Фрагмент для ознакомления
2
Необходимым условием модернизации системы российского образования
является повышение образовательного уровня педагогов и формирования
педагогических компетенций, которые соответствуют всем нормативным требованиям. В связи с повышением внимания к данной проблеме возникает вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов. Именно поэтому необходимо определить систему материальных и нематериальных стимулов для сохранения в школе наиболее талантливых учителей и пополнения школ новыми кадрами, способными работать в современных условиях. Сегодня наиболее актуально мотивировать педагогических работников к продуктивной деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточностью изучения теоретических и практических аспектов систем мотивации педагогов в сфере общего образования, а также необходимостью их практического использования в образовательных организациях. В данной работе будет рассматриваться система мотивации учителя к педагогической деятельности. Сама система трудовой мотивации педагога призвана реализовывать три основные функции: планирование мотивации, осуществление мотивации и управление мотивационными процессами.
Объектом исследования является процесс совершенствования системы мотивации в системе школьного образования.
Предмет исследования: системная мотивация педагога к его собственной педагогической деятельности.
Цель работы: найти оптимальные пути совершенствования системы мотивации педагогов. Достижение цели предполагается решением следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие системы мотивации педагога
2. Проанализировать современные системы мотивации
3. Оценить элементы системы мотивации учителя к педагогической деятельности
4. Разработать пути совершенствования системы мотивации педагога к собственной педагогической деятельности.
Для реализации поставленных целей и задач в работе были использованы следующие методы исследования: анализ научно – методической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования проблемы
мотивации творческого саморазвития педагога в условиях инновационной деятельности
1.1. Понятийно – категориальный аппарат исследования проблемы
мотивации творческого саморазвития педагога
В научной литературе сегодня представлено достаточно большое количество определений понятия мотивация. К. Дэвис и Д. Ньюстром определяют мотивацию как силу побуждения индивида к действиям, определяемую как произведение его желаний, ожиданий и инструментальности.
В.А. Спивак определяет понятие мотивация как структура, система мотивов деятельности и поведения субъекта. В.В. Травин, В.А. Дятлов определяют мотивацию труда как стремление работника получить определенные материальные блага, удовлетворять свои потребности при помощи собственного труда [2]. Система профессиональной мотивации должна быть ориентирована на обеспечение непрерывного совершенствования стимулирования труда педагогов. Наиболее актуальным на данный момент является вопрос формирования мотивации субъектов образовательного процесса.
Это обусловлено той важной миссией, которую выполняет
педагог, обучая поколение современных детей, с другой стороны, этого
требуют новые социально-экономические условия развития страны и
процессы модернизации российского образования. Вопросы мотивации труда педагогов освещались учеными в различных аспектах. Применимо к проблеме мотивации трудового поведения педагогов (А.Б. Бакурадзе, В.Г. Асеев, В.В. Гузеев, А. Маслоу). Применимо к проблеме управления процессом (Н.Н. Вересов, Е.П. Ильин). С позиции основ управленческой деятельности и оценке поведения педагогов в условиях изменений (Ш. Ричи, П. Мартин). С точки зрения проблемы
преодоления сопротивления изменениям (К.М. Ушаков) . Рассмотренные подходы указывают на неоднозначность трактовок данного понятия различными исследователями, что позволяет выделить несколько основных подходов, которые отражают экономическую, социальную, психологическую и управленческую точки зрения. В качестве системы профессиональной мотивации должна рассматриваться социальная система или подсистема общества, основной целью деятельности которой является формирование определенного, исторически обусловленного типа отношения к трудовой деятельности.
Формирование чего либо - это регулярное, усиливающее применение
положительного подкрепления, которое по мере того как индивид
приближается к желаемому поведению, становится более интенсивным,
чтобы поощрять достижение целевых образцов повеления [4]. В целом
формирование мотивации трудового поведения работников предполагает
сочетание внешних и внутренних стимулов к направлению их деятельности. Субъекты формирования и использования мотивов достаточно
разнообразны и осуществляют целенаправленную деятельность по
формированию, закреплению и развитию устойчивых побуждений индивида к
определенному действию, обеспечивая становление мотивации на
протяжении длительного времени.
Исследованию мотивации педагогов в последние годы уделялось особое внимание в основном социологами, но мало кто из них смог установить и выявить взаимосвязь между трудовой мотивацией и качеством образования. За основу было взято предположение о том, что в большей степени на мотивацию учителя оказывает влияние чувство причастности к данной работе и желание выполнить ее успешно. Педагог связывает собственные успехи с тем, как он провел тот или иной урок, качество занятия, ценность самой работы [3]. Мотивация педагогов часто изучается со стороны их отношения к определенной
методике обучения, что определяет заинтересованность учителя в ее
применении в обучении. Вместе с тем, ученые-психологи (А. Алферфер, Д. Маккеланд, А. Маслоу, К. Роджерс) полагали, что мотивация определяет исходные мотивы деятельности человека. Мотивы трудовой деятельности выступают как причины, которые определяют его поведение в процессе труда, реализуя ряд функций. По мнению отечественных психологов, к мотивам, побуждающих работников трудиться, относятся: возможность получения материального вознаграждения, увлеченность работой, осознание значимости и важности выполняемой работы. А так как мотивационные побуждения определенного человека могут сильно различаться, то в большинстве случаев они являются результатом воздействия культурной среды [13]. При этом возникают различные мотивационные стереотипы, характерные для людей, проживающих в похожих условиях, которые и создают образцы мотиваций. Помимо этого, у людей в разные периоды жизни, в зависимости от таких факторов, как, например, воспитание формируется собственная точка зрения на перспективы собственной деятельности.
В целом, вся профессиональная деятельность человека определена существующими у него потребностями, которые он стремится удовлетворить. В психолого - педагогической литературе имеется множество различных подходов к
классификации ожиданий и потребностей, определяющих трудовую
деятельность человека. Изучение трудового поведения педагога не представлялось бы таким сложным, если бы его действия в определенной ситуации были бы результатом отдельно взятой потребности, но такое случается весьма редко. Потребности всех типов влияют друг на друга таким образом, что мотивация человека в отдельно взятый момент является комбинацией множества
различных сил [5].
В психике человека параллельно развиваются высшие и низшие потребности, которые комплексно управляют его поведением, что в свою очередь, означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого уровня, невозможно. Например, если в какой-то момент человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, то в этом случае человека будут мотивировать деньги. В случае, если срабатывают высшие
потребности человека, то для их удовлетворения следует использовать
нематериальные средства стимулирования труда. А. Маслоу предполагал, что все потребности имеют врожденный характер и что они организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования, включающую следующие пять уровней: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребность в любви и дружбе; потребность в признании и уважении; потребность в самореализации [6].
По мнению В.А. Дятлова и В.В. Травина существует единая система
мотивов труда, которая напрямую связана с потребностями человека, причём
их удовлетворение связно с трудовой деятельностью. В этом случае, как
предполагают ученые, люди будут проявлять высокую активность для того,
чтобы удовлетворить свои потребности. В условиях образовательных организаций мотивация субъектов образовательного процесса определяется индивидуальной позицией педагога. Тем не менее, мотивы труда
педагогов не стереотипны и зависят от многих обстоятельств. Все вышесказанное указывает на зависимость мотивации педагогов от большего количества факторов, в том числе и нематериального характера. Прежде всего, от содержания профессиональной деятельности, которое определяется интересами конкретного сотрудника. Отсутствие мотивации, или так называемый мотивационный кризис у педагогов непосредственно отражается на качестве преподавания. Удовлетворенность трудом у педагогов возрастает при повышении социального статуса и статуса педагогической науки в обществе в целом. Некоторые ученые
придерживаются точки зрения, что людей необходимо мотивировать к
труду (теория Х.Ф. Тейлора), и здесь речь идет не о манипуляции, а
собственно о том, чтобы помогать людям посредством мотивации добиваться
собственных целей. Но сомнительна концепция, в основе которой
находится утверждение, что сотрудника побуждают к определенным
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воробьева, М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников [Текст] / М.А. Воробьева. //Педагогическое образование в России. - 2016. - No2. - С. 57-61.
2. Вертий, И.А. Мотивация как фактор развития профессионализма педагогов /И.А. Вертий - текст: непосредственный // Кафедра государственного управления и таможенного дела. - Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко https://scientifictext.ru/images/PDF/2018/DNO-7-29/motivatsiya2.pdf (дата бращения 31.01.2022)
3. Виноградова, Г.А. Профессиональная мотивация и направленность
личности педагога [Текст]: / Г.А. Виноградова. //Вестник Самарского
государственного университета. - 2015. - No4. - С. 197.
4. Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя:
проблемы и ресурсы [Текст]: /Н. Л. Галеева. //Методист. - 2015. - No3. - С. 2-12.
5. Гурова, И.М. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой
деятельности [Текст]: / И. М. Гурова. О.В. Г урова Н Экономика и социум:
современные модели развития. - 2017. - No18. - С. 106-119.
6. Кулагин, В.П. Механизмы формирования мотивации персонала с целью повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами компании / В.П. Кулагин - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 4159-4174. – doi: 10.18334/rp.19.12.39621. https://creativeconomy.ru/keywords/motivatsiya-personala
7. Магасумова, Г.Ф. Подготовка к введению профессионального стандарта
«Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) [Текст]: / Г.Ф. Магасумова, А.В. Коптелов. //Научное обеспечение системы повышения
квалификации кадров. - 2016. - No2. - C.5-11.
8. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в
условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст]: / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -No1. - С. 60-61.
9. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]: / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2001. - 366 с.
41. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке:
учебное пособие [Текст]: / В.И. Маслов. - М.: Эксмо, 2008. - 365 с.
10. Монахов, В.М. Проблемы стандартизации и инструментализации
современной профессиональной деятельности учителя математики [Текст]: / В.М.
Монахов. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - No1. - С. 40-53.
11. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям
профстандарта [Текст]: /М.П. Нечаев. //Воспитание школьников. - 2015. -No3. - С. 22 - 27.
12. Сушко, А. В. Оценка ценностей – один из инструментов управления мотивацией персонала / А.В. Сушко - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 7. – с. 82-89. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8498. https://creativeconomy.ru/keywords/motivatsiya-personala
13. Скударева, Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория
и инновационная социально-педагогическая практика [Текст]: / Г.Н. Скударева. //Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - No1. - С. 30-31.
14. Орлов, В. А. Проблемы интенсификации профессиональной мотивации школьного учителя / А. В. Орлов – текст: непосредственный // Психологическая наука и образование 2003, № 4. С. 97-104.-https://www.researchgate.net/publication/324000042_Problemy_intensifikacii_professionalnoj_motivacii_skolnogo_ucitela (дата обращения30.01.2022).