Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно- деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания- догмы» к «знанию-мышлению».
Сегодня школа уделяет большое внимание развитию умений обучающихся в рамках подготовки к экзаменам в виде письменного тестирования в форме ОГЭ и ЕГЭ, неоправданно мало времени отводится на развитие устной речи обучающихся. Часто одним из способов накопляемости оценок обучающихся являются письменные работы, тесты
Актуальность работы связана с наличием серьезной проблемы: в последние годы педагоги все чаще сталкиваются с недостатками
коммуникативной компетенции обучающихся
Обычно эту проблему объясняют снижением уровня читательской культуры, тем, что большинство подростков предпочитают компьютерные игры, пребывание в виртуальном пространстве, а также отсутствием у ряда учителей педагогических навыков в моделировании ситуаций, требующих от учеников коммуникативной активности. Между тем низкий уровень развития коммуникативной компетенции может иметь серьезные негативные последствия: отсутствие умений выстраивать конструктивный диалог, сложности, связанные с социальной адаптацией, неприятие другого мнения, невозможность найти компромиссное решение.
Для развития коммуникативной компетенции учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, особенно для данных форм подходит урок истории.
Весомый вклад в развитие отечественного научного взгляда о структуре и сущности коммуникативной компетенции внесли И.Л.Бим, Н.Д. Гальскова, Н.Хомский, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, Г.Д. Томахин, В.А. Сластенин, Г.С. Трофимова, О.В. Фадейкина, А.Н. Шамов, О.В. Шмайлова, С.А. Юсупов. В научных школах Европы данный вопрос в своих исследованиях рассматривали T. Хатчинсон, А. Уотенс, Я. Ван Эка. А в работах К.Э. Безукладникова, Н.И. Алмазова, М.З.Биболетовой, И.А. Зимней, А.Н.Шамова Н.Ф. Коряковцевой, В.П.Фурмановой большое внимание уделяется формированию различных компетенций, учащихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта.
Объект развитие коммуникативной компетенции у обучающихся 9 классов на уроках истории
Предмет Возможности групповой формы работы на уроках истории у обучающихся 9 классов как средство развития коммуникативной компетенции;
Цель Теоретически обосновать возможности групповой формы работы на уроках истории как средства развития коммуникативной компетенции у обучающихся 9 классов;
Задачи
1. Определить содержание понятия «коммуникативная компетенция»;
2. Выделить методические условия для развития коммуникативной компетенции на уроках истории у обучающихся 9 классов.
3. Охарактеризовать понятие «групповая форма работы» и варианты её применения на уроках истории у обучающихся 9 классов
4. Продемонстрировать возможности групповой формы работы на примере конспектов уроков по истории в 9 классах
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение).
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1 Содержание понятия «коммуникативная компетенция»;
Модернизация образования на современном этапе предполагает в качестве одного из основных критериев эффективности учебно- воспитательного процесса развитие познавательных и коммуникативных компетенций.
В связи с этим важно для начала определить, что понимается в настоящее время под термином «компетенция».
В компетентностном подходе различают понятия «компетенция» и «компетентность». Часто эти два понятия используются в одном контексте.
Компетентностный подход включает ряд ведущих положений: готовность проявить компетенции (мотивация), опыт использования имеющихся знаний в сложных условиях (когнитивная или операциональная сторона), определенное отношение к содержанию компетенций (ценностно- смысловые аспекты), возможности регуляции (эмоционально-волевой аспект) [25.].
А.Г. Бермус полагает, что компетентностный подход возник как системообразующее единство разных подходов со своей логикой [5].
М.А. Чошанов считает, что компетентность – это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных ситуациях» [23].
Д.А. Иванов полагает, что в центре компетентностного подхода - результат образования как способность человека действовать в различных ситуациях [10].
По мнению Е.Я. Коган, компетентностный подход в образовании представляет собой принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции педагога и воспитанников [11].
Обращение методологов образования в сторону компетентностного подхода, согласно исследованиям В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г. А. Пахомова, связано с происходящими изменения в обществе, поисками новой парадигмы образовательного процесса, нацеленного на воспитание личности нового времени, обеспечение процессов информатизации образования, выход взаимоотношений педагога и воспитанника на уровень активного взаимодействия и т.д. [2].
На настоящий момент еще не сложилось четкого и единого мнения о структуре и особенностях компетентности. Даже само разграничение понятий «компетенция» и «компетентность» довольно нечеткое. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить, по крайней мере, два подхода при сопоставлении этих терминов. Представители первого подхода используют эти понятия как идентичные. Представители второго подхода – разделяют их, при этом большинство понятие «компетентность» считает более широким, описывающим конечный результат обучения. По свидетельству Г.К. Селевко, оба эти понятия гораздо шире применяемых ранее в педагогике понятий «знания, умения, навыки». В связи с тем, что затрагивают особенности направленности личности, а также такие характеристики мышления, как гибкость, проницательность, креативность [18].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалова С.С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // http://festival.1september.ru/articles/612088/ 14.12.2015
2. Антипова В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова // Педагогика. — 2016. — № 8. — С. 57-62
3. Баранов П. А. О модели профессиональной компетентности учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 9. С.57–62.
4. Белянкина О.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 525 – 527.
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус// Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2015/0910-12.htm\
6. Бровкина М.А. Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся в ходе изучения истории / Бровкина М. А.– 2011. – N 9. – С. 27 – 31.
7. Быков И.А. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью: учебное пособие. – СПб.: СПбГУТ. 2017. – 348 с. с.18
8. Дебаты: Учебно-методический комплект. — М.: Изд-во «Бонфи». -2011. -296 с.
9. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. – 2012 – № 11 – С. 14-270.
10. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПКиПРО, 2017. – 101 с.].
11. Коган, Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Е.Я. Коган; под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2018. – С. 116 – 123.
12. Костылева О.А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся через применение активных методов обучения на уроках истории и обществознания // http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/ 14.12.2015.
13. Конецкая В.П. Социология коммуникаций: учебник.ть- М. Международный университет бизнеса и управления, 2017 - 304 с.ь, с.14
14. Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании. М.:, Фонд «Сивитас».- 2015.
15. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2010 – 365 с.
16. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2019 г.). — М.: Буки-Веди, 2019.
17. Польдяева О. В. Возможности технологии «Дебаты”. // Школьные технологии. № 1, 2014.
18. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. – 2014. – № 4. – С. 138.-144
19. Суркова Г. В. Какие подходы используются на уроках истории и обществознания. Журнал “Народное образование” N 10. 2013 г. С. 36–38.
20. Обвинцев Г. Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников. СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 170-172.
21. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2013 №5. – С.5-62.
22. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской// Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2015/1212.htm
23. Чошанов М.А. Е-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. – 2017. – Том. 16. - № 3. – С. 684-696
24. Чередниченко М.С., Красюкова Н.В. Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как фактор социальной адаптации дошкольника к современным условиям социума [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/pdf/3661.pdf]
25. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей / под ред. У.И. Булин-Соколова - М.: Просвещение, 2012. — 128 с.
26. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования./ Л.О.Филатова // Дополнительное образование. - 2015. - №7. - С.9-11