Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы.
Эпоха романтизма - один из самых интересных и напряженных периодов в истории человечества. Французская революция, грозные походы Наполеона, перекрой карты Европы, ломка старого уклада жизни и многовековых человеческих отношений - это было время, которое застали первые романтики.
Смена художественных направлений была следствием огромных социальных изменений, которые ознаменовали общественную жизнь Европы на рубеже двух столетий.
Важнейшей предпосылкой этого явления в искусстве европейских стран стало движение народных масс, пробужденное Великой французской революцией.
Революция, открывшая новую эру в истории человечества, привела к огромному подъему духовных сил народов Европы. Борьба за торжество демократических идеалов характеризует европейскую историю рассматриваемого периода.
Неразрывно связанный с Народно-освободительным движением, возник новый тип художника - передового общественного деятеля, стремившегося к полному раскрепощению духовных сил человека, к высшим законам справедливости. Не только писатели, такие как Шелли, Гейне или Гюго, но и музыканты часто защищали свои убеждения, берясь за перо. Высокое интеллектуальное развитие, широкий идейный кругозор, гражданственность характеризуют Вебера, Шуберта, Шопена, Берлиоза, Вагнера, Листа и многих других композиторов XIX века.
Франц Шуберт - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных сочинений, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки. В своих великолепных работах он противопоставлял повседневную реальность богатству внутреннего мира маленького человека. Идейное ядро большинства произведений Шуберта образует столкновение идеального и реального.
Первый композитор-романтик, Шуберт - одна из самых трагических фигур в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь, короткая и без происшествий, закончилась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не слышал большинства своих сочинений. Во многих отношениях судьба его музыки была трагичной. Бесценные рукописи, частично сохраненные друзьями, частично подаренные кому-то, а иногда просто потерянные в бесконечных путешествиях, долгое время не могли быть собраны воедино.
Каждый раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальную интерпретацию, но, как правило, конфликт не находит окончательного решения. В центре внимания композитора не борьба за утверждение положительного идеала, а более или менее отчетливое выявление противоречий. Это главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Его главной темой была тема нищеты, трагической безнадежности. Эта тема не придумана, она взята из жизни, отражая судьбу целого поколения, в том числе и судьбу самого композитора. Как уже упоминалось, Шуберт провел свою короткую карьеру в трагической безвестности. У него не было успеха, который естественен для музыканта такого масштаба.
К настоящему времени проведён анализ наиболее известных и популярных произведений Ф. Шуберта. Однако, несмотря на то что композитор прожил совсем не долго, его творческое наследие велико и необходимо проведение новых исследований по определению черт и эстетики романтизма в его произведениях. Это определило актуальность данного исследования.
Цель исследования – охарактеризовать эстетические признаки романтизма в хоровом творчестве Ф. Шуберта (на примере произведения «Ständchen: zögernd leise»).
Объект исследования – романтизм в музыкальном искусстве.
Предмет исследования – эстетика романтизма в произведении Ф. Шуберта «Ständchen: zögernd leise»).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать романтизм как идейное и творческое направление
2. Рассмотреть черты романтизма в музыке
3. Провести обзор черт романтизма в хоровом творчестве Ф. Шуберта
4. Определить эстетические признаки романтизма в произведении Ф. Шуберта «Ständchen: zögernd leise».
Методологические подходы и методы исследования. Для раскрытия темы были использованы традиционные принципы объективности и историзма, позволившие проанализировать содержание и идейную составляющую музыкальных произведений эпохи романтизма.
В рамках данного исследования проведён обзор особенностей романтизма в искусстве. Данной тематике посвящены статьи и монографии Н.Я. Берковского, П.А. Васиневой, С.К. Малахаевой, Н.В. Садуновой, Г.В. Стрельцовой и др. Исследователи отмечают, что представители романтизма часто были склонны мистифицировать действительность . Также авторы проводят взаимосвязь творчества романтиков с искусством назарейцев . Так, Н.Я. Берковский большое значение придаёт характеристике образа самого героя произведения – автора романтических работ . Как отмечает данный автор, романтики стремились уйти от реальности, создать свой мир, в котором можно забыть о том, что происходит в жизни. Автор также большое значение придаёт вопросам духовности, задаёт себе вопросы о смысле жизни, рассуждают о величии природы и о том, какое место человек занимает в естественной среде. Для романтиков эмоциональное состояние имеет очень важное значение. Именно это во многом определяет роль автора как субъекта в создании произведений. П.А. Васинева пишет о том, какое влияние искусство назарейцев оказало на развитие романтизма . Именно назарейцы стремились создать выразительную природную красоту. Им удалось применять в своём творчестве черты романтической выразительности. Величие природы назарейцев связано с духовной силой героев романтических произведений.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Художественно-эстетические принципы эпохи романтизма
1.1. Романтизм как идейное и творческое направление
Романтизм как идейное и творческое направление возникает на рубеже XVIII и XIX веков. Романтизм возникает как тоска по ушедшему времени. Подобно сентиментализму, романтизм появляется как реакция на классицизм с его культом разума и рационализма.
Согласно «Литературной энциклопедии терминов и понятий» под редакцией А.Н. Николюкина, романтизм – это «движение в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX в. Романтизм противопоставил механистической концепции мира, созданной наукой Нового времени и принятой Просвещением, образ исторически становящегося мира - организма; открыл в человеке новые измерения, связанные с бессознательным, воображением, сном» .
В «Словаре литературоведческих терминов и понятий» С.П. Белокурова отмечает: «В основе романтического метода лежат общие принципы: выдвижение в качестве героя исключительной личности, одинокой, неудовлетворенной действительностью, мятежной, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира; провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности. Р. свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному» .
Н.Д. Тамарченко говорит о том, что поэтика романтизма – «поэтика романизации и развоплощения – раскрытия бесконечного в конечном,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А.Д. Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа искусства выдающихся пианистов XX века). М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984
2. Аркан Ю. Л., Наумова Е. И. Романтизм vs. Просвещение? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2013. – № 2. – С. 70–74.
3. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / С.П. Белокурова – СПб, 2005. – Режим доступа: http://gramma.ru/, свободный. (Дата обращения: 07.01.2022)
4. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 510, [1] с.; 20 см. – (Academia).
5. Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. – М.: Молодая гвардия, 2009
6. Брохин П. Ю. Забытое наследие немецкого хорового романтизма // Вестник АХИ. – 2016 – № 6. – С. 225–247
7. Васинева П.А. Духовные универсалии раннего немецкого романтизма: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.03 / Васинева Полина Александровна. – СПб., 2014. – 135 с
8. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм : проблемы эстетики / Н.Я. Дьяконова. – М. : Наука, 1978. – 208 с
9. Жаринов Е.В. Роковой романтизм. Эпоха Демонов / Е.В. Жаринов. – М.: АСТ, Времена, 2020. – 544 с.
10. Жуковский В.А. − критик / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.М. Прозорова. М.: Сов. Россия, 1985. С. 236.
11. Лист, Ф. Избранные статьи / Ф. Лист. – М. : Государственное музыкальное издательство, 1959. – 462 с
12. Малахаева С.К. Романтическое жизнетворчество как стратегия субъективации человека в современном обществе: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Малахаева Светлана Карловна. – Улан-Удэ, 2013. – 160 с
13. Мартинсен, К.А. Индивидуальная фортепианная техника. – М.:Музыка, 1966. – 230 с.
14. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А.Н. Николюкин. – М., Интелвак, 2001. – 1600 с
15. Панкратова О. В. О некоторых аспектах кантатно-ораториального творчества немецких композиторов-романтиков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 10
16. Пилипенко Н. В. Слово и музыка в песнях Франца Шуберта: опыт образно-смысловой интерпретации: автореф. дис. … канд. искусствоведения. – М., 2016
17. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3 т. М., 1983. Т. 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи. 214
18. Садунова Н.В. Философия любви немецкого романтизма : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Садунова Наталия Владимировна. – Тверь, 2009. – 154 с
19. Соловьев А.Э. Романтическая концепция иронии и классическая немецкая философия: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Соловьев Андрей Эрихович. – М., 1987. – 183 с.
20. Стрельцова Г.В. Пародия на втором этапе немецкого романтизма: дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук: 10.01.03 / Стрельцова Галина Вячеславовна. – М., 2004. – 203 с.
21. Тамарченко, Н.Д. Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий [Текст] / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.
22. Традиции и новаторство немецкого и английского романтизма конца XVIII – начала XIX века : межвуз. сб. науч. тр. / Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского; [редкол. : П. Б. Гурвич (отв. ред.) и др.]. – Владимир : ВГПИ, 1986. – 146 с.
23. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: структура и семантика / Ф.П. Федоров. – М.: МИК, 2004 (ППП Тип. Наука). – 366, [1] с.
24. Шикина А. Н. Культурфилософия романтизма // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 218–221.
25. Meredith V. The Pivotal Role of Brahms and Schubert in the Development of the Women’s Choir // Choral Journal. – 1997. – Vol. 37, iss. 7. – P. 7–12.
26. Oxford Dictionaries [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/
27. Siskin Clifford. The historicity of romantic discourse / C. Siskin. – New York; Oxford: Oxford univ. press, 1988. – 225 p.