Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В образовании детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) формируется новый общественный заказ на инклюзивное
образование ребенка. Инклюзия - это обеспечение гарантий помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, в каком бы виде и форме она им не потребовалась. Учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся ровесники. Основой инклюзивного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья является приобретение образовательного и социального опыта. Главное, это успешность в социализации и формирование социального опыта. В настоящее время система образования плохо и слабо приспособлена к нуждам детей - инвалидов. Общество не готово принять инвалидов как равноправных членов социума. И как результат - это социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Существование всех вышеперечисленных проблем подтверждают актуальность данной работы.
Цель выполнения работы: изучение психолого-педагогических аспектов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях. Объект исследования: психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы психологических проблем
детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Раскрыть психологические особенности детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3. Описать систему работы с детьми с ОВЗ в условиях образовательной организации и провести соответствующий анализ.
Методы исследования: Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; Эмпирические методы: тестирование, анкетирование, комплекс диагностических методик; методы качественной обработки и анализ результатов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
1.1. Психолого-педагогические проблемы детей с ОВЗ
Одной из проблем обучения и развития детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психо - коррекционной помощи в образовательных организациях. Несформированность многих психических функций детей относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Сильно тормозится освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания - сенсорной, моторной и речевой. В период, когда дети начинают посещать дошкольные учреждения необходимо оказание комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными умениями и навыками, что в дальнейшем будет способствовать их адаптации в процессах обучения и развития [2]. Отклонения или аномалии в развитии ребёнка чрезвычайно разнообразны. Детей с задержкой психического развития характеризует низкая трудоспособность, непостоянство памяти, низкое развитие запоминания. Термин «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию
лиц, деятельность которых характеризуется каким-либо ограничениям или
недостатком способности проявлять активность разными способами или в
рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста [16].
Согласно точке зрения автора Т.В. Егоровой, дети с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий
обучения и воспитания. Отмеченная выше тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экологии, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни, обучения и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Для особых детей, имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать специальные условия для того, чтобы ребенок был приспособлен к окружающему миру. Большое количество таких детей социально изолированы от сверстников в силу своего заболевания, и имеют
возможность общения с детьми только в пределах школы или больницы [5].
Л. С. Выготский отмечал, что желательно включать детей с
ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую
деятельность, направленную на налаживание детского умения.
По классификации, которую предложили В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов
различаются следующие группы детей с нарушениями в развитии:
- дети с нарушением слуха;
-дети с нарушением зрения;
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
-дети с соматическими заболеваниями;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением опорно - двигательного аппарата;
-дети с расстройствами раннего детского аутизма.
Память таких детей отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Наиболее страдает вербальная память. Значительное своеобразие можно отметить в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на высоте наглядных форм мышления, может возникнуть трудность в формировании сферы образов - представлений. Многие исследователи подчеркивают трудность создания целого из собранных частей и выделения этих частей из целого, помимо этого, может возникнуть трудность в пространственном оперировании образами [11]. У детей с ОВЗ отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.
Большое количество детей склонны к конфликтному или избегающему
методу взаимодействия. Дети предпочитают общаться с детьми
младше их, в силу того, что группа сверстников, с которыми они могут
контактировать, устанавливать взаимоотношения, может вызывать у них
тревогу. У них чаще преобладают ситуативно - деловые формы общения,
основывающиеся на предметно - практических операциях. В дошкольном возрасте у детей с ОВЗ выявляется отставание в развитии общей и ручной и мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность, выносливость, гибкость, координация. Почти у всех дошкольников отмечаются признаки недоразвития двигательного анализатора - нарушения в координации движений. При ходьбе и беге они избыточно подвергают напряжению мускулатуру тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Они длительное время не могут обучиться прыгать на одной ноге (при прыжках держатся за опору: край стола, стула, за руки взрослого), перепрыгивать с места на место на двух ногах [1]. Дети ощущают огромные трудности в повторении последовательности действий (например, поднять руки над головой, на плечи, опустить вниз), хотя сами действия в отдельности выполнить в состоянии. У дошкольников данной категории не выработан самоконтроль, поэтому они не обнаруживают неправильного выполнения действий. Они считают, что всё делается правильно и чётко. У всех детей отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, мышечная сила, скорость, выносливость. Наиболее неразвита у детей данной группы моторика кистей и пальцев рук, заметно дефективное развитие мелкой моторики рук. В связи с этим затруднено развитие навыков письма. Технические способности в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании выработаны болезненно. Большинство детей данной категории не могут правильно держать карандаш, кисточку (держат в кулаке или задействованы только четыре пальца). Не понимают когда нажимать с большей силой, когда с наименьшей (при рисовании линии могут быть мало заметными или дети настолько сильно нажимают на карандаш, что он ломается или рвет бумагу). Не чувствуют и не контролируют свои силы, с трудом умеют пользоваться ножницами. Жестких двигательных расстройств у детей нет, но, тем не менее, физическое и моторное развитие ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Для детей с ОВЗ присуща рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности [3]. Для них свойственна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители порождают огромное торможение выполняемой ими работы и повышают число ошибок. Особенно сильно эти негативные результаты сказываются в том случае, если отвлекающим фактором выступает речь. Дошкольникам данной категории выполнять задания лучше в абсолютной тишине, чтобы не было ни посторонних разговоров, звуков. Часто наблюдается проявление инертности. Ребенок с большим усилием переходит с одного задания на другое. Мало выработано умение к произвольной регуляции деятельности и поведения и как результат этого - нелёгкости при выполнении заданий учебного типа. Определено, что подобное состояние внимания сильно влияет на работоспособность ребенка. Многочисленное количество случаев, когда из-за неопытности и неумения управлять своим вниманием, из-за его несформированности, ребенок ощущает затем трудности в школе.
Одним из обстоятельств наилучшей учебной деятельности ребенка обнаруживается его умение к сосредоточенности внимания. Сенсорное развитие таких детей различается качественной оригинальностью. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, односторонность, эпизодичность знаний детей об окружающей действительности, о себе и своем мире. Развитие образов окружающего мира реализовывается на принципе возможности испытывать отдельные элементарные свойства предметов и явлений. А поскольку у детей с ОВЗ каких-либо нарушений на фоне органов чувств не имеется, ощущения эти довольно точны. Тем не менее, восприятие не сдвигается к сумме отдельных ощущений. Развитие полного образа предметов - это итог трудного согласования ощущений, относящихся к разным органам чувств и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Обнаруживается это в том, что дети испытывают трудности в распознании предметов, находящихся в непривычном ракурсе [9]. Ощущают затруднения при необходимости распознать предметы на контурных или схематических изображениях, когда изображение предмета изображено одной линией, силуэтом или пунктиром. Ребенок за определенное время воспринимает меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Отставание развития зрительного восприятия ведет к трудностям в освоении чтения, нарушению различения сходных по написанию букв и цифр. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с запозданием, и долгое время оказывается неполноценным. С недоразвитием пространственной функции связаны трудности в овладении знаниями и навыками по сложению, чтению и письму, где важно различать расположение элементов. Затруднена ориентировочно - исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качества предметов. Дошкольникам с ОВЗ требуется большее количество практических проб при решении наглядно-практических задач. Сенсорный опыт детей данной категории долго не обобщается и не закрепляется в слове. Присутствуют ошибки при назывании признаков
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л. И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с
ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; подобщей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями [Текст] / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – Москва:
ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
4. Большакова, Ю. В. Психолого-педагогические особенности
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивном образовательном пространстве [Текст] / Ю. В. Большакова. – Москва: Педагогика, 2002. – 349 с.
5. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями [Текст] / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева,
Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2005. – 247 с.
6. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному
образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] /
П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – No 3. –
С. 35-39.
7. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
8. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика [Текст] / Под ред.
В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ
МарТ; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
9. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития:
особенности речи, письма, чтения [Текст] / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер,
С. Г. Шевченко. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
10. Косачева, Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Косачева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 10 (352). - С. 162-164. - URL: https://moluch.ru/archive/352/78990/. https://moluch.ru/archive/352/78990/ (дата обращения: 29.01.2022).
11. Лебединская, К. С. Задержка психического развития [Текст] /
К. С. Лебединская. – Москва: Педагогика. – 2007. – 280 с.
12. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья: основные положения [Текст] / Н. Н. Малофеев // Российская академия
образования. – Москва, 2008.
13. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – Санкт–Петербург: Речь, 2004. – 220 с.
14. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе:
проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /
Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два
комсомольца, 2012. — С. 141-143.
15. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/А. М. Прихожан.- Текст: непосредственный // Питер- СПб, 2009, 119 стр. https://юс123.рф/wp-content/uploads/2019/06/Psihologiya-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast-.pdf (дата обращения: 30.01.2022).
16. Психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной, А.М.
Прихожан и др. М.: Деловая книга, 2000. - 176 с.
17. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья [Текст] / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
18. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие [Текст] /
М. С. Староверова. - Москва: Владос, 2011. - 167 с.
19. Трушина, С. Н. Детская тревожность / С. Н. Трушина. - Текст непосредственный // Проект «Инфоурок», 2020. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/04/15/detskaya-trevozhnost (дата обращения: 29.01.2022).
20. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклонений
развития детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. М. Шпицина. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 92 с.