Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение………………………………………………….……………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАННЕЙ
ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
В РАЗВИТИИ……………………………………………………………5
1.1.Общие вопросы психолого - педагогической
диагностики, профилактики и коррекции
нарушений в развитии………………………………………………..…5
1.2. Первичное выявление детей с отклонениями
в развитии с использованием педагогического наблюдения………..14
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ
И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ………………….23
2.1.Психолого-педагогические методы профилактики
и коррекции отклонений в развитии детей…….……………………23
2.2.Методы опосредованной коррекции и профилактики
личностного недоразвития в дошкольном возрасте
и анализ результатов этапов исследования………………………….30
Заключение………...……………………………………………..…….38
Список использованной литературы…………………………..……..40
Приложение 1: Методика Лего – обследование
с последующим анализом возникших ситуаций….………….………43
Приложение 2:Развивающее занятие с элементами тренинга
для детей с ОВЗ…………………………………………………………48
Приложение3: элементы психолого-педагогической
диагностики, необходимые для работы с детьми
группы риска и используемые анкеты – измерители………………..51
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Неуклонно растет число детей с отклонениями в развитии. Наблюдается увеличение разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно среди детей и подростков. В специализированной психолого-педагогической помощи нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и воспитанники массовых школ и детских садов.
Пограничные формы отклонений проявляются в дефиците внимания, расстройствах эмоциональной сферы, характерологических, поведенческих девиациях и пр. Следствием этого становятся затруднения в формировании различных форм деятельности, прежде всего учебной и нарушение процесса социализации
Увеличение численности лиц с отклонениями в развитии существенно изменило характер отношения к ним со стороны общества. Это стало дополнительным стимулом развития специальной психологии и повысило ее социальную значимость. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в аутизме, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно -фобических расстройствах. Дети с выраженной степенью умственной отсталости нуждаются в особом внимании и заботе. Неадекватные способы взаимодействия родителей с ребенком, неумение наладить эмоциональный контакт и общаться с ним, искажает естественный ход адаптации или социализации ребенка с раннего возраста
Исследования в коррекционной педагогике показывают, что без целенаправленного воспитания невозможно решить проблему включения ребенка в окружающую среду, поскольку не происходит реализации действия пусковых механизмов, направленных на вовлечение проблемного ребенка в социум. Личностное развитие ребенка с выраженными нарушениями интеллекта происходит через тесный эмоционально-личностный контакт со взрослыми и зависит от характера взаимодействия с ним родителей, педагогов, воспитателей, от содержания обучения. Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы работы: «Выявление детей группы риска на нарушения в развитии в раннем возрасте». Объект - ранняя психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушений в развитии. Предмет - особенности проведения психолого – педагогической диагностики развития детей с ОВЗ. Гипотеза заключается в том, что особенностями организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии будет являться соблюдение принципов раннего выявления детей с проблемами в развитии. Оказание своевременной помощи, использование игровой деятельности, опора на уровень нормального развития, которые характерны для ребенка без психофизических отклонений и владение воспитателем методами, направленными на развитие личности. Целью данной работы заключается выявление особенностей организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии детей.
Задачи:
-проанализировать литературу по теме исследования;
-проанализировать данные, полученные в ходе исследования;
-выявить особенности организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии;
-предложить оптимальные методики ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии детей, апробированные в ходе исследования.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников по исследуемой проблеме; наблюдение, качественные методы, сравнительный анализ полученных данных.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ
1.1. Общие вопросы психолого – педагогической диагностики, профилактики и коррекции нарушений в развитии
Включение в систему специального образования детей с интеллектуальной недостаточностью закрепляет за ними право на получение образования. Это «приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (Конвенция о правах ребенка). Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с выраженными нарушениями интеллекта является дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды.
Специальные исследования эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями интеллекта (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова и др.) обогатили специальную психологию знаниями об этой стороне психического развития ребенка. На современном этапе необходимы новые исследования в этом направлении. В последние годы увеличился процент детей так называемой группы риска, т.е. имеющих биологическую или социальную предрасположенность к нарушению нормального онтогенеза. Одной из важнейших задач специального психолога, особенно в дошкольных образовательных учреждениях любого вида, является выявление скрытых, донозологических, слабо выраженных особенностей развития, выходящих за рамки индивидуальных вариантов нормативной линии возрастного развития и создание условий для их последующего преодоления [8].
Во всем мире расширяются тенденции к включенному обучению, т.е. обучению детей с особыми образовательными потребностями, вместе с нормально развивающимися детьми. Это создание действительно инклюзивного сообщества, где каждый ребёнок сможет чувствовать востребованность своей деятельности. Каждому ребёнку необходимо дать возможность полностью реализовать свой потенциал, приносить посильную пользу обществу и быть его полноценным членом. Вся система коррекционной помощи должна быть направлена на социальную интеграцию и быть направленной на включение детей с ОВЗ в жизнь общества. Образовательная интеграция является частью интеграции социальной. Она рассматривается как процесс воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с обычными детьми. В настоящее время в России используют три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
1.Дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в коррекционных учреждениях I-VIII видов.
2. Интегрированное обучение детей в специальных классах в общеобразовательных учреждениях.
3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
-детей-инвалидов;
-детей с диагнозом умственной отсталости;
- детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
-детей с аутизмом;
-детей с комбинированными нарушениями в развитии.
Проблема интеграции для России не нова. Категория таких детей крайне разнородна и интегрирована в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. В ходе интегрированного обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения и воспитания в соответствии с потребностями ребёнка и заключениями психолого - медико - педагогической комиссии. В образовательных организациях для обучающихся с ОВЗ, педагоги разрабатывают индивидуальные учебные планы. Они включают специальный график обучения для данного лица. Инклюзивное образование это такой процесс обучения и воспитания, когда все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных особенностей включены в общую систему образования. Дети посещают общеобразовательные школы по месту жительства со своими сверстниками без инвалидности и при этом учитываются их особые образовательные потребности. Детям оказывается специальная поддержка и исключаются любая дискриминация детей. Вообще модель инклюзивного образования выстраивается на основе социального подхода, при котором подразумевается, что нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Данный вид образования предполагает принятие учеников с ОВЗ как любых других детей в классе. Предполагается включение их в одинаковые виды деятельности, в групповое решение задач и использование стратегии коллективного обучения. Это участие в играх, совместных проектах, лабораторных исследованиях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алехина, С.А. Золотое сечение: психологическая канва инклюзии
[текст] / сост.: С.А. Алехина, М.Р. Битянова. – М.: 2015. – 18 с.
2. Алехина, С.А. Организация образовательного процесса для детей с
ограниченными возможностями здоровья в детском саду [текст]: сборник
методических рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В.
Алехина. М.: МГППУ, 2014. – 203 с.
3. Афонькина, Ю.А. Технология комплексного психолого-
педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного
возраста [Текст]: методические разработки для специалистов дошкольного
образования / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. – Мурманск,
2010. – 8 с.
4. Бабкина, Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина. – М. : Школьная Книга, 2015. – 136 с.
5. Баряева, Л.Б. Примерная адаптированная основная образовательная
программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Л. Б.
Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. / Под. ред.
проф. Л. В. Лопатиной. – СПб., 2014. – 386 с.
6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе
[Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 289 с.
7. Вильшанская, А.Д. Дифференцированный подход к оценке достижений образовательных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в инклюзивном образовании // Альманах института коррекционной педагогики. 2018. Альманах № 34 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/from-institutionalization-to-inclusive-education-of-children-with-special-educational-needs
(дата обращения 01.02.2022).
8. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева,
Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
9. Самсонова, Е.В. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе [Текст]: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012.– с.34.
10. Самсонова, Е.В. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Текст]: сборник методических рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, 2014. – 203 с.
11. Самсонова, Е.В. Инклюзивное образование. Выпуск 4. [Текст]:
Методические рекомендации по организации инклюзивного
образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга»,
2010. – 240 с.
12. Семаго, Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной
школы [Текст]: учебно-методическое пособие / журнал «Первое сентября». –
М., 2014. – С. 38.
13. Семаго, Н.Я. Создание и апробация модели психолого-
педагогического сопровождения инклюзивной практики [Текст] :
Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.:
МГППУ, 2012. – 156 с.
14. Скибицкий, Э.Г. Комплексный подход как методологическая
основа разработки дидактического обеспечения образовательного процесса в
ВУЗЕ [Текст] // журнал Менеджмент и образование., 2016. – No 1. – С.149-
150.
15. Соловьева, С. В. Проектирование индивидуальных
образовательных программ для детей с ограниченными возможностями
здоровья [Текст]: методические рекомендации / С. В. Соловьева. –
Екатеринбург: ИРО, 2011. – 140 с.
16. Соловьева, С. В. Индивидуальная образовательная программа в
образовательной деятельности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья [Текст]: материалы обл. науч.- практ. конференции
12 февраля 2008 г. / Екатеринбург: ИРРО, 2008. – С. 280 – 283.
17. Соловьева, С.В. Программно-методическое обеспечение индивидуального сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы
Международной научно-практической конференции 2 - 4 июня 2011 г. / под
ред. М.Н. Дементьевой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной; Ряз. гос. ун-т им.
С.А. Есенина. – Рязань 2011. – С. 325 – 328.
18. Соловьева, С. В. Содержательные аспекты разработки и реализации
индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными
возможностями здоровья [Текст]: материалы Всеросс. конф. «Образование
детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы,
перспективы» / С. В. Соловьева – Самара: «Современные образовательные
технологии», 2010. – С. 125-132.
19. Стребелева, Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. Альманах №2 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/rannjaja-diagnostika-umstvennoj-otstalosti
20. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2001 Альманах №4 URL:https://alldef.ru/ru/articles/almanah-4/metodicheskie-rekomendacii-k-psihologo-pedagogicheskomu (Дата обращения 01.02.2022)
21. Коробейников, И.А. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей [Текст] / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25. – №4. – С. 11-22
22. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 192 с. . URL:https://www.litres.ru/i-a-korobeynikov/narusheniya-razvitiya-i-socialnaya-adaptaciya/?lfrom=440781269 (дата обращения 31.01.2022)