Фрагмент для ознакомления
2
Как известно, речевая деятельность находится на особом положении в системе психологических процессов людей. Выступая как фундамент мышле-ния и регулятор поведения, она исполняет социальную функцию, обеспечи-вающую адаптацию людей к окружающей среде. Волкова Г.А полагала, что нарушения в речевой деятельности могут обладать негативными последстви-ями, которые выходят за рамки социального и психологического дискомфор-та [12].
Вопрос нарушений чтения у детей дошкольного возраста является од-ной из самых актуальных. Воеводина Е.С. считает, что расстройства в данной сфере сказываются отрицательным образом на школьную адаптацию детей, на весь процесс обучения, на формирование личности и особенности всего пси-хологического развития ребенка [11].
Филичева Т.Б. говорит на то, что преодоление тяжелого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста выступает в роли одного из ак-туальных проблем современной логопедии. Это объясняется ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа обладает большим значе-нием в деле предупреждения неуспеваемости детей в школе. Дошкольный возраст - это самый сензитивный возраст к развитию и коррекции речи [24].
Гаркуша, Ю. Ф. указывал на то, что профилактика нарушений чтения в логопедии у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелое недоразвитие речи выступает как одно из самых актуальных направлений работы, направ-ленной на коррекцию речи в системе специального дошкольного образования [14].
Анализ исследования, направленный на выявление причин владения чтением детьми старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелое недораз-витие речи у дошкольников 6-7-летнего возраста, которое проведено Бенило-вой С. Ю. показывает, что больше половины детей старшего дошкольного возраста не являются готовыми к началу школьного обучения и, значит, оче-видно обречены на неуспеваемость по русскому языку [8].
При учете всего вышесказанного, можно считать тему данного иссле-дования «Формирование предпосылок смыслового чтения у старших до-школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)» актуальной.
Нарушения письменной речи, а конкретно процесс чтения изучают давно, но до настоящего момента они являются одной из самых актуальных проблем в логопедии.
Цель исследования: выявить эффективность логопедической работы по формированию предпосылок смыслового чтения у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Объект исследования: состояние предпосылок к овладению смысло-вым чтением у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования: процесс формирования предпосылок смысло-вого чтения у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на ло-гопедических занятиях.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической лите-ратуры изучить проблему формирования предпосылок смыслового чтения у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
2. Опытно-экспериментальным путем исследовать особенности сфор-мированности предпосылок смыслового чтения у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Разработать комплекс логопедических занятий по формированию предпосылок смыслового чтения у старших дошкольников с тяжёлыми нару-шениями речи.
Методы исследования, использованные для решения поставленных за-дач:
– теоретические методы: анализ теоретических источников по пробле-ме исследования;
– эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, бе-седа, метод рисунка;
– методы количественного и качественного анализа результатов.
База исследования: Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение детский сад «Золушка» города Ясный, Оренбургской области.
Глава 1 Теоретические основы изучения предпосылок смыслового чтения у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи на логопедиче-ских занятиях
1.1 Современные представления о проблеме формирования предпосылок смыслового чтения у старших дошкольников
С психофизиологической точки зрения, как считают Лурия А.Р. [20], Исаев Д.Н. [16], и Цветкова Л.С. [22], нарушения чтения обусловлены не-сформированностью оптико-моторного и сенсо-акустико-моторного уровней, не имеющих полноценное межанализаторное взаимодействие.
Как определил Лурия А.Р., чтение является одной из важных и слож-ных форм речевой деятельности людей, которая исполняет социальные и пси-хологические функции. В данное время чтение рассматривают в роли одной из высочайших умственных способностей, в качестве целенаправленной дея-тельности, обладающая возможностью менять взоры, воздействовать на по-ведение, воссоздавать опыт, совершенствовать личность и усилить осознание, [20].
В акте чтения принимают участие речедвигательный, зрительный, ре-чеслуховой анализаторы. В базе данного процесса, по мнению Ананьева Б.Г., находятся «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и времен-ных связей двух сигнальных систем» [2].
Как полагает Лалаева Р.И., овладение чтением находится в зависимо-сти от сформированности у детей: [19],
- фонематического анализа;
- пространственных представлений;
- фонематического восприятия (дифференциация фонем);
- зрительного мнезиса (запоминание букв).
- зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв);
Процесс чтения содержит в себе следующие операции:
- восприятие графических образов слов;
- перевод графических форм в звуковые;
- понимание прочитанного.
Егоровым Т.Г. выделены следующие четыре ступени овладения эле-ментами чтения:
1) владение звуко-буквенными обозначениями;
2) чтение по слогам;
3) появление синтетических типов чтения;
4) синтетическое чтение [17].
Каждую их указанных ступеней можно характеризовать качественны-ми особенностями, своеобразием, определенной психологической структу-рой, своими трудностями, приемами и задачами в их овладении.
Трудные процессы овладения звуко-буквенными обозначениями наступают с познанием звуковой стороны речи, с выделения и различения звуков речи, так как звук не считается названием буквы, а наоборот, буква яв-ляется знаком, символом, обозначением речевого звука.
После усвоения буквы, дети читают слоги и слова с ней. Егоров Т.Г. при разборе особенностей слияния звуков ребенка отмечал, что ребенок дол-жен произвести переход от обобщенного изолированного звучания к тому звучанию, которым звук обладает в потоке речи, т.е. произносить слог так, как он звучит в устной речи. «Основная трудность слияния звуков заключает-ся в необходимости преодолевать типовое звучание отдельно взятых звуков при сочетании их в слоги и воплотить перевод типового звучания в звуки жи-вой речи» [17, с. 58].
В целях преодоления проблем слияния звуков в слоги важно форми-ровать у ребенка не только простое умение выделять и различать звуки, но и отчетливые представления о звуковом составе слова устной речи, слога, т.е. необходим достаточный уровень в фонематическом развитии.
Понимание прочитанного таким образом, происходит только в тех случаях, если дети знают значение каждого из слов, понимают связи между ними, существующие в предложениях.
Фрагмент для ознакомления
3
. Алексеева, А. Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ТНР) к овладению письменной речью /
А. Е. Алексеева. - URL.: http://www.dissercat.com/content/podgotovka-detei- starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi-onr-k-ovladen
2. Ананьев Б. Г.. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1. – 2007. - Издательство СПбГУ
3. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с ТНР : дис. ... канд. пед. наук : 11.00.03 / Ж. В. Антипова ; Моск. психол.-социал. ун-т. - Москва, 2016. - 174 c.
4. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ТНР / Н. Е. Арбекова. - Москва : ГНОМ и Д, 2019. - 80 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2018. - 319 с.
6. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитие речи / Г. В. Бабина, А. Е. Шарипова. - Москва : Сфера, 2020. - 96 с.
7. Бардышева, Т. Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ТНР / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий, 2017. - 280 с.8. Бардышева, Т. Ю. Тетрадь логопедических за-нятий : подгот. к шк. группа / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий, 2019. - 128 с.
8. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этио-патогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович ; Моск. психол.-социал. ун-т. - Москва : МПСУ, 2014. - 530 с.
9. Большой энциклопедический словарь / ред.-сост. А. М. Прохоров. - Москва : Большая Рос. энцикл., 2019. - 1456 с.
10. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте : пособие для педа-гогов : для занятий с детьми 3-7 лет / Н. С. Варенцова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 112 с.
11. Воеводина, Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте / Е. С. Вое-водина // Школьный логопед. - 2018. - № 6. - С. 20-26.
12. Волкова, Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематиче-ской сторон речи дошкольников / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТ-СТВО- ПРЕСС, 2019. - 144 с.
13. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2006 г. – 468 с.
14. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи : метод. рекомендации для воспитателей / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : Коррекция, 2020. - 69 с.
15. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: - М., 1979. - c. 193-207.
16. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 463 с.
17. Егоров Т.Г. Психология. - Москва : Скрипторий, 2016. - 328 с.
18. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - Москва : Сфера, 2017. - 424 с.
19. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил.
20. Лурия A.P. Маленькая книжка о большой памяти
// Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б.
21. Спирова Л.ф. Недостатки чтения у детей и пути их преодоления. - Моск. психол.-социал. ун-т. - Москва, 2016. – 278 c.
22. Цветкова Л.С.Методика нейропсихологической диагностики детей. - Москва: Сфера, 2018. -236 с.
23. Цуканова, Бетц: Учим ребенка говорить и читать. 1 период обучения
Издательство: Гном, 2017 г.
24. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недо-развитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитате-лей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993