Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современной жизни возрастает потребность в самостоятельных людях. Они должны быстро, но в то же время творчески подходить к решению проблемы возникшей в той или иной ситуации, адаптироваться к изменяющимся условиям. Чтобы школьнику стать активным участником социального и духовного развития страны, ему потребуется проявить самостоятельность в процессе приобретения новых знаний в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы.
На обеспечение самоопределения и саморазвития личности должно ориентироваться содержание образования, а также на овладение способами познавательной деятельности и приобретение детьми опыта различных видов деятельности, в том числе самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности. А.И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Она возникает на основе поисковой активности и строится на базе исследовательского поведения. Мотивирующие факторы исследовательского поведения и механизмы его осуществления лежат в основе исследовательской деятельности [7].
Исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала. В результате исследовательской деятельности происходит формирование общих и предметных умений, интереса к изучаемому материалу. Она является средством их активизации.
Данные исследований A.M. Аронова, А.В. Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова и др. говорят о том, что уже в начальной школе необходимо проводить обучение элементам исследовательской деятельности. В современной школе заинтересовать школьников учебным предметом очень важно, но в то же время и сложно. Повысить мотивацию к обучению можно только через продуманную систему исследовательской деятельности. Проведение в начальной школе исследовательской работы по предмету «Окружающий мир» необходимо не только из-за того, что дети хотят больше знать о природе, но и из-за того, что исследовательская деятельность позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету.
Однако к исследовательской деятельности детей надо готовить. Их исследовательская деятельность невозможна без накопления определённых знаний и умений. И, конечно, важную роль в этом процессе занимает соблюдение педагогических условий. Актуальность исследования определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность. Для современной школы необходимы разработки педагогических технологий развития исследовательских умений у школьников начальных классов. Уже в этом возрасте возникает необходимость обогащения практики организации исследовательской деятельности.
Проблема: Каковы особенности организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира?
Цель: Изучить особенности организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Объект: Дети младшего школьного возраста.
Предмет: Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: предполагается, что организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективной, если использовать следующие условия:
- планово проводить урочную и внеурочную исследовательскую деятельность с младшими школьниками, строго согласуя её с интересами, развитием и возрастом детей;
- дидактически соответствующим образом подбирать серию исследований с учетом интереса и возраста детей;
- поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к участию в исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Рассмотреть сущность исследовательской деятельности младших школьников;
2.Изучить условия формирования у младших школьников исследовательских умений в процессе изучения предмета «Окружающий мир»;
3. Провести опытно-поисковую работу по формированию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Педагогическое наблюдение;
3.Тестовые опросники;
4.Математические методы обработки информации.
База исследования:
Глава 1
Теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников по окружающему миру
1.1 Сущность исследовательской деятельности младших школьников
Известный педагог и психолог А.И. Савенков указывает, что еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей – ненужная роскошь, но жизнь не стоит на месте. Поисковая активность необходима современному человеку, для того чтобы выжить. Ее все чаще приходится проявлять в современной жизни [5].
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Но, основная трудность для учащихся и заключается в том, что они не умеют самостоятельно искать необходимую информацию. Их необходимо учить добывать знания. А.Г. Асмолов утверждает, что умение научить ребенка учиться самостоятельно и является главной задачей системы образования, а не передача определенного объема знаний [2].
В связи с решением проблем современного образования педагогами осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности саморазвития и самореализации личности учащегося. М.С. Гафитулин отмечает, что исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях. Приобщение школьников к исследовательской деятельности, по мнению О.В. Никитиной, сегодня является одной из главных целей образовательно воспитательного процесса не только в инновационных, но и в обычных общеобразовательных школах [6].
Для того чтобы понять, что такое исследовательская деятельность, рассмотрим такие понятия, как «исследование» и «деятельность». В психологическом словаре под общей редакцией Н.В. Петровского и М.Г. Ярошевского деятельность определяется как «динамическая система взаимодействий субъекта с миром». Любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл, можно назвать деятельностью. Человек удовлетворяет все свои потребности во время деятельности. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека при условии, если он направляет ее на творческое познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Исследование окружающего мира в отличие от стихийных форм познания, основано на научном методе. Его осуществление предполагает понимание темы исследования. Для выполнения исследования разрабатываются цели и средства исследования. В ходе работы указываются все методы, подходы, методики, которые будут использоваться. Результаты исследования обязательно должны быть воспроизводимыми. Исследовательская деятельность отличается от деятельности учебной, просветительско-познавательной. Главное отличие состоит в том, что во время исследования всегда происходит приобретение нового знания о нашем мире.
Во время исследования всегда возникает проблема или какое-то противоречие, которое нуждается в изучении и объяснении. То есть любое исследование начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова определяют исследовательскую деятельность как специфическую человеческую деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности. Продуктом данной деятельности является новое знание. Оно образуется в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами. Цели должны быть реальны и достижимы.
Исследовательская деятельность направлена на удовлетворение интеллектуальных, познавательных потребностей. Специфику и сущность этой деятельности они определяют через постановку проблемы. После выделения объекта исследования маленькие исследователи должны определить гипотезы. В ходе проведения эксперимента необходимо описать ход и результаты. После всех этапов обязательно выполнить проверку полученно
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бокарева, Г.А. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся [Текст] / Г.А. Бокарева, Е. Кокоть // Almamater. 2010. – №6. – С. 52-54.
2. Гафитулин, М.С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С. Гафитулин // Педагогическая техника. – 2005. – № 3. – С. 21-26.
3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября). – 2006. – №10. – С.8
4. Долян, Е. И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интелектуально-творческого развития [Текст] / Е. И. Долян // Журнал начальная школа. – 2009. – №11. – С 34-35.
5. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: учеб. для вузов / Е. В. Кривобок, О. Ю Саранюк.; под ред. А. В. Перепелкина. – М. :Астрель, 2017. – 138 с.
6. Леонтович, A.B. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности [Текст] / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. – № 1. – С. 43-45.
7. Никитина, О.В. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / О.В. Никитина // Начальная школа плюс До и После, 2012. – №4. – С. 59-63.
8. Окружающий мир : 3-й класс : учебник. В 2 ч. Ч.2./ И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 126, [2] с.: ил. – (Планета знаний).
9. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддъяков. – М. :Эребрус, 2006. – 236 с.
10. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 2-е изд. М., 2014.
11. Румянцева, Н. Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ю. Румянцева. – М. : Просвещение, 2001. – С.34.
12. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков. – М. : «Сентябрь», 2003. –204 с
13. Семенова, Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника [Текст] / Л.В. Семенова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – №1. – С. 68-71.
14. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] / Н. А. Семенова // VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» – Томск: Издательство ТГПУ, 2002. – С. 40- 48.
15. Слободчиков, В. И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования [Текст] / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. – 2006. – №1. – С.34 – 38.
16. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / Л. А. Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №4. – С. 14-22.
17. Ушачев, В. П. Формирование исследовательских умений у учащихся [Текст] / В.П.Ушачев. – М.: Знание, 2009. – 198 с
18. Фролова, Ю.Н. Учебно-исследовательская деятельность в школах и вузах как технологическая основа образовательного процесса [Текст] / Ю.Н. Фролова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №1. – С. 59- 64.
19. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников [Текст] / Н. Б. Шумакова. – М. : Просвещение, 2011. – 198 с.
20. Якимов, Н. А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] // Исследовательская работа школьников. – 2003. – №1. – С. 48-51.