Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Творческо-конструкторская деятельность это одно из важных направлений развития у детей школьного возраста. Ни для кого не секрет, что творческие навыки необходимы практически во всех областях жизнедеятельности человека. Творческо-конструкторской деятельности отводиться важная роль в научной и образовательной областях, в сфере развлечения и коммуникативной сфере.
Таким образом, перед современными образовательными учреждениями поставлена задача, помочь сформировать и развить творческие способности обучающихся, удовлетворить их индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, не забывать о формировании культуры безопасного и здорового образа жизни, укреплять их здоровье, а также на организацию их свободного времени. Большое значение в этом отводится учреждениям дополнительного образования детей. В отличие от школьного образования, учреждения дополнительного образования позволяет реализовать досуг школьников в разнообразных областях, в том числе в творческо-конструкторской деятельности.
Одним из направлений кружковой деятельности в учреждениях дополнительного образования является художественная обработка металла. Такой вид прикладной деятельности, как художественная обработка металла, также может выступать в качестве средства развития творческо-конструкторских способностей учащихся, учений и навыков в творческо-конструкторской деятельности. Из- за недостатка методической литературы преподавание этого вида обработки материала затруднено. Отдельным видам металлообработки посвящено исследование А. С. Хворостова, в работе В. Ф. Григорьева детально рассматривается граверно-медальерное искусство в системе подготовки студентов художественно-графических факультетов.
Таким образом, выбранная тема исследования «Организация творческо-конструкторской деятельности в учреждениях дополнительного образования на примере кружка по художественной обработке металла» является актуальной и требует всестороннего изучения.
Цель исследования – изучить особенности творческо-конструкторской деятельности в учреждениях дополнительного образования на примере кружка по художественной обработки металла.
Объектом исследования является творческо-конструкторская деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Предметом исследования является особенности творческо-конструкторской деятельности в учреждениях дополнительного образования на примере кружка по художественной обработки металла.
Вопросам технологического образования, его теоретическому обоснованию и методическому обеспечению посвящены работы ученых П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко, О.А. Кожиной, С.Н. Полякова и других.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в практике педагогов дополнительного образования и служить основой для поиска новых педагогических решений проблемы организации творческо-конструкторской деятельности школьников в современной практике дополнительного образования.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования творческо-конструкторской деятельности в учреждениях дополнительного образования
1.1 Творческо-конструкторская деятельность: определение, виды и структура
Для понимания, что такое творческо-конструкторская деятельность необходимо уточнить понятия «творчество», «конструирование», «деятельность».
В «Новом словаре русского языка» Ефремовой Т. Ф. под ТКД понимается «человеческая деятельность, которая направлена на формирование ценностей – материальных и духовных, а так же то, что является результатом данной деятельности» [5, с. 432].
Деятельность – это активность человека, направленная на достижение результата, связанного с удовлетворением его потребностей, а том числе и его интересов, либо на выполнение его обязанностей для общества и государства. Без неё невозможна человеческая жизнь, так как в процессе деятельности человек познает окружающий мир.
Творческий процесс – созидательная деятельность, в процессе которой появляются качественно новые материалы, культурные или духовные ценности. В основе творческо-конструкторской «деятельности лежат умения из различных элементов создавать их новое построение, комбинировать их в новых сочетаниях»[2, с.432].
«Конструирование - вид творческой деятельности, когда возникает образ еще не существующего предмета, после чего человек пытается воплотить его в реальность, создавая объект из подходящих материалов» [7, c.125].
Некоторые авторы отмечают что, «творческо-конструкторская деятельность может быть определена как конструирование с элементами творчества, конструкторское решение с преодолением противоречия» [16, c.23].
Структура творческо-конструкторской деятельности включает в себя три вида деятельности – модернизационный, рационализаторский и поисково-операциональный.
Модернизационный – инновационная деятельность школьников, которая является процессом совершенствования их знаний, в связи с изменениями в условиях и требованиях.
Рационализаторский – инновационная деятельность, которая повышает эффективности обучения, за счёт методов организации деятельности школьников.
Поисково-операциональный – поисковая деятельность школьника и проявляется непосредственно в деятельности обучающимся, из-за чего считается основой ТКД.
Анализ структуры творческо-конструкторской деятельности позволяет определить творческо-конструкторскую деятельность как одну из важных видов деятельности, относительно самостоятельного и интегративного вида деятельности обучающихся.
Формирование опыта творческо-конструкторской деятельности у школьников в системе образования, по моему мнению, это процесс самореализации обучающихся, развития творческих способностей и качеств личности в практической части деятельности.
В любой деятельности школьника начинают формироваться способности. Творчеству нужно обучать, создавая для этого проблемные ситуации, которые могут заставить учеников применять полученные до этого знания, и мгновенно предложить разные решения.
Для успешного формирования опыта творческо-конструкторской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования, необходимо знать условия организации этого процесса.
Условиями формирования творческо-конструкторской деятельности обучающихся являются:
― развитие технического мышления и его элементов (мотивационный, оперативный, декодирование, понятийный, образный, практический, рефлексивный), то есть развитие интереса к конструированию.
Интерес к конструированию – это позитивное отношение к той или иной технической деятельности.
― ситуация успеха;
Организация ситуации успеха должна привести к радости детей, то есть они должны получить удовольствие от обучения, поверить в собственные силы, начать стремиться к новым рубежам, преодолевая трудности.
― свобода творчества;
Формирование творческо-конструкторской деятельности в значительной степени связано с созданием учителем реальной свободы (думать, чувствовать, быть собой) проявлений творчества и индивидуальности у школьника, а так же заставляет открыться с другой стороны и начать манипулировать понятиями, образами, и даже материалами [17].
― предоставление самостоятельности.
На занятиях предоставить ученикам свободу в выборе их деятельности, способах выполнения работы, продолжительность деятельности над каким-либо одним делом и т.д.
Обязательно нужно использовать для формирования ТКД творческо-ориентированные формы обучения [10]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баматова, К.Д. Педагогические условия включения студентов в художественно-конструкторскую деятельность: автореферат дисс. … канд. пед. наук / К.Д. Баматова. - Махачкала., 2008. – 25 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: монография / Д. Б. Богоявленская. - М.: ИД «Федоров», 2009. - 414 с.
3. Буркат, Г. К. Серебрение, золочение, палладирование и родирование / Г. К. Буркат. - Л.: Машиностроение,1984.
4. Галагузова, М. А. Творческо-педагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства / М.А Галагузова., Э.Р. Гайнеев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С.252-257.
5. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – С. 432.
6. Научно-методическая разработка (Художественная обработка металла) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zavuch.info/methodlib/378/35606/ (дата обращения 25.01.2022).
7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012. – C. 348.
8. Разина, Т. М. Русский художественный металл / Т. М. Разина, И. М. Суслов, Е. Н. Хохлова. – М., 1958.
9. Сергеев, Б. Чеканка по меди / Б. Сергеев. – Ташкент, 1960.
10. Симоненко, В. Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во БГПУ им И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», - 1999. - 230 с.
11. Тельтевская, Н. В. Психолого-педагогические факторы развития творческо-конструкторской активности студентов / Н. В. Тельтевская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – № 3. – С. 301–306.
12. Фиров, А. В. Художественная обработка металлов / А. В. Фирова. - М., 1976.
13. Фрелов, А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металла / А. В. Фрелов. - М., 2000.
14. Хотунцев, Ю. Л. Проектирование изделий / Ю. Л. Хотунцев, О. А. Куревила. – М.: Просвещение, – 2008. – 726 с.
15. Художественная обработка металла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muzey1355.narod.ru/metall.HTML. (дата обращения 25.01.2022).
16. Царегородцева, А. В. Сущность и понятие творческо-конструкторской деятельности студентов / А. В. Царегородцева // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – Т. 15. – № 2(17). – Ч. 2. – С. 407–408.
17. Макарова, Е. А. Развитие художественно-конструкторских способностей старшеклассников в элективном курсе профильного обучения: автореферат. дисс. …канд.пед. наук / Е.А. Макаренко. - М. 2009. – 24с.