Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают принципиальное обновление содержания современного образования, целью которого является кардинально новый результат. Если в прошлом в качестве итога образования признавались «знания», «умения» и «навыки», то в настоящее время обучения рассматривается как процесс подготовки учащегося к реальной жизни, готовности самостоятельно справляться с разнообразными задачами.
Однако в России наблюдаются проблемы в социально-образовательной политике в отношении детей с нарушениями развития, при том, как реализация прав таких детей на получение качественного образования является важной задачей нашего государства. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день считается ведущим направлением развития системы образования. В связи с чем мы можем наблюдать активное формирование образовательной среды, которая обеспечивает доступность качественного образования для каждого ребенка с ОВЗ, учитывая особенности его психофизического развития и состояния здоровья. Развитие и обучение детей с ОВЗ сегодня проходит в условиях инклюзивного образования, которое предполагает доступность образования для каждого ребенка. Важное значение в условиях инклюзивного образования отводится урокам математики. Это связано с огромным образовательным и развивающим потенциалом математических дисциплин.
Из требований к результатам и требований к условиям ФГОС НОО следует, что выпускник начальной школы наряду с ручным письмом должен овладевать клавиатурным методом ввода и обработки текста. Использование компьютерных технологий в обучении учащихся начальной школы имеет определенные временные ограничения, с целью предотвратить вредное воздействие на здоровье ребёнка. Но, несмотря на это, информационно-компьютерные технологии (ИКТ) достаточно широко применяются в образовательном процессе начальной школы.
Для учащихся, в том числе и учащихся с ОВЗ, использование в ходе урока компьютерных технологий делает обучение более привлекательным, что положительно сказывается на усвоении знаний. Применение ИКТ в начальной школе положительно влияет на развитие желания учиться, способствует формированию и закреплению навыков, стиля мышления, знаний, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в средней школе.
Вышесказанное определяет актуальность изучения применения технических средств и информационно-компьютерных технологий в обучении младших школьников с ОВЗ.
Объект курсовой работы – обучение младших школьников с ОВЗ.
Предмет курсовой работы – использование технических средств в обучении младших школьников с ОВЗ.
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических аспектов и методических рекомендаций использования технических средств в обучении младших школьников с ОВЗ на примере курса математики.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность и значение технических средств в обучении;
- раскрыть особенности использования технических средств в обучении младших школьников с ОВЗ;
- провести анализ УМК «Школа России» с точки зрения применения технических средств в обучении младших школьников;
- сформулировать металлические рекомендации использования технических средств на уроках математики для детей с ОВЗ.
Структура работы включает введение, две главы, объединяющих четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложение.
Глава 1.Теоретические аспекты использования технических средств в в процессе обучения младших школьников с ОВЗ
1.1. Технические средства в процессе обучения младших школьников с ОВЗ: сущность, понятие, значение
Все технологии, в которых используются специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео), в практике называют информационными технологиями обучения. С течением времени компьютеры стали все шире использоваться в образовании, в связи с этим появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще любую педагогическую технологию можно назвать информационной технологией, так как в основе технологического процесса обучения лежит информация и ее движение (преобразование) [8, c.53].
Для технологий обучения, использующих компьютер более точным термином, является термин - компьютерная технология. Сущностью процесса обучения является движение и преобразование информации, поэтому любую педагогическую технологию можно назвать информационной. С использованием компьютеров в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). При использовании в процессе образования телекоммуникаций, данный процесс получил термин «информационно – коммуникационные технологии» - ИКТ. Формирование информационной культуры в школе не может осуществляться без помощи и посредства средств ИКТ.
Формы использования информационно-компьютерных технологий и их значение наглядно представлены на рисунке 1.
В работе с информационно-компьютерными технологиями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.
Рисунок 1 – Формы использования информационно-компьютерных технологий в обучении
С помощью компьютера, появляется возможность существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлекать учащихся в активную работу. Культурный уровень современного молодого человека и понятие информационной культуры на сегодняшний день неразделимы, в силу фундаментальности составляющих понятие информационной культуры, необходимо начинать ее формирование уже в школе, начиная с первых школьных уроков [8, c. 97].
Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способностями работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к системно-деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками [3].
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для обучающихся, обеспечивает формирование предметных компетенций и универсальных учебных действий. Позволяет продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счѐт самообразования обучающегося.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»: начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи)[3].
Приоритетным направлением образования становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не тол
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) [Текст] // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990. - № 45. - С.955
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598,
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
4. Алексеева М.В. Применение на уроках математики различных видов самостоятельных работ с учётом уровневой дифференциации для учащихся с ОВЗ //В сборнике: Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 84-85.
5. Архипова О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 1–4 классы. – М.: Издательство «Глобус», 2016.
6. Афимченко Ю.С., Габдрахимова С.И. К вопросу о целесообразности владения информационными технологиями учителем и учениками в начальной школе//Теория. Практика. Инновации. 2016. № 4 (4). С. 55-57.
7. Безрукова Г.В. Особенности работы учителя математики по инклюзивному образованию детей с ОВЗ //Вестник научных конференций. 2018. № 12-2 (40). С. 27-28.
8. Бент Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М.: Дрофа,2017.
9. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / М.С. Староверова [и др.]. – М.: Владос, 2018. – 167 с.
10. Казакова Т.И., Понкратенко Г.Ф. Организация работы учителя начальных классов в условиях инклюзивного образования / Т.И. Казакова, Г.Ф. Понкратенко // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. № 2. – С. 103-113.
11. Кондратьева Е.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников через использование информационных технологий на уроках математики//Проблемы педагогики. 2017. № 1 (2). С. 34-39.
12. Малофеев Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2020 – 42 с.
13. Маляева И.Г. Особенности обучения математике детей с ОВЗ //Альманах мировой науки. 2019. № 4 (30). С. 125-128.
14. Минаева Е.В., Иванова Н.В., Тарасова С.П. Возможности учебных программ по математике «Школа России» и «Школа 2100» по формированию универсального учебного действия планирования у младших школьников// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-8. С. 1532-1535.
15. УМК «Школа России» концепция и программы для начальной школы. Концептуальные основы УМК «Школа России» - М.: Просвещение.- 2019.
16. Шипилова А.А. Компьютерное моделирование на уроках русского языка в начальной школе //Современная педагогика. 2016. № 6 (43). С. 103-106.
17. Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение: коллективная монография / М.В. Шабанова, Р.П. Овчинникова, А.В. Ястребов и др. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016.
18. Ярош С.С. Интерактивные технологии в обучении математики детей с ОВЗ //Инновационная наука. 2019. № 2. С. 16-19.