государственного управления / Д.Г. Константинов // Молодой учёный. – 2019. – № 34 (272). – С. 161–163
11. Кострова, В.Н. О классификации форм и методов государственного и муниципального управления / В.Н. Кострова // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. – Курск, 2019. – С. 184–187.
12. Малкина, А.И. Цифровые технологии в государственном управлении / А.И. Малкина // Этносоциум и межнациональная культура. – 2019. – № 4 (130). – С. 45–50.
13. Мандрыка, Е.В. Технологии государственного управления в России / Е.В. Мандрыка // Вестник Института экономических исследований. – 2017. – № 1 (5). – С. 138–145.
14. Мусихин, Г.И. Власть перед вызовом современности. Сравнительный анализ российского и немецкого опыта конца XVIII - начала XX веков / Г.И. Мусихин. – М.: Алетейя, 2017. – 288 c.
15. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управлении: моногр. / А.В. Оболонский. – М.: СИНТЕГ, 2017. – 127 c.
16. Ответственность в государственном управлении: сборник научных трудов / под ред. С.Н. Зайковой, И.С. Иванова. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 129 с.
17. Соколовская, С.А. Информационные технологии и информационная безопасность в государственном управлении: учеб. пособ. / С.А. Соколовская. – СПб., 2019. – 98 с.
18. Фиалковская, И.Д. Методы государственного управления: вопросы теории: монография / И.Д. Фиалковская. – Казань: Бук, 2019. – 174 с.