Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Предпринимательство в России: зарождение, развитие до XX века 5
1.1 Зарождение предпринимательства в Древней Руси и последующее развитие 5
1.2 Развитие металлургического предпринимательства в первой половине XIX века 7
1.3 Текстильная, бумажная, шерстяная и сахарная промышленности в первой половине XIX века 11
Глава 2 Современное состояние развития предпринимательства в РФ: XX-XXI век 14
2.1 XX век и развитие предпринимательства 14
2.2 Современные условия ведения предпринимательства в РФ 17
2.2 Перспективы развития российского предпринимательства 18
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Малое и среднее предпринимательство – сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику.
Предприниматели и предпринимательство — эти понятия постоянно изменялись по мере того, как экономическое общество, следовательно, и функции его агентов, непрерывно трансформировались и развивалось. Одна господствующая экономическая теория и школа сменяла другую.
Предпринимательство изначально было ориентировано на определенный рынок товаров и услуг. Собственник был и предпринимателем. Кроме того, капитал предпринимателя был ограничен; предприниматель должен платить налоги. Изначально такие собственники не нуждались в помощи государства и не сообщались в союзы; такие предприниматели были еще независимы от крупного капитала.
Таким образом, и создавался пласт классического малого и среднего предпринимательства, из которо¬го потом и возникали крупные фирмы.
Перечислим области деятельности традиционного предпринимательства:
- мелкосе¬рийное и индивидуальное производство товаров,
- розничная торгов¬ля,
- гостиничное хозяйство и общественное питание,
- строительство,
- транспорт,
- здравоохранение.
Вышеперечисленные характеристики – современная концепция предпринимательства, сформированная опытом.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса истории предпринимательства в России, современного состояния и перспектив развития.
Задачи:
- описать развитие предпринимательства в России: этап зарождения, развития до XX века;
- проанализировать специфику развития предпринимательства в России в XX и начале XXI века.
- изучить перспективы развития современного российского предпринимательства.
Объект исследования – российское предпринимательство. Предмет исследования – специфика развития предпринимательства в России, в сравнении с другими странами.
Глава 1 Предпринимательство в России: зарождение, развитие до XX века
1.1 Зарождение предпринимательства в Древней Руси и последующее развитие
В результате объединения Киевского и Новгородского княжеств в 882 г. образовалось Древнерусское государство. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения, где совершались сделки, заключались договоры. Купцы и предприниматели на Руси не выделялись в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества, в том числе князья и бояре.
Со второй половины IX в. по Волжскому пути особенно активно велась торговля новгородских, суздальских, ростовских, владимирских и рязанских купцов с арабами. Зародилась торговля с Корсунем (Херсонесом), а затем и с Константинополем.
В XV-XVII вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться специальными нормами: различными грамотами, судебниками. Получает широкое распространение письменный договор. В соответствии с Судебником 1497 г. вводится в действие нотариальная (крепостная) форма сделок.
Крупнейшим памятником русского феодального права стало Соборное Уложение 1649 г. Оно представляло собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Уложение включало 967 статей и 25 глав по направлениям: о суде, вотчинах, богохульниках и т.д., однако распределения по конкретным отраслям права здесь не было.
К тому времени уже действовали третейские суды, назначаемые по просьбе сторон, для разрешения частных споров. Соборное Уложение установило, что решение третейского суда обязательно для исполнения. В Уложении рассматривался вопрос сервитутов, постепенно оформлялась теоретическая база понятий частной собственности.
Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. При этом на купечество возлагались новые управленческие и финансовые обязанности.
Предпринимательская деятельность на Руси столетиями велась в интересах укрепления государства и содержания многочисленной армии. Торговая жизнь играла огромную роль в освоении и объединении русских земель. Большое число людей вовлекалось в экономическую деятельность, становилось заинтересованными в ее результатах.
Важное место в развитии предпринимательства Руси занимало купечество. Купцы-профессионалы и купеческий капитал, по- видимому, появились в XI в. Это была самая активная во всех отношениях часть населения. Купцы вели торговлю и промысловую деятельность артелями или компаниями.
Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации. Возникающие между предпринимателями и потребителями противоречия решались в специальном торговом суде. Купцы, входившие в ассоциацию, обладали большими привилегиями в случае финансовых трудностей им предоставлялись кредит или безвозмездная помощь. Вступить в ассоциацию мог только состоятельный предприниматель. Кроме ассоциаций в русских городах существовали и другие профессиональные объединения предпринимателей.
В эпоху Ивана Грозного символ русского предпринимательства воплощали купцы Строгановы, основавшие солеваренное дело. Строгановы вели обширную торговлю с иностранными купцами, построили в России множество заводов, прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством. Эта династия предпринимателей существовала 500 лет. Наряду с купцами Строгановыми успешно работали их конкуренты - крупные солепромышленники и торговцы Шорины, Светешниковы, Никитниковы и др. Нередко русские купцы наряду с торговлей какими-либо товарами участвовали в организации их производства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Важенин С. Г., Доверие в российской торгово-промышленной среде XIX-начала XX веков // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. — 2006. — N 6. — С. 168-182.
2) Галас М. Л., Советское государство в России периода НЭПа в исторических исследованиях представителей евразийства и сменовеховства // История государства и права. — 2015. — № 21. — С. 55-60
3) Исторические вызовы и экономическое развитие России : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 25-26 сентября 2019 г.. — Екатеринбург : АльфаПринт, 2019. — 539 с.
4) Муравьева Л. А. Российское предпринимательство в первой половине XIX века//Финансы и кредит, 2012// https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-predprinimatelstvo-v-pervoy-polovine-xix-veka (дата обращения 25.01.2022)
5) Предпринимательство и его особенности в России/Спижанкова Г. И. и др. – М.: МГГУ, 2016
6) Просеков А. Ю., Плановая экономика - фактор возникновения продовольственных кризисов // Пищевая промышленность. — 2018. — № 7. — С. 42-45.
7) Туган-Барановский М. И., Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. Русская фабрика в прошлом и настоящем Т. 1. — XI, [I], 496, [2] с.
8) Хуторской В. Я., Экономическая политика Михаила Горбачева // Преподавание истории в школе. — 2019. — № 4. — С. 48
9) Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. — М.: Волтерс Клувер, 2020
10) Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г. энциклопедия : в 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 437—438.