Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В современном обществе актуализировалась необходимость поиска новых путей организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим, ведущее значение сегодня приобретает формирование всесторонне развитой личности в процессе комплексной реализации разных видов деятельности как совокупности определенных знаний, умений, взглядов и убеждений, выступающих результатом образования и воспитания младших школьников.
В современной системе образования и воспитания детей дошкольного возраста важное место занимает искусство, которое является неотъемлемой составляющей человеческой деятельности и формирования духовной культуры. С помощью искусства познается и оценивается действительность, распространяются философские, политические, этические и другие идеи, развиваются творческие возможности.
Особое место в формировании личности ребёнка, становлении его духовного мира всегда принадлежало музыке. Об этом высказывался известный французский писатель Виктор Гюго, который говорил: «три фактора имеют решающее значение в успешном развитии каждого народа: литература, цифра и нота. Если литература существует для нас как средство общения, цифра – для мышления, то нота – для сердца» [2].
Музыкальное краеведение как один из видов искусства, является средством познания окружающего мира и формирования личности [1; 3]. С помощью музыки передаются чувства, эмоции, настроение и мысли людей, она является своеобразным средством общения, способствует самопознанию и самовыражению личности, формированию мировоззрения ребёнка дошкольного возраста.
Можно сказать, что сущность организации исследовательского сообщества по музыкальному краеведению заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя. Система музыкального краеведения может включать: экологическое, литературное, историческое, географическое, природоведческое краеведение.
Музыкальное краеведение может осуществляться в учебной и внеурочной деятельности.
Краеведение развивает у младших школьников наблюдательность, познавательный интерес, мышление, способствует воспитанию любви к родному краю. Краеведческая работа ведется с учащимися не только на базе школ, но и в домах творчества, на детских туристско-экскурсионных и юннатских станциях.
Цель исследования – проанализировать и обосновать особенности организации исследовательского сообщества по музыкальному краеведению в школе.
Объект исследования – теоретические особенности и основные аспекты по теме исследования
Предмет исследования – экспериментальное исследование по формированию экологического сознания в процессе деятельности исследовательского сообщества по музыкальному краеведению в школе.
Задачи исследования:
- изучить и описать теоретические основы формирования экологического сознания младших школьников;
- рассмотреть краеведение как область деятельности в современном обществе;
- определить методы работы в исследовательском сообществе;
- организовать и провести экспериментальное исследование уровня сформированности экологического сознания у детей младшего школьного возраста;
- разработать рекомендации педагогам по организации исследовательского сообщества.
Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация, обобщение, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Теоретические основы формирования экологического сознания младших школьников
Проблема взаимоотношений человека с природой не нова, она имела место быть всегда. Однако на данный момент, в настоящий период времени, экологическая проблема взаимосвязи человека и природы, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала чрезвычайно острой и приняла огромные масштабы.
Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и поменять их так, чтобы они способствовали выживанию населения земли, а не его гибели.
Сущность экологического сознания является отражением реально практических отношений общества. Обществу нужно знать экологические нормы, правила поведения, владеть высоким уровнем экологической культуры.
Процесс формирования экологической культуры изучается как единство трех проблем: широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения окружающей среды; приобретение экологического подхода к организации экономики и иным сферам жизни и деятельности общества; формирование экологического сознания [9].
Основополагающей составляющей экологической культуры является экологическое сознание личности. Образование, как важнейший фактор формирования личности, имеет большие возможности для формирования экологического сознания учащихся.
Экологическое сознание – это не отношения между обществом и природой. Оно сформировалось под влиянием экологических кризисов, выражается в переосмыслении принципов цивилизации, чтобы мы жили по законам природы. Однако формирование экологического сознания не будет полным без связи с экологическим поведением. Именно в нем проявляется его глубина и степень усвоения норм экологического видения мира.
Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение в процессе использования природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и базовых практических навыков в области природопользования. Качество окружающей среды зависит от модели поведения человека. В связи с этим людям необходимо рационализировать свое экологическое поведение [34].
Экологическое сознание – отражение в общественном сознании взаимодействия человека и природы.
Экологическое сознание – форма общественного сознания.
В современных условиях учителя не всегда могут найти ответ на вопрос, как воспитать человека в традиционной школе с принципиально новым развитием уверенности в себе, гуманным отношением к окружающей среде и соответствующим поведением.
Современному младшему школьнику необходимы новые знания о человеке, о самом себе, о своих правах и обязанностях, а также открытое и критическое мышление. Человек как личность является частью природы, но как разумное существо его больше не сравнивают с частью природы, а с природой в целом. Единство с природой позволяет нам рассматривать ее как ценность сама по себе. Чем больше развивается мир человека, тем более глубокими и широкими становятся его связи с природой, тем больше включается природа в специфическое культурное бытие. Они по-разному проявляются в системе духовных ценностей, во всех видах и результатах человеческой деятельности. В последнее время взаимосвязь между природой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асташова Н. А. Музыкальное краеведение в системе подготовки будущего учителя музыки // Вестник БГУ. – 2019. №1 (1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-kraevedenie-v-sisteme-podgotovki-buduschego-uchitelya-muzyki (дата обращения: 26.01.2022).
2. Ашиков В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста» / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. – М. : Рос.пед.агентство, 2018. – 132 с.
3. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 2019. - №9. – С. 16-17.
4. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 2018. №6. – С.56-58.
5. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 2019. - №2. – С.32-33.
6. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: практическое пособие / Н.В. Белобородов. – Москва: Аркти, 2006. – 163 с.
7. Белоносова И.В. Музыкальное краеведение в начале XXI столетия // Приволжский научный вестник. 2015. – №4-2 (44). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-kraevedenie-v-nachale-xxi-stoletiya (дата обращения: 26.01.2022).
8. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 2016. – №3. – С. 57-59.
9. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 2020. – С.77-83.
10. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. – 2017. - №3. – С.48-49.
11. Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н. // Детский сад от А.до Я. – 2019. – № 6. – С. 101-103.
12. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.
13. Головко С.И. Информационное ориентирование в области литературного краеведения // Библиография. – 2016. – № 4. – С. 45-52.
14. Иванов П.В. Современное школьное краеведение / П.В. Иванов // Советская педагогика. – 2020. – № 10. – С.27-30.
15. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С. Иванова. – ЦГЛ. Москва. – 2019.
16. Кузнецова, М.А. Творчество как атрибут человеческого бытия: автореф. дисс. докт. филос. наук / М.А.Кузнецова. – Волгоград, 2012. – С.2-13.
17. Курашова В. Методика экологического воспитания средствами фольклора / Курашова В.// Дошкольное воспитание. – 2019. – № 12. – С. 108-111.
18. Лярский П.А. Краеведение: учеб. пособие / П. А. Лярский. – Минск: Высшая школа, 2020. – 215 с.
19. Меджидов С. Г. Краеведческая работа в школе / С. Г. Меджидов // География в школе. – 2018. - № 5. – С. 21-36.
20. Моисеева Т. Ю. Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2019. – С. 56-59. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3296/ (дата обращения: 26.01.2022).
21. Молодцова З.В. Экология в начальных классах / З.В. Молодцова // Начальная школа. – 2017. – № 4. – С.69-70.
22. Смирнов В. И. Краеведение — важное средство воспитания учащихся / В. И. Смирнов // Школа и производство. – 2020. – № 4. – С. 9-33.
23. Сэротэтто В.И. Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве / Сэротэтто В. И.// Методист. – 2019. – №4. – С. 60-68.