Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одна из главных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность и креативность.
Изучение математических интересов школьников и условий их формирования и развития очень важно для практики школьного образования, поскольку математика является одним из важнейших предметов школьного курса [4].
Математические способности были изучены наиболее подробно
автор: В. А. Крутецкий в середине прошлого века. В своем исследовании он указал, что компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте проявляются только в детстве. Поэтому вопрос об их развитии в этот период стоит наиболее остро.
В настоящее время, время масштабного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики.
Однако не следует пренебрегать внеклассными средствами, способствующими усилению и расширению математической деятельности. Один из них - проведение факультативных занятий по математике [8].
Внеклассная работа в форме предмета по выбору по математике является неотъемлемой частью образовательного процесса преподавания математики, сложным процессом воздействия на сознание и поведение школьников, углубления и расширения их знаний и умений в зависимости от таких факторов, как содержание самого предмета математики, вся деятельность учащихся. учителю в сочетании с Ит рекомендуется начинать выполнять такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание следует уделять внеклассной работе в младших классах [14].
Учащиеся начальных классов больше всего нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а вызывало интерес и любовь к предмету, развивало у учащихся способность правильно мыслить, острый ум и изобретательность, привнося тем самым оживление в преподавание предмета [22].
Эта проблема позволила нам сформулировать цель исследования: разработать факультатив для начальных классов по теме "Математика и конструирование" и дать методические рекомендации по его реализации.
Чтобы добиться этого, необходимо решить некоторые задачи:
- рассмотреть теоретические и методические аспекты организации внеклассной работы по математике;
- раскрыть особенности факультативных занятий по математике в начальных классах;
- разработать проект программы факультатива по математике для младших школьников "Математика и конструирование".
Теоретической основой исследования является то, что формы внеклассной работы по математике были систематизированы и обобщены в работах В. А. Крутецкого, Л.С. Выготского, были учтены мнения авторов по организации внеклассной работы по математике Ф. Ф. Нагибина, руководствуясь методологическими подходами А.В. Белошистая, М. А. Бантова и др.
Практическая значимость: работа может быть полезна учителям математики начальных классов, учащимся во время практических занятий, так как демонстрирует эффективность использования некоторых форм внеурочной деятельности в развитии и формировании интереса к предмету "Математика", разработаны методические рекомендации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ литературы по исследуемой проблеме (педагогической, психологической); изучение педагогического опыта.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
1.1 Общая характеристика внеурочной работы по математике
Внеклассная работа является неотъемлемой частью воспитательной работы школы, одной из форм организации досуга учащихся. Это открывает широкие возможности для всестороннего развития учащихся и их подготовки к жизни. Внеклассные мероприятия включают в себя различные образовательные и воспитательные мероприятия с учащимися. Они организуются и проводятся во внеурочное время органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве учителей, особенно классных руководителей. Станции юных натуралистов, техников, туристов и другие внешкольные учреждения оказывают учащимся значительную помощь в организации внеклассных мероприятий [18].
Основные формы организации внеклассной работы: Массовая работа (работа в школьных клубах, школьные вечера, утренники, диспуты, конкурсы, викторины, экскурсии, организация школьных выставок, школьных музеев и т.д.), кружковая работа (занятия с учащимися в технических, предметных и других кружках, спортивных секциях, ансамблях, оркестры и т.д.), индивидуальные занятия (внеклассное чтение, коллекционирование, самостоятельные занятия по технологии, музыке, рисованию, подготовка докладов и т.д.).
Существует тесная взаимосвязь между воспитательной работой, проводимой в классе, и внеклассной работой: обучением, развитием интереса учащихся к знаниям, содействием внедрению внеклассных мероприятий и, наоборот, внеклассными мероприятиями, которые позволяют учащимся применять свои знания на практике, расширяя и углубляя эти знания, повышая успеваемость учащихся и их интерес к обучению [10]. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в регулярные дополнительные занятия.
В отличие от академической работы, внеклассная работа организуется только на добровольной основе. Его содержание и формы определяются интересами и
потребностями учащихся и во многом зависят от местных условий. Внеклассная работа часто проводится с учащимися разного возраста, объединяет учащихся средних и старших классов и тем самым способствует сплочению школьного коллектива, развивает дружескую взаимопомощь, укрепляет дружбу между учащимися.
Под внеклассной работой по математике мы будем понимать занятия, проводимые во внеурочное время и основанные на принципе добровольности
участие. Несмотря на свой факультативный характер для учащегося, внеклассные уроки математики заслуживают самого пристального внимания любого учителя, преподающего этот предмет. Введение факультативных курсов математики в школьное образование не устраняет необходимости во внеклассных мероприятиях [17].
Учитель может максимально учитывать возможности, требования и интересы своих учеников во внеклассное время. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по этой теме и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Одной из основных причин сравнительно низкой успеваемости по
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги одного автора
1. Акрамова А.С. Методика организации внеклассной работы по математике в условиях малокомплектной начальной школы. Учебное пособие.- Алматы: КазНПУим.Абая, Алматы, 2010.- с 340.
2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: кур лекций / А.В. Белошистая. – М.:Владос, 2016 – 456 с.
3. Внеурочная деятельность: теория и практика 1-11 классы/ Сост. А.В.Енин.-М.: ВАКО, 2015.-288 с.
4. Гусев В.А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы: Учебное пособие / В.А. Гусев. – 3-е изд., (эл.). – М.: Лаборатория знаний, 2017 – 456 с.:
5. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ / Н. Б. Истомина - М.: Просвещение, 2002. - 253с.
6. Казаренков В.И. Педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам: [Учебное пособие: Для студентов педвузов]. - М.: ООО «Педагогика»: МГПУ, 2003. - 127 с.
7. Петрова Е.С. Теория и методика обучения математике: Учебно-методическое пособие для студентов математических специальностей / Е.С. Петрова. – Саратов: Издательство саратовского университета, 2004. – 84с.
8. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2015. - 176 с.
10. Шадрина И.В. Методика преподавания начального курса математики: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 279 c.
Книги двух авторов
11. Васильева Г.Н. Современные технологии обучения математике. Ч. 1 : учебное пособие/ Г.Н. Васильева, В.Л.Пестерева. – Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2013-114 c.
12. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
13. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.
14. Селиванов В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. С. Селиванов ; ред.: В. А. Сластенин. 4-е изд., стер. Москва : Академия, 2005.- 336 с.
Книги трех авторов
15. Кучурин В.В. Организация внеурочной деятельность в школе/ Учеб.-метод. пособие / Кучурин, В.В., Рогозина, Т.В., Фирсова, Н.В. – СПб.: ЛОИРО, 2016. –108с.
Статьи из журналов
16. Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: Сборник материалов участников Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 699 с.
17. Азимова Ф. Р. Основные формы, методы и технологии современного урока в начальном образовании / Ф. Р. Азимова. – Текст : непосредственный // Достижения науки и образования. – 2018. – № 15 (37). – С. 66-68.
18. Афанасьева А. А. Дистанционные факультативные занятия по математике для учащихся 3-6 классов / А. А. Афанасьева // Концепт. – 2015. - №2.- С. 1-6.
19. Воюшина М. П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности –условие повышения качества образовательных результатов / М. П. Воюшина, Е.П. Суворова // Начальная школа. 2015 № 8 С. 37-40.
20. Григорьев Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016 № 4 С. 4-6.
21. Дьячкова Г. Т. Математика внеклассные занятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2017. - 173 с.
22. Дручина М. А. Дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе / М. А. Дручина // Образование в
современной школе. 2016 № 7/8. С. 24-25.
23. Истомина Н. Б. Проблемы современного урока математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2018. – № 11. –С. 77-81.
24. Кальницкая Т.С.Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар, КРИРО, 2016. – 152 с.
25. Кошева Д.П. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС / Д.П. Кошева, Т.М. Фигурова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. - 2014. - С. 651-655.
26. Нечаев М. П. Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / М. П. Нечаев, Н. Н. Шевелева // Воспитание школьников. 2016.- № 9/10. С. 17-22.
27. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 471 с.
28. Стоименова Я. Я. Структура математических способностей учащихся начальной школы / Я. Я. Стоименова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2013. - № 4.- С. 30-47.
29. Сорокопуд Ю.В., Сиротина, С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 187-189.
Законодательные материалы
30. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785)