Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная педагогика ориентирована на формирование эмоционально образованного, а также творческого человека, который адекватно реагирует на активные изменения в обществе и при этом отвечающего современным требованиям жизни. Отдельные исследования психологов и педагогов (например, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича, А.Г. Гогоберидзе, Т.А. Данилиной, Н.М. Степина и др.) показывают тесную связь интеллекта, мышления и эмоциональных процессов, подчеркивают, что уровень эмоционального развития оказывает влияние на формирование личностных линий, социальное и интеллектуальное развитие личности. Проблема эмоционального развития дошкольника в сфере психолого-педагогического знания занимает значимое место и выступает в качестве одной из наиболее дискуссионных.
Эмоции в дошкольном возрасте эмоции играют немаловажную роль в жизни ребенка.
Поэтому эмоциональная сфера дошкольников в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как одна из ведущих характеристик развития детей.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Диагностика развития эмоциональной сферы личности дошкольников» актуальным.
Цель работы – проследить значение, сущность, особенности и проблемные аспекты диагностики эмоциональной сферы личности дошкольников. Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- рассмотреть понятие «эмоции» и особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;
- выявить особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;
- изучить современный опыт диагностики развития эмоциональной сферы личности дошкольников;
- проанализировать особенности и проблемы диагностики развития эмоциональной сферы личности дошкольников.
Объект исследования – эмоциональная сфера дошкольников.
Предмет – диагностика развития эмоциональной сферы личности дошкольников.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ю.Н. Гераскина, Т.А. Данилина, Е.И. Изотова, Ю.А. Лаптева, В.А. Петровский, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования: анализ публикаций по данной теме, метод сравнения, метод синтеза и систематизации выявленной информации по теме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Понятие «эмоции» и особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте
1.1 Походы к понятию «эмоции» в психологии
Рассматривая особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте в первую очередь определим само содержание понятия «эмоции». Эмоции (от лат. emoveo – волную, потрясаю) это особое психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла отдельных ситуаций и явлений, которое обусловлено отношением их объективных свойств непосредственно к потребностям субъекта. При протекании эволюции эмоции возникли в качестве такого средства, которое позволяет определять живым существам биологическую значимость состояний организма, а также внешних воздействий. В целом же эмоции очень обогащают каждого человека, а также делают его более восприимчивым к окружающему .
Эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, которые отражают в форме непосредственных приятных либо неприятных переживаний процесс, а также результаты практической деятельности, ориентированной на удовлетворение актуальных потребностей индивида. Так как вся жизнь и деятельность человека, в конечном итоге, ориентирована на удовлетворение его различных потребностей, то практически любые проявления активности индивида неизменно сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Базовыми эмоциональные состояния, испытываемым человеком, подразделяются на собственно эмоции, а также чувства и аффекты. При этом эмоции и чувства предвосхищают процесс, который направлен на удовлетворение потребности, обладают идеаторным характером и находятся словно в его начале. Эмоции и чувства собой выражают смысл отдельной ситуации для человека с позиции актуальной в этот момент потребности, а также значения для ее удовлетворения отдельного действия либо деятельности. Эмоции вызываться могут и реальными, и воображаемыми ситуациями. Они, также, как и чувства, человеком воспринимаются и его собственные внутренние переживания, могут коммуницироваться, то есть передаваться другим людям, наконец, они сопереживаются. В том случае, если эмоции, даже невзирая на высокий уровень их протекания, чаще всего кратковременны, непродолжительны, легко в могут возникать и исчезать, то в отношении чувств можно указать, что они обладают продолжительным, и самое основное, предметный характер. Иными словами, они обращены именно на реальные обстоятельства и объекты жизни человека. Например, это может быть друг, любимый человек, книга, место пребывания, фильм, картина, отдельное музыкальное произведение. То есть это спектр объектов, к которым обращены ч могут быть чувства человека, при этом такой спектр весьма широк .
По мере развития психологии, начали возникать разные, нередко противоречащие друг другу, позиции и теории на проблему эмоций. Это обусловлено с тем, что разные позиции объяснялись различными подходами непосредственно к проблеме эмоций, а также к тому, что следует считать основным в природе их появления и протекания. Однако каждая из теорий имела право на свое существование, а также на практическое применение.
1. «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. В рамках этой теории появление эмоций связывается с внешними воздействиями, которые приводят к физиологическим сдвигам в организме человека. Происходящие физиолого-телесные периферические изменения, рассматриваемые в качестве следствия эмоций, являются их причиной. При этом каждой эмоции соответствует свой отдельный набор физиологических проявлений у индивида.
2. «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Согласно этой теории эмоции и все соответствующие им сигналы активизации у человека вегетативных функций появляются в таламусе. При этом психологические переживание и физиологические реакции появляются одновременно.
3. Круг Папеса и теории активации. В соответствии с названной теорией эмоция – это вовсе не функции отдельных центров, а именно результат активности сложной сети мозга, получившем название «Круг Папеса».
В свою очередь когнитивные теории эмоций природу эмоций раскрывают именно через механизмы мышления. Так, согласно теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, в эмоциях существенную роль играют именно когнитивно-психологические факторы. При этом положительные эмоции появляются в том случае, когда ожидания индивида подтверждаются, а негативные возникают в противоположном случае, то есть, это логическое следствие того, как реальные результаты деятельности человека согласуются с намеченным им планом.
В соответствии с информационной теории эмоций П.В. Симонова можно в символической форме представить всю совокупность функций, оказывающих влияние на появление и характер эмоций: Эмоция = П х (Ин – Ис). П – это актуальная потребность. (Ин – Ис) – это оценка вероятности, где Ин - это необходимая информация, Ис – это имеющаяся у индивида .
В истории психологии можно выделить разные школы эмоций, что определяет различие определений и классификаций:
1. Теория Джемса-Ланге. Это психоорганическая концепция сути и происхождения эмоций. При этом в основу эмоциональных проявлений заложены физиологические состояния. Они являются первичными, а эмоции их только сопровождают. Под воздействием разного рода внешних стимулов происходит отдельное изменение организма, появляются эмоции через систему обратных связей.
2. В рамках психоанализа реакции связаны с влечениями. При этом причина воникновения эмоций – это рассогласованность желаемой ситуации с действительной ситуацией.
3. Бихевиоризмом эмоция понималась как сопутствующая реакция на отдельный стимул. Считалось, что представления об эмоциях были обеднены тем, что они не рассматривались как центральное звено. Эмоции могут являться положительными и отрицательными. В бихевиоризме эмоции не воспринимаются в качестве внутренних переживаний (например, тоска от горя практически ничем не отличается).
4. Когнитивная психология эмоции оценивала как нормальную экспериментальную базу. В рамках когнитивной психологии известна теория Шехтера, а также 2-х факторная теория эмоций. Считалось, что эмоции появляются в качестве когнитивной оценки физиологического сдвига. На эмоции влияние оказывают следующие два фактора: психологический и когнитивный.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, О.В. Особенности психоэмоциональной сферы леворуких детей / О.В. Андреева, В.И. Лупандин. – Текст: непосредственный // Объединенный научный журнал. – 2005. – № 21. – С. 52-56.
2. Бреслав, Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Официальный сайт журнала «Вопросы психологии». – URL: http://www.voppsy. ru/issues/1984/843/843053.htm (дата обращения: 05.02.22). Текст: электронный.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург, 2016. – 244 с. – Текст: непосредственный.
4. Большой психологический словарь / сост. В. П. Зинченко. – Москва: АСТ, 2008. – 826 с. – Текст: непосредственный.
5. Бреслав, Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Официальный сайт журнала «Вопросы психологии». – URL: http://www.voppsy. ru/issues/1984/843/843053.htm (дата обращения: 05.02.22). – Текст: электронный.
6. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва: Владос, 2013. – 434 с. – Текст: непосредственный.
7. Гераскина, Ю.Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Ю.Н. Гераскина. – Москва: Педагогика, 2015. – 106 с. – Текст: непосредственный.
8. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь. 2015. – 244 с. – Текст: непосредственный.
9. Гром, Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Н.А. Гром // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2016. Т. 10. С. 86–90. URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm. - (дата обращения 07.02.2022). – Текст: электронный.
10. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – Москва: Айрис-Пресс, 2004. – 188 с. – Текст: непосредственный.
11. Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков / составитель Н.А. Литвинов. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020. – 52 с. – Текст: непосредственный.
12. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: учебное пособие / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – Москва: Академия, 2004. – 326 с. – Текст: непосредственный.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – Москва: Академия, 2015. – 344 с. Текст: непосредственный.
14. Лаптева, Ю.А. Возрастная изменчивость показателей эмоционального развития детей в период дошкольного возраста / Ю.А. Лаптева. Текст: непосредственный // Известие Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 10. – С.19-25.
15. Лаптева, Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Лаптева. Текст: непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – №3. – С. 45-50.
16. Люшер, М. Дошкольники. Определение уровня психоэмоционального состояния и нервно-психическойустойчивости. Текущее эмоциональное состояние / М. Люшер. – Санкт-Петербург: Институт «Иматон», 2009. – 79 с. – Текст: непосредственный.
17. Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор М.3.Друкаревич). – URL: http://psylab.info/ (дата обращения: 12.02.2022). Текст: электронный.
18. Мухина, В. Детская психология: учебное пособие / В. Мухина. – Москва: Линка–Пресс, 2015. – 386 с. Текст: непосредственный.
19. Николаева, В.В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / В.В. Николаева, А.Е. Байкенова, В.Е. Шевченко. Текст: непосредственный // Вопросы образования и подготови кадров. – 2019. – № 11. – С. 40-45.
20. Петровский, В.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / В.А. Петровский. – Москва, 1996. – 198 с. Текст: непосредственный.
21. Психология и педагогика: учеб. пособие / составитель Романова И.А. – Москва: Экзамен, 2016. – 228 с. Текст: непосредственный.
22. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. – Москва: Юрайт, 2015. – 320 с. Текст: непосредственный.
23. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 1928. Текст: непосредственный.
24. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – Москва: ВЛАДОС, 1995. – 246 с. Текст: непосредственный.
25. Хилько, М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – Москва: Юрайт, 2014. – 200 с. Текст: непосредственный.
26. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Москква, 2009. – 388 с. – Текст: непосредственный.