Фрагмент для ознакомления
2
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой одну из самых проблемных отраслей в современной России, что вызвано низким качеством предоставляемых населению услуг, их высокой стоимостью и обусловлено слабой конкуренцией на рынке управляющих компаний.
Решение проблем, имеющихся в жилищно-коммунальной сфере, является первоочередной задачей органов власти муниципальных образований, и для этого нужны реальные рычаги влияния на компании, осуществляющие эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме.
Актуальность исследования обусловлена разработкой проекта новой Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Согласно данному документу состояние сферы ЖКХ в Российской Федерации может иметь существенные региональные, а также муниципальные различия. Множество систем и объектов ЖКХ нуждаются в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Поскольку состояние ЖКХ на муниципальном уровне определяется, в первую очередь, эффективной деятельностью органов местного самоуправления по реформированию системы управления отраслью, в условиях цифровизации общества для достижения качественно новых результатов необходимы новые управленческие механизмы и инструменты, основанные на инновационных подходах к управлению пространственными системами социально-экономического характера.
По замечанию современных исследователей, проблемы управления ЖКХ по-прежнему являются предметом научных дискуссий, результаты которых зачастую не отражают конструктивных предложений по модернизации структуры управления отраслью. Лишь небольшое количество научных работ посвящено системному подходу к решению проблемам функционирования ЖКХ.
Цель работы – изучить государственное управление в сфере ЖКХ в Российской Федерации или конкретном субъекте Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- отразить теоретические основы государственного управления в сфере ЖКХ в Российской Федерации или конкретном субъекте Российской Федерации;
- оценить эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Мурманск;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления в сфере ЖКХ г. Мурманск.
Объект исследования - г. Мурманск.
Предмет исследования - эффективность государственного управления в сфере ЖКХ в г. Мурманск.
Теоретическим и организационно-правовым аспектам функционирования и реформирования жилищно-коммунального хозяйства посвящены работы А. Абдусаламовой, П.В. Бочкова, С.В. Козловой, А.З. Арсланбековой, Ф.А. Мурсаловой, К.В. Яркиной, С.В. Ольховиковой, Н.В. Чезгановой и другие.
Исследование основано на применении методов анализа и синтеза, описания и сравнения, абстрагирования, системном подходе, применяемого при рассмотрении ЖКХ в качестве объекта управления, особенностей функционирования системы управления отраслью, а также при разработке соответствующих рекомендаций по ее реформированию.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы государственного управления в сфере ЖКХ в Российской Федерации или конкретном субъекте Российской Федерации
1.1. Социально-экономическая значимость ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство относится к отрасли сферы услуг и включает в себя жилищное, водопроводно-канализационное, топливно-энергетическое хозяйство, ремонт инженерных коммуникаций, эксплуатацию городского пассажирского транспорта, функционирование гостиниц, благоустройство населенных пунктов, уборку и переработку мусора. Эта отрасль народного хозяйства имеет высокое социальное значение, так как она обслуживает повседневную среду обитания человека. Жилищно-коммунальные услуги оказываются непосредственно населению и носят «насущный, неотложный, всеобщий, незаменяемый характер» [27].
Прежде всего, важно подчеркнуть, что в широком смысле ЖКХ является одной из фундаментальных сфер муниципального хозяйства, от функционирования которой напрямую зависит состояние жизнедеятельности населения. Данная отрасль призвана обслуживать материально-бытовые потребности граждан в жилищно-коммунальных услугах. Иначе говоря, ЖКХ непосредственно связано с интересами граждан. Соответственно, механизм управления целесообразно рассматривать с позиции его функциональной составляющей, способной создать необходимые условия благополучной жизни граждан и реализации их потребностей.
Ученые придерживаются двух основных подходов к трактовке термина «жилищно-коммунальный». В первом случае, понятие рассматривается как синтез двух аспектов деятельности, в рамках которой решаются задачи, касающиеся состояния жилищного фонда (жилищный аспект), а также инженерных систем или сетей, водо-, тепло-, газо-, электро-коммуникаций (коммунальный аспект). Согласно второму подходу термин «жилищно-коммунальный» рассматривается с позиции тесной связи со сферой жизнедеятельности отдельных граждан и их территориальных сообществ. Иными словами, речь идет об узком понимании сущности ЖКХ как комплекса (отрасли народного хозяйства) по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и широком – как сферы (территориально-отраслевой элемент муниципальной социально-экономической системы государства), состоящей из служб, выполняющих соответствующие функции по удовлетворению потребностей граждан в тех или иных услугах.
Также можно выделить институциональный подход к определению ЖКХ как объекта управления, тесно связанного с деятельностью общественных институтов и имеющего непосредственное отношение к ним. Суть заключается в том, что особенности функционирования ЖКХ определяются установками и ориентирами, которые, в свою очередь, формулирует государство в тех или иных программах по развитию и реформированию данной отрасли, включая определение состава участников как неотъемлемых элементов механизма управления отраслью. Применительно к этому, по замечанию Ключниковой Я.А., ЖКХ является «сложным многоотраслевым производственно-техническим комплексом, отраслевым направлением экономики, в рамках которого решаются проблемы функционирования объектов инженерной инфраструктуры жилых и нежилых зданий в населенных пунктах в целях создания условий для комфортного проживания и нахождения в них людей; ресурсоснабжения, удаления и обработки сточных вод, вывоза и утилизации бытовых отходов, функционирования систем пожарной безопасности, управления жилищным фондом, выполнения подрядных работ, связанных с капитальным и текущим ремонтами, эксплуатацией и обслуживанием жилых и нежилых зданий, содержанием объектов благоустройства придомовых территорий, содержанием и аварийно-ремонтным обслуживанием сетей инженерно-технического обеспечения».
Здесь следует подчеркнуть, что институционального подхода придерживаются, в основном, юристы и экономисты. Однако, по замечанию исследователей (Г.В. Астратовой, С.В. Астратовой, Я.Г. Вихаревой), в юридических и экономических научных источниках как таковых трактовок не приводится: сущность сферы ЖКХ раскрывается через характеристику основных жилищно-коммунальных услуг, включая специфику организаций, занимающихся оказанием данных услуг гражданам.
Для эффективного выполнения функций и решения назревших вопросов жилищно-коммунальной отрасли в 2013 году создано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, одной из основных задач которого стало создание четкого механизма управления и эффективного функционирования жилищно-коммунальной сферы. Минимальный объем частных инвестиций и отсутствие надлежащего бюджетного финансирования привели к предельному износу сетей (60-80 %) и их высокой аварийности. Наблюдался неконтролируемый государством рост платежей за ЖКУ, неупорядоченный процесс управления жильем допускал наличие двойных квитанций на уплату, неисполнение предписаний контролирующих и надзорных органов.
Общественные отношения, возникающие в результате решения задач в сфере ЖКХ, регулируются нормативными правовыми актами РФ и в соответствии с разделением полномочий между уровнями власти.
Правовая система регулирования сферы ЖКХ представлена законодательными и нормативно-правовыми актами, среди которых особое место занимают Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон Российской Федерации о содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере.
Конституция Российской Федерации является фундаментальным документом, отражающим нормативно-правовые основы регулирования сферы ЖКХ, которые, в свою очередь, определяют содержание иных актов,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1.Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 26 июня 2012 г.) // СПС Консультант Плюс.
2. Жилищный кодекс РСФСР с постатейными материалами / Сост. П.В. Крашенинников, Е.Г. Федосова, Г.А. Славинская, Е.А. Солопова. – М.: Спарк, 1997 – 800 с.
Список литературы
1. Адарина, Р.Т. Ресурсоснабжение предприятия ЖХК: экономический и правовой аспект определения / Р.Т. Адарина // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2020. – № 5. – С. 30-35.
2. Браун, В. К. Новая жилищная политика / В. К. Браун // Руководитель строительной организации. – 2019. - № 9. – С. 8-13.
3. Василенко, Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2018. – 415 с.
4. Васильев, В.И. Муниципальное право России: Учебник / В.И. Васильев. – М.: Юстицинформ, 2020. – 680 с.
5. Гарин, Д. В. Основные проблемы перехода субъектов РФ на программный бюджет и пути их решения / Д. В. Гарин // Бюджет. – 2019. – № 9. – С. 7-13.
6. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление. Краткий курс лекций / Н.С. Гегедюш, А.А. Подсумкова, Е.В. Масленникова, Л.Н. Татаринова, М.М. Мокеев, С.В. Сергушко. – М.: Юрайт, 2020. – 238 с.
7. Глазунов, С.Н. Фактор собственности в проблеме реформирования ЖКХ / С.Н. Главзунов // Человек и закон. - № 12. – 2018. – С. 8-11.
8. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект. - 2018. – 630 с.
9. Денисова, М.О. Капитальный ремонт МКД: основы формирования и использования фонда / М.О. Денисова // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2020. - № 6-8. – С. 115-116.
10. Дмитриева, И. М. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие для бакалавров / И. М. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2020. – 207 с.
11. Дронов, А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования / А.А. Дронов // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - № 6-7. – 2020. - С. 34 - 46.
12. Емельянова, Е.В. Поправки к ЖК РФ: лицензирование деятельности УК / Е.В. Емельянова // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2019. - № 8. – С. 24-31.
13. Жуков, А.П. Реформирование жилищно-коммунального комплекса в России / А.П. Жуков, С.Е. Прокофьева, О.В. Панина, С.Г. Еремина. – М.: Юстицинформ. - 2019. – 57 с.
14. Зотов, В.Б. Система муниципального управления. Учебник / В. Б. Зотов. – М.: Феникс, 2018. – 720 с.
15. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление в России. Учебное пособие / В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 382 с.
16. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / С. Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2020. – 528 с.
17. Кемайкин, Н.К. Модель контроллинга управления жилищно-коммунальным комплексом / Н.К. Кемайкин // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2019. – № 38. – С. 1-11.
18. Ким, А.В. Исследование инструментов управления и реформирования в комплексе ЖКХ / А.В. Ким. – М.: Юстицинформ. - 2018. – 431 с.
19. Климантова, Г.И. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: теория и практика / Г.И. Климантова, Н.П. Золотова // Аналитический вестник. - №19(86). – 2020. – С. 10-12.
20. Коваленко, Е.Г. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие / Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра-М, 2020. – 406 с.
21. Козырева, С.Н. Раскрытие информации управляющими / С.Н. Козырева // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2020. - № 3. – С. 56-58.
22. Комиссарова, Л.А. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект инновационного развития / Л.А. Комиссарова // Вестник НГИЭИ. – 2020. № 5. – С. 79.
23. Климантова, Г.И. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: теория и практика / Г.И. Климантова, Н.П. Золотова // Аналитический вестник. №19(86). – 2019. – С. 12.
24. Кемайкин, Н.К. Модель контроллинга управления жилищно-коммунальным комплексом / Н.К. Кемайкин // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2020. – № 38. – С. 11.
25.Ким, А.В. Исследование инструментов управления и реформирования в комплексе ЖКХ / А.В. Ким. – М.: Юстицинформ. 2020. – С. 90.
26.Коряковцев, В.Г. Раскрытие информации в сфере ЖКХ / В.Г. Коряковцев. – М.: ГАРАНТ, 2020. – С. 164.
27.Казанбиева А.Х. Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России: анализ и оценка результативности//Вестник университета. 2019. № 9. С. 82-90.
28.Кузнецова, Г.Г. О роли государства в регулировании жилищно-коммунальных услуг / Г.Г. Кузнецова. Ханты-Мансийск: Информ. изд. Центр. 2019. – С. 90.
29.Макаров, А. М. Программный бюджет для эффективности расходов / А. М. Макаров // Руководитель автономного учреждения. – 2020. – № 8. – С. 23.
30.Масамрех, О.В. Как сэкономить на ЖКХ: пошаговая инструкция / О.В. Масамрех. – М.: Проспект, 2020. – С. 80.
31.Меркулова, М.М. ГИС ЖКХ как основа создания механизма обратной связи с населением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства / М.М. Меркулова // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября 2013 г. – М.: Юстицинформ. - 2020. - С. 467.
32.Павленков, М.Н. Современное состояние и проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства города / М.Н. Павленков, Н.К. Кемайкин // Российское предпринимательство – 2020. – № 19 (241). – С. 45.
33.Постовалова, А. Подготовка кадров для ЖКХ на современном этапе / А. Постовалова, А. Долматов // Коммунальный комплекс России. – 2020. № 9 (123). – С. 62.
34.Симионов, Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство: справочник / Ю.Ф. Симионов, Н.И. Дрозд. М.: ИКЦТ «МарТ», 2020. – С. 56.
35.Ситдикова, Л.Б. Жилищное ипотечное кредитование в России: возможности развития / Л.Б. Ситдикова, Л.Л. Гусева // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. – 2020. - № 3. – С. 16-19.
36.Смирнов, А. Л. Финансирование инвестиционных программ жилищно-коммунальной отрасли / A. Л. Смирнов, B. И. Путилин // Банковское кредитование. – 2019. - № 1. – С. 11-14.
37.Фомина, В.П. Система государственного и муниципального управления. Система муниципального управления: учебное пособие / В.П. Фомина, С.Г. Алексеева. – М.: МГОУ, 2020. – 112 с.
38.Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинта. - 2019. - 480 с.
39.Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2020. – 570 с.
40.Широков, А.Н. Местное самоуправление современной России. Концептуальные основы, законодательное регулирование и практическая реализация / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. – М.: КноРус, 2018. – 560 с.
41.Яновский, В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В. В. Яновский, С. А. Кирсанов. – М.: КноРус, 2020. – 200 с.
42. Стратегия развития: ЖКХ и городская среда. Национальный приоритет развития//Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroyrf. ru/trades/gorodskaya-sreda/strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/
43. Жилищные условия//Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing/
44.Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года.(электронный ресурс).
45.Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года. (электронный ресурс).