Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, создание условий для формирования нового типа образования, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
Информационные технологии, являясь универсальным средством обучения, позволяют не только формировать знания, навыки и умения обучаемых, но и развивать личность каждого ребенка, удовлетворять его познавательные интересы и повышать мотивацию к обучению. Поэтому сегодня, как никогда, необходимо, чтобы каждый учитель мог готовить и проводить уроки с использованием ИКТ-технологий, которые являются одним из средств достижения нового качества образования, отвечающего главной задаче современной российской образовательной политики.
Использование ИКТ-инструментов в структуре урока технологии повышает интерес к предмету в целом и к отдельно изучаемой теме, помогает сделать урок более понятным, разнообразить формы работы и деятельности учащихся, активизировать их внимание, способствует рациональному использованию учебного времени, позволяет учителю повышать свою профессиональную компетентность, управлять учебной деятельностью и контролировать результат усвоения учебного материала, а обучающимся - раскрывать и расширять свой творческий потенциал.
Одним из основополагающих принципов развития современной систе-мы образования в России, направленных на обеспечение максимально воз-можной степени его индивидуализации, является принцип вариативности об-разования. Реализация этого принципа проявляется в различных способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разно-видностях учебных курсов (обязательные, элективные и факультативные), в дифференцированно применяемых методах и организационных формах обу-чения и др. Так, одной из значимых форм предоставления учащимся вариа-тивных образовательных услуг и возможности выбора образовательной тра-ектории является профилизация старшей ступени школы.
Однако, как показывает практика, возможности применения в школь-ном образовании принципа вариативности используются не в полной мере. В частности, блочно-модульная структура содержания образовательной обла-сти «Технология» позволяет при определенных педагогических условиях ре-ализовать вариативный личностно ориентированный подход в технологиче-ской подготовке учащихся, предполагающей их ознакомление со всеми ос-новными сферами деятельности (человек - природа — техника - знаковая си-стема — художественный образ - человек) и выбор одной из них для углуб-ленного освоения. Это особенно важно еще и потому, что технологическое образование, которое охватывает все ступени школы, является в то же время фактически единственным учебным предметом, непосредственно имеющим практическую направленность, а значит, способным решать задачи практико¬ориентированной подготовки школьников.
Вместе с тем, как показывают исследования, в массовой школе эти возможности технологического образования во многом остаются нереализо-ванными, а технологическая подготовка учащихся обычно сводится к освое-нию ремесленного, часто ручного труда, не актуального для современного школьника. В результате этого выпускники школ часто оказываются негото-выми к самостоятельной практической деятельности, испытывают значи-тельные трудности в определении своего места в жизни.
Немаловажной причиной такого положения дел является объективно обусловленная ограниченность большинства российских школ в необходи-мых материально-технических и кадровых ресурсах, которые позволили бы реализовать декларируемые цели технологического образования.
С этой точки зрения концептуально важной становится проблема вы-бора оснований вариативности технологического образования, которая, в соответствии с современными требованиями, должна, с одной стороны, от-ражать структуру современной технологической среды, основные технологи-ческие сферы, определяющие развитие общества, а с другой - обеспечивать условия для творческого развития учащегося.
Однако, существует ряд трудностей применения ИКТ-технологий в технологическом образовании:
• Отсутствие достаточного материально технического обеспечения в некоторых школах;
• Низкий уровень сформированности ИКТ-компетенций педагогов;
• Отсутствие методических разработок по использованию ИКТ для проведения диагностики практических умений и знаний, обучающихся в технологическом образовании.
Перечисленные трудности обуславливают актуальность нашего исследования.
Цель работы: исследование возможностей применения ИКТ с целью диагностики практических умений и знаний, обучающихся в технологическом образовании.
Объект исследования: использование средств ИКТ в вариативности технологического образования школьников.
Предмет исследования: возможности использования ИКТ для диагностики практических умений и знаний.
Сформулированные цель, объект и предмет исследования обусловили следующие его задачи:
1) изучение сущности ключевого понятия исследования: «информационно-коммуникационные технологии»;
2) рассмотрение возможностей использования ИКТ в технологическом образовании;
3) анализ достоинств и недостатков использования ИКТ в современном образовательном процессе;
4) анализ педагогических технологий использования ИКТ для диагностики практических умений и знаний обучающихся, используемых учителями технологии;
5) оценка эффективности дистанционных форм обучения в технологическом образовании;
Гипотеза исследования: использование ИКТ технологий в технологическом образовании, в том числе для диагностики практических умений и знаний обучающихся, способствует эффективной подготовки обучающихся в области технологического образования.
Решение перечисленных выше задач определило выбор методов исследования: анализ научно-педагогических источников по проблеме исследования, изучение сущности ключевого понятия исследования, анализ особенностей и условий применения ИКТ технологий в технологическом образовании, анализ опыта использования ИКТ учителем по предмету «Технология».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ В ВАРИАТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Специфика применения ИКТ в образовательном процессе по Технологии
Обучение технологии в школе – это первый шаг в обучении операторов и инженеров. В то же время следует отметить, что технологическая грамотность человека, основы которой осваивают студенты, изучающие инженерное дело в школе, необходима любому человеку в будущем, независимо от выбора профессии. Подготовка потенциальных кадров для решения научно-практических задач нашей страны должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и профессиональных вузах. Именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий [1].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 28.04.2021).
2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»
3. Долинер, Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты : монография Текст] / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 344 с.
4. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
5. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4.
6. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://projectobrazovanie.ru (дата обращения: 25.04.2020)
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.
8. Приказ Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации от 29 мая 2014 года N 785 (с изменениями на 7 апреля 2020 года) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420201089 (дата обращения: 20.04.2020)
9. Проект концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docplayer.ru/30132939-Koncepciya-razvitiya-edinoy-informacionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-rossiyskoy-federacii-vvedenie.html (дата обращения: 25.04.2020)
10. Пегов А.А., Пьяных Е.Г. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе/ Краткий курс лекций, 2010 г.
11. Преподавание технологии в условиях реализации ФГОС: сборник выступлений учителей технологии на региональном семинаре. Воронеж, ВИРО,17 ноября 2016 г. /[сост. и общ. ред. С.Н. Кашкин].– Воронеж: ВИРО, 2016. – 228 с.
12. Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Карпакова В.А. Методика обучения предметной области “Технология”: учеб.пособие для студ.вуза. Часть II.// В.Н. Саяпин, В.А. Карпакова. - Саратов: ИЦ “ Наука”, 2017. 80 С.
13. Саяпин В.Н., Саяпин Н.В. Методика обучения предметной области “Технология”: учебно-методическое пособие для обучающихся вузов// В.Н. Саяпин, Н.В. Саяпин - Саратов: 2015 - Часть I 86 С.
14. Спиридонова, Е.А. Профилактика утомления как ведущий фактор гигиены труда школьника. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и экологии». Сборник научных трудов. Под ред. Проф. Пузырева Н.М. Тверь: ТвГТУ, 2015. 644 с. 465-468 с.
15. Стебунова С.Ф. Использование графического редактора Biserhelp на занятиях по декоративно- прикладному творчеству.//Информатизация учебного процесса и управление образованием Сетевые и Интернет-технологии. Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции. Воронеж,2006
16. Стариченко Б.Е., Мамонтова М.Ю., Слепухин А.В. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 3. Компьютерные технологии диагностики учебных достижений. Учебное пособие [Текст] / Под ред. Б.Е. Стариченко / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. – 179 с.
17. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. «БВХ-Петербург»,2003
18. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы; Проект концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docplayer.ru/30132939-Koncepciya-razvitiya-edinoy-informacionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-rossiyskoy-federacii-vvedenie.html (дата обращения: 25.04.2020)
19. Шлычкова ВВ. Информационно-коммуникативные технологии и преподавание предметов гуманитарного цикла.//Компьютерные учебные программы и инновации №6, Москва, 2008
20. Аблакотов А.А., Епанешников В.В. Применение ИКТ на уроках технологии – фактор повышения активизации познавательной деятельности // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 12-13;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32908 (дата обращения: 30.01.2022).